Актуальность
В настоящее время наука логопедия уже дала ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. Данное направление работы является актуальным на сегодняшний момент в связи с тем, что неуклонно повышается количество детей дошкольного возраста с речевой патологией, что впоследствии ведет к специфическим ошибкам чтения и письма в начальной и средней школе.
Цель
Разработать оптимальные пути и эффективные приемы коррекции недоразвития лексико-грамматического строя речи и профилактика нарушений письма у детей с ОНР и апробировать через коррекционно-развивающие занятия.
Задачи
- Изучить специальную литературу по данной теме.
- Обследовать ЛГСР у дошкольников с ОНР на начало учебного года.
- Спланировать оптимальные пути по развитию ЛГСР у детей дошкольного возраста с ОНР.
- Провести коррекционно-развивающие занятия в соответствии с годовым перспективным планом работы.
- Обобщить результаты коррекционно-развивающей работы (через диагностическое обследование в конце учебного года).
- Разработать методические рекомендации для воспитателей по преодолению лексико-грамматических нарушений детей с ОНР.
- Предоставить практический материал из опыта работы в методическую копилку ГБОУ.
Обобщая теоретические данные отечественных ученых о формировании ЛГСР у дошкольников с ОНР можно выделить следующие характерные особенности:
- Ограниченность словарного запаса.
- Расхождение объема активного и пассивного словаря.
- Неточное употребление слов.
- Вербальные парафазии.
- Несформированность семантических полей.
- Трудности актуализации словаря.
На основании этих данных мною была составлена схема (Приложение 1), в которой представлены:
- Главные составляющие ЛГСР.
- Основные характерные особенности формирования ЛГСР у детей с ОНР.
- Разделы работы по устранению выявленных недостатков.
Мною были отобраны и систематизированы коррекционно-развивающие игры и упражнения для практического усвоения ЛГСР (Приложение 2, приложение 3). Использование данных заданий улучшило качественные и количественные показатели формирования ЛГСР в подготовительной логопедической группе.
Выводы:
- Нарушения речи у детей с ОНР носят системный характер. Формирование ЛГСР детей с отклонениями в развитии происходит с опозданием, его уровень ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
- Развитие ЛГСР необходимо проводить на тщательно спланированных занятиях логопеда. Занятия должны носить системный, ступенчатый, комплексный характер, а также в повседневной жизни (через основную ведущую деятельность – игру).
- Работа над формированием ЛГСР должна осуществляться по следующим направлениям:
- Уточнение лексического и грамматического значения слова;
- Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
- Формирование парадигмы словоизменения и словообразования;
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- На основании проведенной диагностики мы имеем следующие результаты:
Уровни развития речи |
Начало уч.года |
Середина уч.года |
Конец уч.года |
Высокий уровень |
1 |
4 |
57 |
Выше среднего уровень |
4 |
22 |
24 |
Средний уровень |
27 |
33 |
18 |
Ниже среднего уровень |
30 |
35 |
0 |
Низкий уровень |
38 |
2 |
0 |
Список литературы:
- Безрукова О.А. Грамматика русской речи / Учебно-методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч./ О.А.Безрукова. - М.: Каисса, 2007.
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей/ О.А.Новиковская. – СПб: Корона -принт, 2004.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми/ В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет.