Кейс-технология – обучение будущего

Разделы: Иностранные языки


Осуществление образовательной деятельности в новых для Гимназии №2 условиях деления по английскому языку на 3 группы позволяет успешно моделировать образовательное пространство для одаренных детей и, наряду с личностно-ориентированным обручением, определяет выбор современных образовательных технологий для всех учащихся, опираясь на индивидуально-психологические, типологические и возрастные особенности детей. «Новая система ценностей образования – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности». [1]

Ключевая идея ФГОС: «…уход от всеобщего минимума к индивидуальному максимуму взята за основу обучения английскому языку и помогает созданию условий для реализации новой системы ценностей образования и креативных возможностей обучающихся». [2]

В основе современных педагогических технологий и методов стандартов второго поколения лежат системно-деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы.

Объединение идеи рейтинговой системы оценки с кейс-технологией является авторской. Это обеспечивает соревновательный характер обучения и высокую активность учащихся на уроке английского языка. Новшество нацелено на индивидуальный подход к ребенку в учебном процессе, и при подготовке к экзамену на групповых занятиях способствует повышению качества и успеваемости учащихся, их мотивированности в изучении английского языка, достаточную для формирования необходимых компетенций.

Особенности оценки метапредметных результатов:

«Оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий,
Оценка планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ…» [3]

Объект оценки метапредметных результатов:

  • «способность и готовность к освоению систематических знаний, их к самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии…» [4]

 «Кейс» – (от англ. слова «упакованный чемоданчик») представляет из себя сформированный пакет индивидуальных заданий для каждого учащегося на каждый урок и состоит из:

  • заданий базового и повышенного уровня лексико-грамматического характера;
  • блок заданий для подготовки устного тематического монологического высказывание на основе интерпретированного текста, формирующее критическое мышление;
  • блок заданий для подготовки диалогов  с целью обмена оценочной информацией;
  • индивидуальная диагностическая карта;
  • задания повышенного уровня: творческие проекты, учебно-исследовательские конкурсные работы, презентации материала теоретической грамматики и страноведения;
  • проверка домашнего задания и рефлексия урока.

Алгоритм составления «кейса»:

  • составить план урока согласно программе и особенностям группы;
  • определить этапы урока и номера заданий для учащихся базового уровня и повышенного уровня;
  • определить темы учебных исследований и творческих проектов, связанных с темой урока.

В результате пакет индивидуальных заданий на каждый урок является удобным аналитическим материалом, наглядно демонстрирующим системную деятельность каждого учащегося на каждом уроке. Доступность и посильность изучаемого материала достигается за счет рационального использования времени на уроке и предупреждения перегрузки школьников. Актуальность уроков  продумана достаточно для целей ГИА и ЕГЭ. Уровень обратной связи со всеми учащимися высокий, контроль за ЗУН учащихся эффективный. Степень познавательной активности,  творчества и самостоятельности учащихся соответствует возрастным особенностям.

Кейс не является обязательным на каждый день и составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени. Эта технология эффективна в совокупности с остальными современными технологиями и методами  и приемамиобучения не только английскому языку, но и применима к другим предметам.

Характеристика отдельных составляющих:

  • учебно-исследовательские проекты оцениваются по рейтинговой системе с использованием общеучебных умений и навыков (см. материалы поддержки)
  • диагностическая карта составляется по итогам контрольных работ и анализа ошибок
  • учащиеся получают балл за каждый правильный ответ  (рейтинг может быть вариативен в зависимости от типа урока и его целей, видов деятельности).

Не стоит считать, что это оправдано на каждом уроке,  и на всех ступенях обучения, так как тренировочные упражнения по грамматике требуют вдумчивого анализа и ситуативного подхода. Аудирование предполагает определенную степень подготовки по данной теме, а подготовка устного тематического монологического высказывание на основе интерпретированного текста, формирующее критическое мышление, рассчитана на креативные способности.

Поэтому, опираясь на индивидуальные особенности учащихся и их степень компетентности, этапы работы над определенными умениями и навыками, следует применять «кейс»-технологию, используя опыт оптимального подбора методов и приемов в зависимости от целей урока и стратегий образования вцелом.

Пакеты индивидуальных заданий разного уровня для учащихся  составлены с целью выбора из предложенного объема возможных заданий по всем видам речевой, созвучные своей индивидуальности. Они представляют широкий диапазон возможностей творческого воплощения идей ФГОС по блокам заданий: составить тематическое монологическое высказывание, формирующее критическое мышление,диалог с целью обмена оценочной информацией, лексико-грамматические задания, чтение с анализом информации  на установление соответствия и с выбором ответа, пакеты индивидуальных контрольных работ в формате ГИА и дают удивительный результат активности, личностного соревновательного  духа  и вдохновения, а также обеспечивает эффективный индивидуальный контроль и прозрачность системной  деятельности учащихся на уроке  для взаимодействия с родителями.

