Урок речевой практики

Разделы: Русский язык


Постоянно увеличивающийся приток в Москву нерусского населения из стран ближнего зарубежья и национально-государственных субъектов Российской Федерации,   естественно, ставит  вопрос  о культурно-языковой адаптации мигрантов. Основная часть переселенцев и вынужденных эмигрантов – дети. Подавляющее большинство вновь прибывших детей практически не владеет русским языком, при этом они должны посещать школу. Следовательно, их нужно срочно обучать русскому языку, и  чем раньше, тем лучше.  В связи с этим разработка и апробация учебных пособий для этого контингента учащихся – одна из важнейших задач теории и практики  преподавания русского языка как иностранного  (РКИ) на современном этапе.  Программа,  по которой я работаю, имеет практическую направленность на культурно-языковую адаптацию, и позволяет организовать работу с детьми разных национальностей, в различных образовательных учреждениях.

Главная моя задача – формирование у детей навыков активного и психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в меняющейся языковой ситуации.

Знания, полученные за год обучения, позволяют моим ученикам  включиться в образовательный процесс и активно участвовать в интересной  и содержательной жизни московской школы.

Уроки РКИ отличаются по своей структуре от уроков русского языка. На каждом уроке необходимо применять все виды речевой деятельности.

Общая цель обучения – формирование умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях.

Лексическая тема: «Город»

Цель урока: формировать и совершенствовать навыки аудирования, чтения, говорения, письма; научить учащихся извлекать наиболее значимую информацию.

Грамматическая тема: Согласование существительного с прилагательным (в роде в форме им. п.). Предложный падеж имён существительных.

Оборудование: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Фонетическая зарядка

– Повторяйте!

Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.

Цель:  активизировать и развивать навыки произношения звуков (д), (т).
Прочитайте,  обратите внимание на позицию и произношение  [д], [т].

Ло-шад-ка
Пло-щад-ка
Бе-сед-ка
За-гад-ка
По-ход-ка
Ред-ко
Со-сед-ка
На-ход-ка
На-сед-ка
Кит-код
Вот-восход
Тот-переход
Тут-сад
Плот-завод
Салют-парад
Пилот-перевод
Пират-наряд

3. Повторение изученной лексики по теме «Город»

Цель : расширение лексического запаса учащихся.

Игра «Кто больше вспомнит слов»

Ученики составляют кластеры на тему «Город». В центре листка размещают овал со словом город, а вокруг перечисляют всё , что есть в городе.

– Где лечат людей?
– Где получают письма?
– Где покупают лекарства?
– Где покупают продукты?

Ролевая игра. Расскажи о своём городе

Цель: активизировать в речи изученный лексический и грамматический материал.

Гость города и житель. На листке бумаги написано «Гость» и на другом «Житель».

– Здравствуйте! Извините, пожалуйста! Я только сегодня приехал в ваш город! Скажите, пожалуйста, где я могу купить конверт?
– На почте.
– А где она находится?
– Здесь недалеко. На углу, слева. 

– Здравствуйте!
– Извините, пожалуйста, где я могу пообедать?
– В кафе!
– А где находится кафе?
– Оно находится совсем близко. Видите, там гостиница. Кафе справа.
– Спасибо.
– Пожалуйста!

– Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где я могу купить продукты?
– В универсаме.
– А где находится универсам?
– Справа.
– Спасибо!
– Пожалуйста! 

На доске пишется слово «историко-краеведческий».

– Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где я могу узнать об истории вашего города?
– В музее.
– А как называется этот музей?
– Это историко-краеведческий музей.
– А где он находится?
– На улице Гоголя.
– Спасибо.
– Пожалуйста.

– Ребята, как вы понимаете слово « историко-краеведческий»?
История, страна, область, местность; ведать – изведать, узнать, изучить.
Историко-краеведческий музей – это музей, в котором собраны экспонаты, рассказывающие об истории края. (Слово записывают в тетрадь).

Грамматическая модель (предложный падеж – где?)

Работа в парах

– Поставьте  слова, данные в скобках, в правильной форме.

– Где ты сейчас?
– Сейчас я в (школа, класс, урок)
– Где ты был вчера?
– Вчера я был (в школа). 
– Где ты купил булочку?
– Я купил её (в буфет).
– Где находится буфет?
– На (первый этаж).

Приложение 1.

4. Предтекстовые задания

Словарная работа.

Холм — небольшая гора, горка.
Украшать — придать красивый вид.
Город-мегаполис — очень большой,  крупный город.

Задания:

а) поставить ударение,  определить род существительных, выделить окончания.
б) объяснить значения слов
в) запись слов в словарь

5. Работа над текстом

Цель: познакомить учащихся с текстом, в котором встречаются новые слова, и добиться его понимания.

(Учитель медленно читает текст.)

Город Москва и Москва-река

 Москва начала строиться на высоком холме. Вокруг были тёмные леса и широкие поля. Город появился на берегу реки-Москвы. Река дала  городу свое название. Эта река проходит через весь город. Сегодня Москву-реку украшают высокие мосты. По берегам реки появилось много современных домов. Москва          продолжает расти. Сегодня Москва – это город-мегаполис.

Работа с вопросами к тексту

Цель: выяснить, как учащиеся поняли содержание текста.

Вопросы:

1.О какой реке говорится в тексте?
2. Москва-река широкая или узкая?
3. На каком месте стала строиться  Москва?
4. Что или кто дал Москве её  название?
5. Что появилось по берегам реки?
6. Как называют Москву сегодня?   

Работа над интонацией и слитностью чтения

 Цель: освоить основные виды русской интонации и научиться применять эти навыки на практике.

Учитель читает текст и вместе с учениками делает интонационную разметку, используя вертикальные линейки и стрелки (подъём и спад голоса). Ученики имитируют приёмы чтения учителя.

Работа над грамматикой

Цель: помочь учащимся понять роль в предложении изучаемой грамматической формы.

К данным словам подобрать прилагательные. Определить род и число.

Город (какой) –                     Мосты (какие) – 
Улица  (какая) –                    Поля (какие) –
Здание (какое) –                    Холм (какой) – 
Леса (какие) –                       Дома (какие) –

6. Послетекстовая  работа

Цель: закрепление знаний и навыков, полученных в процессе работы над текстом.

Задание: продолжите предложения.

Москва — это …
В центре Москвы …
Город появился ..
Москву-реку украшают..
На берегу появилось много ..

7. Закрепление темы «Город»

Ролевая игра

– Что это?
– Это больница.
– Где работает врач?
– Врач работает в больнице.

– Что это?
– Это школа.
– Где учатся дети?
– Дети учатся в школе.

– Что это?
– Это почта.
– Где работает почтальон?
– Почтальон работает на почте.

– Что это?
– Это банк.
– Где работает банкир?
– Банкир работает в банке.

– Что это?
– Это универсам.
– Где работает продавец?
– Продавец работает в универсаме.

7. Обобщение

– Что нового мы узнали на уроке?

Подведение итогов

Задание на дом: подготовить рассказ о Москве.