Цель: формирование целостного представления учащихся о музыкальном образе.
- помочь учащимся осознать новое звучание русской народной песни «Во кузнице» /как стойкое сопротивление, как вызов белогвардейской банде/;
- развитие певческих и слушательских навыков, умение анализировать музыкальный материал урока;
- воспитание слушательской культуры и патриотических чувств на основе передачи исторических событий через музыку Тихона Николаевича Хренникова.
Оборудование:
а) зрительный ряд:
- портрет Т.Н. Хренникова
- портрет Г. Эйслера
- иллюстрации исторических событий гражданской войны
б) литературный ряд: роман Дмитрия Фурманова «Чапаев»;
в) музыкальный ряд: 6 класс фонохрестоматии: опера «В бурю», «Во кузнице», хор из 2-го действия Т.Н. Хренникова.
ХОД УРОКА
Вход под музыку русской народной песни «Во кузнице».
Вопрос: Знакома ли вам эта мелодия?
Исполнение р.н.п. «Во кузнице».
Вопросы:
1) Как звучала?
2) Как она воздействовала на вас?
3) Что вызвала?
4) Назовите тему четверти.
Воздействие музыки на человека в романе
«Чапаев» Дмитрия Фурманова.
«….Пели песни разные, но любимыми были про
Стеньку Разина и Ермака Тимофеевича. Были и
веселые плясовые. Какой-нибудь замысловатый
фальцетик, подмигивая хитро и сощурившись
лукаво, заводил на высочайшей ноте:
Уж ты, Дунюшка-Дуня!
Уж ты, Дунюшка-Дуня.
Хор подхватывал волнами зычных голосов:
Ах ты Дуня-Дуня-Дуня…
Дуня, Дунюшка, Дуняша!
В такт хлопали ладошами, отбивали каблуками, но это еще «бег на месте». Второй куплет не выдерживали, как только подхватят:
Ах ты Дуня-Дуня-Дуня…
Откуда не возьмись, на середину выскакивают разом два-три плясуна, и пошли рвать. Пляшут до семи потов, до одурения, почти до обморока…. Одни за другими, одни за другими….[фрагмент романа «Чапаев» Дмитрия Фурманова]
Введение в содержание оперы Т.Н. Хренникова «В бурю».
Либретто «Сцена на площади» из оперы «В бурю».
Слушание: «Сцена на площади» из оперы «В бурю».
Вопросы:
1) Были ли знакомые вам интонации?
2) А как она звучала?
3) Так же как и вы ее пели?
4) Как?
Итог по слушанию: песня стала в этой сцене острым оружием в борьбе.
Слушание «Песня единого фронта» Ганса Эйслера.
Вопросы:
1) Знакома ли вам эта мелодия?
2) Жанр?
3) Характер этой песни?
Исполнение «Песня единого фронта» Ганса Эйслера.
Вопросы:
1) Как эта песня воздействовала на вас?
2) Что вызвала?
Обобщение:
1) Как же музыка воздействует на окружающую
действительность.
2) Через кого.
– Итак, музыка воздействует на человека, вызывая определенные чувства и желания созидать, меняя настроения, формируя характер, и через человека преобразует жизнь.
Домашнее задание: нарисовать образы, которые у вас возникли при прослушивании песни «Во кузнице».
Выход: звучит «Песня единого фронта» Ганса Эйслера.