Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии "Этнологическая кукла"

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Цель урока: развивать интерес у учащихся к историческому наследию, духовному миру прошлого, к богатой культуре русского народа.

Цели для учащихся:

Должны знать: Должны уметь:
1. Исторические сведения о русской этнологической кукле, ее образе. 1. Воспроизвести куклу с картинки, сохранив все характерные элементы.
2. Технику изготовления куклы из глины и одежду разных губерний. Выполнить головку куклы, разрисовать и оформить ее, подготовить вариант костюма.
3. Материалы, оборудование, применяемые при выполнении этнокуклы и старинной одежды. Использовать современные способы лепки, ручные приемы для пошива одежды.
4. Перечень элементов выбранного народного костюма. Нарядить куклу в соответствии с картинкой, используя инструкционную карту и приемы ручного шитья.

Методы и приемы преподавания на интегрированном уроке:

Вид урока: Урок обучения умениям и навыкам. Он предусматривает элементы беседы с использованием наглядных пособий, презентаций в сочетании с элементами практической деятельности и исследованиями учащихся. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности: «Ты изображаешь, создаешь, украшаешь». Эти три вида художественной деятельности определяют цели и задачи интегрированного урока ИЗО и Технологии: выполнить эскиз куклы, создать куклу, разрисовать и одеть ее.

Задачи:

  • Воспитательная: укрепление любви к Родине через изучение ее великой древней православной культуры.
  • Обучающая: обучение простейшим навыкам рукоделия и приемам изобразительного искусства.
  • Развивающая: развитие художественного вкуса на классических примерах мастеров русского народного промысла.

План урока.

1. Молитва.
2. Оргмомент.
3. Повторение.
4. Объяснение новой темы.
5. Физкультурная пауза.
6. Практическая работа.
7. Сравнительный анализ.
8. Выставление оценок.
9. Закрепление пройденного материала.
10. Благодарственная Молитва.

Оснащение урока.

  • Экран.
  • Компьютер.
  • Образцы наглядных пособий.
  • Подборка литературы.
  • Раздаточный материал (эскизы народных костюмов)
  • Заготовка кукол и кукольной одежды для первой подгруппы.
  • Краски, кисти, глиняные рельефы в рамках для второй подгруппы.
  • Словарь.
  • Наглядный материал:
    • «Набор цветных картинок с изображением костюмов различных регионов России»;
    • «Готовое изделие, выполненное по мотивам национальной одежды, предназначенное для одевания кукол»
    • «Набор картонных кукол в русской старинной одежде, выполненный учащимися»
    • «Домотканые рушники из школьного музея»
    • «Пояса в технике «тканье»
    • «Набор украшений к старинному костюму»
    • Презентация истории создания этнологической куклы и костюмов российских губерний, техники выполнения куклы, росписи и одевания. (Приложение 1)

ХОД УРОКА

1. Молитва «Царю небесный»

2. Оргмомент:

– Сегодня мы совершим путешествие в столицу Потешного царства, и познакомимся с одной из его кукол.
В нашем путешествии в Потешное царство будут участвовать только самые внимательные и старательные.
Поскольку речь пойдет о народных промыслах Сергиева Посада, то сначала повторим пройденный материал.

3. Повторение

– В свое время на уроках мы познакомились с народными промыслами.

  • Что такое «народные промыслы»?
  • Почему это искусство называется «промыслами»?
  • Каким способом изготовляли одежду в старинные времена. Какие швы использовались?
  • Какой крой одежды был характерен для народного костюма?
  • После какого великого события на Руси женский костюм дополнился головным убором? Какие детали костюма украшались вышивкой? Расскажите поподробнее.

7. Основные ткани, применявшиеся для народной одежды. Способ изготовления. Самый нарядный цвет одежды?

4. Объяснение новой темы

– Сегодня мы познакомимся с совершенно уникальным народным промыслом Сергиева Посада «Этнологическая кукла». (Приложение 1)

(На экране чередуются образцы этнологической куклы)

Сергиев Посад в старину называли столицей Потешного царства, потому что в нем веками работали тысячи мастеров-кукольников. Они изготавливали игрушки для всех классов и сословий, на любой вкус. Кукольный товар пользовался большим спросом, потому что, по преданию, прп. Сергий Радонежский благословлял детей игрушками, вырезанными им самим. И богомольцы, стекавшиеся сюда со всей Руси, считали своим долгом купить игрушку-потешку своим детям, как благословление прп. Сергия.
Была среди этих игрушек и этнологическая кукла.
Этнологическая кукла – это кукла в народном костюме различных губерний и уездов России. Для детей она была скорее не игрушкой, а познавательным средством для изучения родной культуры.
Костюмы привлекают внимание подробностью, почти документальностью, копирующей настоящий русский национальный костюм.
Одевальщицы, так называли женщин, которые шили одежду куклам, строго следовали эскизам художников-профессионалов.

(На экране портрет Н.Д. Бартрама)

Многие эскизы выполнил сам Николай Дмитриевич Бартрам, первый директор и инициатор открытия музея Игрушки.
Помните нашу экскурсию в этот музей?

Словарная работа

– Итак, что же означает слово «этнологическая»? Оно имеет греческое происхождение. «Этнос» переводится как «народ».
Логос – это значит «слово» или «познание». Т. е. через эту куклу мы получаем познание о народном костюме.
А теперь об истории создания промысла. Он появился в конце ХIХ века. И появился не просто так.