Положительным моментом является и отсутствие боязни «перфекционистов» сделать ошибку, так как идет учет только положительных ответов по рейтинговой системе и даже дети, не выполнившие д\з, имеют все шансы иметь высокие баллы, хотя следует снимать баллы за его отсутствие и нарушение установленных правил работы по «кейсу». Подсчет баллов – на конкурсной основе за 5 минут до окончания урока, параллельно вызываются на соревнование другие группы. Эффективность контроля предопределяется и взаимоконтролем (никто не допускает приписок и независимая экспертиза обеспечена).

Ребята применяют различные стратегии  всех видов речевой деятельности в зависимости от поставленных коммуникативных задач. Они совершенствуют навык употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте. Тренировка в формате теста способствует развитию общеучебных  целей.  При обучении говорению используются опоры лексические и грамматические. При обучении письму используется учет родного языка и оказывается помощь в подготовке письменного домашнего задания.

В результате осуществления оптимального подбора технологи, методов и приемов обучения, учащиеся овладевают способами познавательной деятельности, имеют возможность выбирать и использовать предложенные учительницей  не один план урока, а его разнообразные модули, когда дети могут сами поставить цели урока, систематизировать и исследовать информацию, использовать систему оценки и предоставить образовательный продукт.

Это позволяет проследить активность и успеваемость, а также наличие домашнего задания каждого ученика на каждом уроке, при сохранности кейсов, что является небеспредметным разговором с родителями.

Совокупность информационно-коммуникационной технологии, «кейс»-технологии и  метода дифференцированного обучения с методикой коммуникативного и интенсивного обучения, проектной технологией и традиционного стиля необходима  в  наставнической  деятельности с молодыми специалистами Гимназии №2: Семеновой Е.В., Трошиной Е.В., а также студентов ДВГТУ и педагогического колледжа ДВГТУ промежуточных и преддипломных практик, что  дает возможность распространять опыт оптимального подбора методов и приемов в зависимости от целей урока и стратегий образования вцелом.

Наставническая деятельность, осуществляемая через посещение уроков,  консультации молодых специалистов, планирование и анализ  работы с  соответствующей документацией,  способствует формированию групп последователей не только из учителей, начинающих свою педагогическую деятельность, но и опытных коллег. Некоторые коллеги используют основу «кейс»-технологии и материалы разработанного дидактического  и раздаточного свойства, выложенных в локальной сети интернет.

Работа по реализации доминантного жизненного проекта идет не только в направлении академической одаренности детей,  но и социальной, что выражается во взаимопомощи в ученическом коллективе в рамках класса, школы. Социально одаренные дети  любят выступать в роли экспертов и консультантов на диагностических уроках, таких как работа над ошибками, взаимопроверка, взаимозачет. Они предпочитают работать совместно над творческими проектами, оказывают направляющую поддержку слабоуспевающим,  помогая  составить диалог-расспрос, написать личное письмо, составить тематическое монологическое высказывание, а так же активно участвуют во   внеурочной деятельности учащихся в рамках школы. (Декады наук, недели европейских языков).

Эта система максимально эффективна для данного учителя и обоснована, что показывает уровень владения  методиками управления и прогнозирования педагогического процесса, осуществляет планирование результатов обучения, что способствует  личностно-ориентированому, социолингвистическому, социокультурному и социальному подходу  и постоянному вовлечению учащихся в активные формы речевого и условно-речевого общения, а так же квазеобщения.

В результате учащиеся умеют вести беседу в стандартных ситуациях общения на уроках и в информационном пространстве, что прослеживается на открытых уроках, где обучающее воздействие представленных уроков связано с задачами развития комплексных компетенций.

Активное использование «кейс»-технологии, ИКТ, проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе способствует развитию навыков интеллектуального труда школьников, популяризации интеллектуально-творческой деятельности, формированию поликультурного мышления и развитию толерантности у учащихся, поддержке одаренных детей; развитию интереса к изучению языка истории и культуры стран изучаемого языка.

Список литературы:

  1. Серия «Стандарты второго поколения» Москва «Просвещение» 2011.
  2. ФГОС, Москва «Просвещение» 2011.
  3. Серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам, Москва «Просвещение» 2011.
  4. Серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам, Москва «Просвещение» 2011.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3