Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания школьников обладает система общего и дополнительного музыкального образования, которой в нашей школе уделяется особое внимание. Мы убеждены, что обучение музыкальному искусству может стать условием и средством развития и воспитания патриотических чувств кадет только в том случае, если эта деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Выстроенная линия музыкального образования в корпусе отвечает запросам Федерального государственного образовательного стандарта образования:
- осуществляется преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечивается духовно-нравственного развитие учащихся;
- формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Идея патриотического воспитания находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки в 1–7-х классах. Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах, и находит своё отражение на таких уроках, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. Перед учениками раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к петровским кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов. Кроме того, ребята слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, возникновении и развитии кадетских корпусов, жизни народа в прошлом.
Особое внимание уделяется изучению русской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. На наш взгляд, народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красоту родной природы, запечатленные в произведениях искусства, раскрываются на уроках музыкально-художественного творчества. Достижение эмоционально-чувственного восприятия и понимания произведений считаем основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду. С целью воспитания межнациональной толерантности, формирования общечеловеческих ценностей – дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, на уроках дети знакомятся с музыкальными традициями народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
Наш опыт показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Кадеты школы активно принимают участие в конкурсах проектов, научно-практических конференциях, олимпиадах по музыке.
Патриотическое воспитание кадет продолжается и в ходе внеклассной работы. С огромным успехом в школе проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали праздники “Славные сыны Отечества”, спортивно-познавательные игры “Салют, Победа!”, фестивали дружбы народов “Россия – наш общий дом”, конкурсы строя и песни и многие другие.
Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. В нашем кадетском корпусе создан хоровой коллектив «Отечество», объединяющий более 80 воспитанников. Работа с хором ведется на дополнительных занятиях по авторской программе «Патриотическое воспитание кадет средствами хорового исполнительского искусства». Музыкальный репертуар кадетского хора широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения кадет: воспитанники хора участвуют в различных концертных программах, занимают призовые места в окружных и городских конкурсах и фестивалях. Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.
Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому, на наш взгляд, данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки, а также поможет в организации внеклассной работы в школе.