Место проведения: помещение группы ДОУ.
Цель мероприятия: Закрепить и уточнить знания детей об осени, о её отличительных особенностях.
Задачи:
- продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом;
- формировать навыки детей в работе с нетрадиционным материалом: гречкой, пластилином и фигурными пайетками. Формировать навыки “чтения” технологической карты работы. Развивать слуховое и зрительное внимание в работе с технологическими картами, развивать память, мышление;
- воспитывать аккуратность в работе с пластилином и клеем.
Оборудование: каронная основа синего цвета, клей ПВА, гречка, тряпочки для клея, остатки пластилина, фигурные пайетки осенних листьев, простой карандаш, цветная бумага коричневого цвета, ножницы, технологическая карта работы.
Предварительная работа.
- Работа с мнемотаблицей “Правила безопасного использования ножниц”.
- Работа с мнемотаблицей “Правила безопасного пользования кистью”.
- Беседа “Поздняя осень”.
Ведущий: воспитатель.
I. Организационный момент.
Дети сидят на ковре.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как к нам много гостей пришло. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются.
II. Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель. Молодцы. А почему осень? Какие признаки осени вы можете назвать?
Ответы детей. Улетели птицы, опала листва с деревьев, стало холоднее, люди теплее одеваются, часто идёт дождь, а иногда уже и снег…
Воспитатель. Верно, ребята, сейчас уже поздняя осень.
Вдруг раздаётся стук в дверь.
Воспитатель. Кто бы это мог быть? Войдите!
Входящий сообщает: Вам посылка – бандероль.
Воспитатель. Странно, от кого? Читает адрес. Куда: Детский сад №65, ребятам старшей группы №11. От кого: Волшебница Осень.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что же нам прислала Волшебница Осень. Открывает бандероль, там лежит письмо.
Воспитатель читает текст. Здравствуйте, ребята! Я - Волшебница Осень. Не могу сама к вам в гости прийти, дел очень много: и листочки последние с деревьев собрать и лужицы ледком застеклить, а то и снежинками первыми вас побаловать. Ведь сейчас уже поздняя осень – месяц ноябрь. Времечко моё уже заканчивается, скоро зима. Очень грустно мне с вами расставаться. Прошу на прощание сделать для меня открытку “Золотая осень”, проводить меня. Присылаю вам инструкцию для изготовления открытки. До свидания!
Воспитатель. Ну, что ребята, давайте вместе посмотрим и подумаем, как нам сделать открытку.
Воспитатель достаёт из бандероли технологические карты работы и приглашает детей пройти к мольберту.
Дети и воспитатель рассматривают и обсуждают технологические карты работы.
1 карта.
Воспитатель. Что здесь изображено, как вы думаете?
Дети отвечают. Бумага, клей, кисточка, ножницы, тряпочка для клея, картон, листочки, кусочки пластилина, простой карандаш, что-то мелкое, какие-то зёрнышки…
Воспитатель. Зёрнышки? Давайте подумаем, что за зёрнышки. Ведь зёрнышки – это, скорее всего крупа, как вы думаете, какая именно крупа изображена на рисунке?
Дети отвечают, перебирают варианты ответов. Рис – белый и продолговаты, пшено – жёлтое, геркулес - сплющенные хлопья. Наверное, это гречка. Она коричневая, и не очень мелкая.
Воспитатель. Правильно, гречка. Молодцы, ребята, вы правильно перечислили всё, что нам понадобится для работы: бумага, картон, клей, ветошь для излишков клея, кисть для клея, простой карандаш, фигурные пайетки в виде листочков, остатки пластилина, крупа гречка, ножницы.
2 карта.
Воспитатель. Ребята, что здесь изображено?
Ответы детей. Похоже на контур дерева.
Воспитатель. Правильно, это силуэт дерева. Давайте посмотрим, как его сделать?
Дети отвечают по схеме. Надо сложить бумагу пополам.
Воспитатель уточняет. Цветной стороной внутрь или наружу?
Дети. Цветная сторона внутри. Дальше на линии сгиба надо нарисовать контур половинки дерева и вырезать его.
Воспитатель. Ребята, а кто сможет нам напомнить правила безопасной работы с ножницами?
Кто-то из детей напоминает правила безопасной работы с ножницами, остальные дополняют его, если он что-то забыл.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы всё правильно рассказали. Итак, мы должны вырезать силуэт дерева, для этого нам нужно сложить лист бумаги пополам, нарисовать на линии сгиба силуэт дерева и вырезать его, не забывая о безопасном использовании ножниц.
3 карта.
Воспитатель. Давайте посмотрим на следующую карту. Кто понял, что нужно делать?
Ответы детей. Надо вырезанный силуэт дерева смазать клеем и приклеить на картонную основу открытки.
Воспитатель. Кто нам напомнит о безопасном пользовании кистью во время работы?
Кто-то из детей по желанию напоминает правила пользования кистью.
4 карта.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что нам нужно сделать по этой карте?
Дети отвечают. Смазать ствол дерева клеем и выложить аккуратно гречку.
Воспитатель. А если клей растёкся или размазался, что делать?
Дети. Надо аккуратно промокнуть его тряпочкой.
Воспитатель. Как вы думаете, зачем выкладывать ствол коричневой гречкой, ведь он и так уже коричневый?
Дети. Наверное, нам нужно сделать не простую, а объёмную поделку.
Воспитатель. Молодцы, итак нам нужно смазать клеем ствол дерева и выложить на него аккуратно гречку.
5 карта.
Дети, рассмотрев технологическую карту, рассказывают, что при помощи остатков пластилина нужно выложить фигурными пайетками крону дерева.
(Каждая карта после обсуждения закрепляется на мольберте.)
III. Основная часть
Воспитатель. Ребята, мы всё обсудили, теперь можно за работу приниматься. На столах уже есть всё необходимое. Карты для напоминания будут висеть на мольберте. Для начала давайте разомнёмся – физкультминутка.
Физкульминутка
“Падают, падают листья” по стихотворению Т. Волгиной
Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья В воздухе вьются, летят. |
Плавные махи руками сверху вниз Повороты вокруг себя |
Птицы на юг улетают – Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. |
Имитация полёта птиц. |
Дети проходят за столы и приступают к работе. Воспитатель наблюдает за ходом работы, помогает и подсказывает, если возникли какие-то затруднения.
Воспитатель. Давайте подумаем, как можно изобразить листопад на нашей открытке?
IV. Подведение итогов.
Воспитатель. Ребята, давайте вместе посмотрим, что у нас получилось. Осень будет очень довольна. Мы сегодня с вами попрощались с золотой осенью и подарок ей на прощанье сделали.
Совместное рассматривание и обсуждение поделок. Воспитатель хвалит детей, выделяет какие-то индивидуальные особенности каждой работы.
Воспитатель. А сейчас мы посмотрим, что у нас осталось в посылке. Посмотрите, осень преподнесла вам на прощанье сладкий подарок.
Вручает детям чупа-чупс.
Воспитатель. Всем спасибо за внимание, наше мероприятие окончено.