Детям с умеренной умственной отсталостью даются элементарные сведения по грамматике, необходимые для приобретения практических навыков устной и письменной речи. В коррекционной школе обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:
- Выработать элементарные навыки грамотного письма;
- Развивать коммуникативную функцию речи и формировать навыки общения;
- Формировать нравственные качества и общепринятые навыки поведения.
Программа по грамматике, правописанию включает разделы:
- Звуки и буквы.
- Слово.
- Предложение.
- Связная речь.
- Графические навыки.
На основе характеристики класса (смотри
приложение) учащихся можно разделить на 2
группы:
1 группа – Нарбаев Толя, Трикоз Настя, Белоножко
Алина.
2 группа – Серегина Катя, Атавин Илья,
Гречишникова Василиса и Горетый Костя. Эти
ученики проходят программу 2 специального
класса. Они должны усвоить звуки и буквы ы, с, х, ш,
л, н, р.
К концу года учащиеся первой группы
должны уметь: писать буквы, слоги
и слова,
предложения под диктовку; писать диктанты из 3
предложений; списывать предложение и слово с
доски, карточки.
К концу года учащиеся второй группы
должны уметь: писать буквы (самостоятельно или с
помощью учителя), слоги и короткие слова с
изученными буквами; списывать их с доски,
карточки.
Для освоения курса программой отведено 4 часа в
неделю(136 часов в год).
Критерии и нормы оценки по русскому языку для учащихся первой группы
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику,
если он обнаруживает понимание материала, может
сформулировать ответ на вопрос учителя. Ошибки
исправляет сам.
Оценка «4» ставится, если ученик дает
ответ, но допускает неточности и исправляет их с
помощью учителя; делает ошибки в речи; при работе
с предложением допускает 1-2 ошибки, которые
исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал
неполно и непоследовательно; допускает ряд
ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи
учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик
обнаруживает незнание большей или наиболее
существенной части излагаемого материала;
допускает ошибки в формулировке правил; не
использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка устных ответов.
Оценка письменных ответов
Оценка «5» ставится за работу
без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной –
тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4-5
ошибками.
Оценка «2» ставится за работу с 6-8
ошибками.
Оценка «1» ставится за работу с большим
количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 1 четверть (36 часов)
Тема |
Дата |
Цели |
Словарь |
Оборудование |
1,2,3,4. Повторение букв, изученных ранее. | Закрепить знания, полученные ранее. | Осень, листопад | Прописи, карточки. | |
5,6,7. Письмо слов и предложений. | Совершенствовать умение писать на слух. | Четвероклассник, школа. | Буквы. | |
8. Буква ь. | Учить узнавать и писать букву «ь». | Моль, ноль. | Карточки, картинки. | |
9,10. Письмо слов с буквой ь на конце и в середине. | Учить писать слова с ь на конце и в середине; совершенствовать умение писать под диктовку. | Картинки. | ||
11,12,13,14. Письмо предложений с изученными словами. | Отрабатывать «правила о предложении»; развитие словаря. | Осень. | Плакат. | |
15. Буква е. | Учить называть и писать букву «е». | Буква, прописи. | ||
16,17,18. Письмо слогов с буквой е. | Учить писать слоги с буквой е. | Слоговые карты. | ||
19,20,21. Письмо слов с буквой е. | Учить писать слова с е в начале и с е – показателем мягкости согласного. | Карточки со словами. | ||
22,23,24,25. Письмо предложений. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки с предложениями. | ||
26. Буква ё. | Учить узнавать и писать букву «ё». | Буква, пластилин. | ||
27,28,29. Письмо слогов с буквой ё. | Учить писать слоги с буквой ё. | Прописи. | ||
30. Диктант по теме «Письмо слов и предложений». | Проверить умение учеников работать самостоятельно. | |||
31,32. Письмо слов с буквой ё. | Учить писать слова с ё в начале и в конце после согласной. | Картинки. | ||
33,34,35,36. Письмо предложений. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки с предложениями. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2 четверть (28 часов)
Тема | Дата | Цели | Словарь | Оборудование |
