Цели.
1. Формировать понятие об отраслях растениеводства.
2. Создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; расширить знания о культурных растениях своего края, об их использовании.
3. Способствовать воспиганию бережного отношения к полям, полевым культурам, хлебу.
Оборудование: таблицы “Водоем”, “Поле”, “Сорные растения”,карта, гербарии культурных растений, таблица “Растенневодство”, “Сорта культурных раетений”, презентация на тему “Растениеводство”.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Нравится ли вам урок природоведения?
- Все ли мы знаем о природе, растениях, животных?
- Тогда пожелаем друг- другу удачи и начнем урок.
2. Актуализация.
1) Проверка д/з.
а) Какие бывают водоемы?
б) Что вы знаете о водоемах нашего края?
в) Вы должны были составитъ памятку о водоеме. Кто расскажет про животных водоема по таблице?
г) А что будет, если вмешиваются люди? (В книге была интересная статья о раках, моллюсках)
- Что вы знаете о болотах?
Вывод: Водоемы - это природное сообщество, которое нужно охранять. Значит, как мы будем относиться к водоемам нашего края? (Н.Р.К.) (Слайд о водоёмах)
3. Постановка учебной задачи.
- Итак, вы довольны своими знаниями?
- Сегодня вы хотите еще узнать что-то новое?
- Молодцы. А поговорим мы с вами сегодня о сельском хозяйстве.
- Чем люди занимаются в селе?
- Может быть кто-то из вас знает, как называются эти отрасли?
- -Что такое растенневодство? Как вы понимаете это слово?
- На уроке мы поговорим о растениеводстве.
4. Решентатьяие учебной задачи.
1) Понятие о растениеводстве, полеводстве.
- Как вы думаете, что такое растенневодство? (То, что выращивают люди)
- А что люди выращивают? (Овощи, культурные растения, плоды) (Показ габлицы “Овощи”, "Культурные растения")
- На какие группы можно разделить эти растения?
- Растения делятся на несколько основных отраслей:
овощеводство,
плодоводство,
полеводство,
цветоводство.
- Кто знает, чем занимаются в этой отрасли?
- А теперь, мы конкретнее поговорим о полеводстве.
- Что такое поле? (Это большой участок земли, на котором человек выращивает культурные растения). Показ картины. (Слайд)
- Какие растения называют культурными? (все растения, которые выращивают на поле)
-Что такое полеводство? (Выращивание полевых культур)
- Главные полевые культуры - это зерновые.
- Что к иим относится? (Пшеница, рожь, ячмень, овес)
- Почему люди выращивают эти растения?
- Какие виды труда люди выполняют на полях при выращивании этнх растений?
2) Рефлексия.
- Что вы узнали о растениеводстве?
- Что узнали о полеводстве?
3) Физкултъмикутка.
4) Характеристика зерновых.
- А сейчас поближе познакомимся с полевыми культурами. (Показ гербария)
- Кто узнал эти полевые культуры?
- Одним из основных полевых культур является пшеница. (Гербарий)
- Что вы знаете про пшеницу?(это травяное растение, корни состоят из большого количества тонких корешков и образуют пучок. Стебель - тонкий, длинный, гладкий. Если разрезатъ. он внутри пустой.Такой стебель называют соломенной. Листья длинные, узкие
- Чем заканчивается стебель? (Колосом, в которых находятся зерна, ради эгих зерен люди выращивают пшеницу)
- А что получают из зерен пшеницы? (Муку, крупу манную, пшеничную )
Ячмень - корни, стебель, листья, колос.
- Что получают из зерен ячменя? (Перловую крупу, комбикорм для животных)
- У овса зерна не в колосе, а в метелке. Овес - корм для лошадей, птиц. Из него делают крупу "Геркулес".В одной древней легенде рассказывается про богатыря Геркулеса, Он отличался необыкновенной силой. По имени этого богатыря и назвали овсяные хлопья "Геркулесом''.Из них можно варить вкусную, питательную кашу.
Гречиха
Из нее делают крупу гречневую, муку. Раньше пекли гречневые блины, хлеб. В отличии от других полевых культур гречиха нуждается в насекомом опылении. Поэтому на поля вывозят ульи с пчелами,
- А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Горох
- А что вы знаете про горох? (Используют для приготовления пищи для людей и как корм для домашних животных)
Кукуруза - теплолюбивое растение. На зерно выращивают в южных районах. В более северных районах зерно кукурузы не вызревает, поэтому из нее делают силос. Кукурузные рыльца - применяют от многих болезней. Из зерен делают кукурузные хлопья и палочки.
Так же к полевым культурам относится картофель. Его клу'бни используют в пищу. Картофель - это второй хлеб, но его родина - это Америка. 500 лет назад его привезли в Европу, вначале его развод или как цветы, а позже, поняв и оценив, стали выращивать для употребления в пищу. Клубни картофеля называли земляные яблоки. В Россию картофель попал в 17-18 вв.
- А теперь отгадайте загадку.
Стоит солнышко на ножке,
Только лучи у него не горячи. (Подсолнух)
- Кто знает, почему его так назвали?
- Что дает подсолнух человеку? (Вкусные семечки, масло)
В теплый и дождливый год его высота достигает до 3 метров. Это красивое и мощное растение. Около поля подсолнечника хорошо дышится. Его болыпие листъя выделяют много кислорода.
- А можно эти растения выращивать у нас? Почему?
У нас равнинная местность. Равнинную почву удобнее распахивать. Наши почвы подзолистые, при хорошей обработке и внесении удобрений можно получитъ богатый урожай.
- А что растет на полях кроме культурных растений? (Сорняк) Таблица "Сорные растения".
Чтение материала по учебнику. Выполнение заданий.
Работа в тетрадях. Практическая работа по теме “ Растениеводство.
5. Итог.
- Что вы узнали о растениеводстве?
- Чем занимаются в полеводстве?
- Какие культурные растения растут в нашей местности? (обр.связь по гербариям)
6. Самооценка, взаимооценка.
7. Д/з. Найти дополнительный материал о полевых культурах, о полеводстве. написать в тетрадях.