1. Тема учебного проекта тесно связана с изучением предпринимательской деятельности в рамках предмета «Экономический практикум» в 10 классе.
2. Проблема: Как организовать ярмарку новогодних подарков.
3. Цели:
- Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
- Воспитывать предприимчивость, расчетливость и ответственность за выполнение коллективной работы.
- Развивать аналитическое мышление и коммуникативные способности.
4. Задачи:
- Подготовить продукцию школьных мастерских к продаже на ярмарке.
- Провести экономические расчеты по ценообразованию, ожидаемой прибыли.
- Организовать место проведения ярмарки.
- Организовать торговлю новогодними подарками.
- Сформировать уверенность в собственных силах и возможностях по осуществлению несложной предпринимательской деятельности;
5. Возраст учащихся: 10 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
6. Время работы над проектом:октябрь – декабрь.
7. Режим работы: 16 учебных часов.
8. Дополнительно привлекаемые участники:руководители школьных мастерских, кружков, педагоги дополнительного образования, классные руководители, воспитатели групп продленного дня.
9. Мотивация к познанию: личный интерес учащихся, самореализация, получение прибыли, самомотивация от удовлетворения собственным трудом.
10. Знания и умения, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
– умение рекламировать товар;
– знания о маркетинге;
– умение по разработке изделия как
конкурентоспособного товара;
– умение определять себестоимость продукции
методом прямой калькуляции;
– знания о факторах, влияющих на
ценообразование;
– знания о способах сбыта продукции;
– умение составлять план доходов и расходов,
прогнозировать прибыль;
11. Развитие навыков:
– самостоятельного принятия решения;
– коммуникативности в ролевом взаимодействии;
–мыслительной деятельности при проектировании,
планировании, анализе, синтезе, структурировании
информации;
– самоанализа и рефлексии.
12. Осуществление учебного проекта
1 этап. Знакомство с целью и смыслом проекта. Постановка задач
Учащимся 10 класса предлагается перед Новым годом организовать ярмарку новогодних подарков. Сразу же возникают вопросы: что продавать на ярмарке?, где брать подарки?, как организовать продажу? Ответы на эти вопросы можно получить, реализуя задачи проекта.
2 этап. Планирование
1. Подготовка продукции школьных мастерских,
кружков, классных коллективов к реализации на
ярмарке (изучается ассортимент продукции,
качество).
2. Маркетинговая разработка товара (учащиеся 10
класса оформляют упаковку для товара, товарный
знак, продумывают дополнительные услуги:
доставка, установка, технические консультации и
т.д.).
3. Расчет себестоимости и окончательной цены
изделий, выставляемых на продажу.
4. Рекламирование ярмарки новогодних подарков
(реклама проведения ярмарки проходит на
территории рынка микрорайона, в соседних школах,
в сквере).
5. Расчет ожидаемой прибыли (методом калькуляции
ребята предварительно высчитывают доход от
ярмарки, расход и прибыль).
6. Проведение акции «Ярмарка новогодних
подарков» (в украшенном фойе школы располагаются
прилавки с товаром, сами учащиеся осуществляют
торговлю, привлекают покупателей рекламой,
покупатели могут выпить горячего чая с выпечкой,
продумывается музыкальное сопровождение
ярмарки).
7. Подведение итогов, получение прибыли (ребята
самостоятельно рассчитывают доход от продажи,
отнимают расходы на затраты, получают прибыль).
3 этап. Выполнение исследования. Получение информации, ее анализ и обобщение
По каждому пункту планирования учитель
предоставляет учащимся необходимые
теоретические знания. Рассматривают темы:
«Организация торговли», «Реклама – двигатель
торговли», «Экономический интерес
предпринимателя», «Планирование
предпринимательской деятельности», «Маркетинг».
Закрепление полученных знаний, выполнение
творческих заданий, поиск оптимальных
решений происходят на практических занятиях:
«Ассортимент новогодних подарков», «Разработка
товаров», «Реклама продукции школьных
мастерских и кружков», «Расчет ожидаемой
прибыли», «Ценообразование».
Степень самостоятельности зависит от того,
насколько учащиеся овладеют знаниями и умениями,
необходимыми для выполнения заданий. Когда
учащимся не хватает знаний, каких-то умений, то
наступает благоприятный момент для подачи
нового материала. Учитель постоянно «держит руку
на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности,
каков уровень самостоятельности. Допускать
стихийной самостоятельности нельзя.
4 этап. Демонстрация продукта проектной деятельности. Презентация
Презентация проекта представляет собой проведение самой ярмарки новогодних подарков. Оформление зала, прилавков, товаров и организация торговли происходит силами самих учащихся. Общешкольное мероприятие проходит с привлечением жителей микрорайона, на ярмарку могут прийти учащиеся и работники соседней школы, отдыхающие в школьном сквере, родители учащихся и все желающие.
5 этап. Оценка результатов (коллективное обсуждение и самооценка)
На этом этапе учащиеся производят расчет дохода, затрат, прибыли, оценивают вклад в общее дело каждого участника проекта. А самое главное – учащиеся коллективно решают, как распорядиться прибылью.
6 этап. Рефлексия деятельности.
Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья этот этап очень важен. Он помогает
создать полную картину выполненной работы.
Учащиеся обсуждают, с какими трудностями им
пришлось столкнуться и способы их преодоления.
Что дала работа над проектом в плане личностного
развития каждого учащегося.
Реализация данного проекта – это путь к
саморазвитию личности, через осознание
собственных потребностей и самореализацию через
предпринимательскую деятельность.
Конечно, выпускники не станут владельцами своих
предприятий, и при организации такой работы
встречается много трудностей, но положительные
стороны такой организации учебной деятельности
очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и
использовании необходимых знаний и умений в
различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений
(работа в разновозрастных группах, исполнение
разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности
(осознание нравственной ценности труда, развитие
интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе
работы выявляются учащиеся с хорошими
способностями к данному виду деятельности);
– приобретение умения ставить близкие и далекие
цели от успешного освоения азов профессии до
самостоятельной трудовой деятельности.
А самое главное, при такой организации учебной
деятельности в полной мере раскрывается
основной тезис современного понимания метода
проектов – «Все, что я познаю, я знаю, для чего это
мне надо и где и как я могу эти знания применить».
Литература.
- Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. / Дефектология. – 1995г. – № 2. – с.22-26.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. (Текст): учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Щербакова С.Л. и др. Организация проектной деятельности в школе: система работы – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М.: АРКТИ, 2003 г.