1,2,3. Повторение материала, изученного в 1 четверти. | Закрепить знания, полученные ранее. | Прописи, карточки. | ||
4. Буква я. | Учить узнавать и писать букву «я». | Буква, пластилин, нитки. | ||
5,6,7. Письмо слогов с буквой я. | Учить писать слоги с буквой я. | Прописи. | ||
8,9,10,11. Письмо слов с буквой я. | Учить писать слова с я в начале и в конце после гласной. | Картинки. | ||
12,13,14. Письмо предложений. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки с предложениями. | ||
15. Буква ю. | Учить писать букву. | Нитки, буква. | ||
16,17,18. Письмо слогов с буквой ю. | Учить писать слоги с буквой ю. | Прописи. | ||
19,20,21,22. Письмо слов с буквой ю. | Учить писать слова, правильно соединять буквы. | Предметные картинки. | ||
23. Письмо предложений. | Отрабатывать «правила о предложении»; развитие словаря. | |||
24. Диктант по теме «Буквы я, ю» | Проверить умение учеников работать самостоятельно. | |||
25,26,27,28. Письмо слов и предложений. | Совершенствовать умение учащихся писать слова и предложения под диктовку. | Карточки. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 3 четверть (40 часов)
Тема | Дата | Цели | Словарь | Оборудование |
1,2,3. Повторение материала, изученного во 2 четверти. | Закрепить знания, полученные ранее. | Прописи, карточки. | ||
4,5. Буква ц. | Учить узнавать и писать букву «ц». | Буква, пластилин, нитки. | ||
6,7,8. Письмо слогов с буквой ц. | Учить писать слоги с буквой ц. | Прописи. | ||
9,10,11,12,13. Письмо слов и предложений. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки с предложениями. | ||
14. Буква ч. | Учить узнавать и писать букву «ч». | Буква, пластилин. | ||
15,16,17. Письмо слогов с буквой ч. | Учить писать слоги. | |||
18,19,20. Письмо слов с буквой ч. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки со словами. | ||
21,22,23. Письмо предложений. | Проверить умение писать слоги и слова с изученными буквами. | Карточки. | ||
24. Буква щ. | Учить узнавать и писать букву «щ». | Буква, трафареты. | ||
25,26,27. Письмо слогов с буквой щ. | Совершенствовать умение учащихся списывать слоги с печатного варианта, писать «на слух». | Карточки. | ||
28, 29, 30. Письмо слов с орфограммой ча-ща, чу-щу. | Учить писать слова с орфограммой ча-ща, чу-щу. | Таблица. | ||
31,32,33,34. Письмо предложений. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки с предложениями. | ||
35. Диктант по теме « Слова с ча-ща, чу-щу» | Проверить умение учеников работать самостоятельно. | |||
36,37,38,39,40. Письмо слов и предложений. | Совершенствовать умение учащихся писать слова и предложения под диктовку. | Карточки. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 4 четверть (32 часа)
Тема | Дата | Цели | Словарь | Оборудование |
1,2,3. Повторение материала, изученного в 3 четверти. | Закрепить знания, полученные ранее. | Прописи, карточки. | ||
4. Буква ф. | Учить узнавать и писать букву «ф». | Буква, нитки. | ||
5,6. Письмо слогов с буквой ф. | Совершенствовать умение учащихся списывать слоги с печатного варианта, писать «на слух». | Карточки. | ||
7,8. Письмо слов с буквой ф. | Обогащение словаря. | |||
9,10. Письмо предложений. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки с предложениями. | ||
11. Буква э. | Учить узнавать и писать букву «э». | Буква, нитки. | ||
12,13. Письмо слогов с буквой э. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки со словами. | ||
14,15. Письмо слов с буквой э. | Совершенствовать умение писать под диктовку. | Карточки. | ||
16,17,18. Письмо предложений. | Учить работать самостоятельно после инструкций учителя. | Карточки с предложениями. | ||
19. Диктант за 4 четверть по теме «Письмо слов и предложений». | Проверить умение учеников работать самостоятельно. | |||
20. Буква ъ. | Учить узнавать и писать букву «ъ». | Карточка с буквой. | ||
21,22,23. Письмо слов с буквой ъ. | Учить писать слова с ъ. | Предметные картинки. | ||
24. Годовой диктант по теме «Слова и предложения» | Развивать умение работать самостоятельно. | Карточки с заданием. | ||
25,26,27,28,29. Письмо слов и предложений. | Совершенствовать умение учащихся писать слова и предложения под диктовку. | Карточки. | ||
30,31,32. Повторение материала изученного за год. | Обобщить знания и умения учащихся. | Прописи. |