(На экране картина В. Маковского «Вечеринка» 1866 год.)

Дело в том. Что в ХIХ веке российская интеллигенция подверглась революционному влиянию Запада. Она намеревались перечеркнуть все многовековое культурное наследие нашей великой Державы, забыть исконно-русские православные традиции, засыпать неисчерпаемый кладезь божественного вдохновения и воздвигнуть свою безликую, безнациональную псевдокультуру
В противовес этому здоровая сердцевина истинно православной русской интеллигенции основала свой «Русский стиль» в искусстве. Они понимали, что дерево без корня неизбежно засохнет. И, если у народа нет прошлого, то у него не будет и будущего.

(На экране портрет С.И. Мамонтова)

Главным центром Русского стиля стал Абрамцевский кружок С.И. Мамонтова. Художники, музыканты, писатели, собирающиеся здесь, возрождали традиции русской старины.

(На экране фотография членов Абрамцевского кружка)

В этой связи брат Саввы Ивановича – Анатолий Иванович открыл в Москве магазин с мастерской «Детское воспитание». Вот там и родилась наша этнологическая кукла.

(На экране продолжается показ образцов этнологической куклы)

Вскоре кукла переселилась в Сергиев Посад, и, именно, здесь был основан промысел по ее изготовлению.
Головки сначала выписывались из-за границы, а потом стали изготавливать в Хотькове на Майоликовом заводе и в Гжели. А костюмы шили одевальщицы Сергиева Посада и малых окрестных городов и сел (Хотькова, Александрова, и др.)
Промысел существовал до 60-х годов ХХ века, пока его не вытеснило массовое фабричное изготовление советских кукол.
Отрадно отметить, что и ныне промысел расцветает еще ярче.

(На экране современные образцы этнологической куклы)

Сегодняшняя наша работа будет основана на взаимопомощи, на сотворчестве двух предметов.
Мы разделились на две подгруппы: «Рисовальщицы» и «Одевальщицы». Каждая будет воплощать свой творческий проект. Рисовальщицы будут расписывать глиняные рельефы, наклеенные на холсте в рамке. А одевальщицы будут наряжать заранее изготовленных кукол.
Предварительно на уроке изобразительного искусства девочки слепили для подгруппы «Одевальщиц» кукольные головки и расписали их. А на уроке технологии для подгруппы «Рисовальщиц» девочки подготовили рамки с холстами.
Все мы будем изготавливать этнологическую куклу. Но не точные копии первозданного образца, а свои творческие работы, основанные на исторических традициях. Только так промысел может развиваться и полноценно жить.

5. Физпауза

Дети повторяют движения за учителем.

Во Москве, во стольном граде
Наша кукла родилась,
А у Сергия в Посаде
Поселилась, прижилась.
Поклонимся в ноги людям,
Что создали нам ее.
По примеру ее будем
Воплощать, творить свое.

6. Русский народный костюм

– Сейчас преподаватель технологии Ирина Александровна расскажет об истории народного костюма в России.

Характер женского костюма соответствовал крестьянской эстетике.
Комплект с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков.
В конце XIX — начале XX века он имел множество вариантов.
Состоял он по-прежнему из рубахи, сарафана, пояса, поневы, головного убора (кокошник, сорока, повойник), обуви. Часто его дополнял передник (по-другому завеска). Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни.
Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура.
В основе всех женских костюмных комплексов лежит рубаха. Она служила повседневной одеждой, дополняясь сарафаном, паневой, андараком, нагрудной, плечевой одеждой.
С 7 -8 лет девочки начинали участвовать в приготовлении приданого. Его размеры зависели от уровня благосостояния семьи будущей невесты. Как правило, в приданое входили: постельные принадлежности, верхняя одежда (сарафаны, передники, паневы), нижняя одежда девушки (рубаха), запас тканей, полотенца.
Умение изготавливать ткани, шить одежду, начиная с обработки льна и заканчивая декоративной отделкой изделий, было обязательным условием для каждой крестьянской девушки.
Материалом для одежды служили льняное полотно, пестрядь (цветная
клетчатая ткань, изготовленная из льняных нитей домашнего прядения с
добавлением цветных), набойка. Позже они были вытеснены ситцем.

Презентация детей об особенностях народного костюма различных губерний и уездов России.

7. Практическая работа

1. 1-я подгруппа «Одевальщицы» наряжает куклу.
2. 2-я подгруппа «Рисовальщицы» расписывает глиняный рельеф народного костюма, наклеенного на холст в рамке.
Звучит народная музыка.

8. Сравнительный анализ

Девочки выходят к доске и встают полукругом. Таким образом, и им, и всем присутствующим видна их работа.
Учителя помогают выявить лучшие работы.
8.Выставление оценок
С учетом мнения детей учитель выставляет оценки.

9. Закрепление материала

1. С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?
2. Когда и где он был основан?
3. Какие обстоятельства предшествовали его основанию?
4. Кто дал жизнь промыслу?
5. Объясните понятие «Этнологическая кукла».
6. Что такое понева?
7. Что такое душегрея?
8. Рассказать о женской рубахе.
9. Назначение пояса, техника исполнения.
10. Какой покрой сарафана вам известен?
11. Какие детали старинного костюма можно найти в современной одежде.

10. Благодарственная молитва «Достойно есть»