Тема урока: "Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного.

Цель. Совершенствование умений ставить вопросы, классифицировать слова по вопросам, различать омонимичные названия людей и предметов и задавать вопросы кто? что? к словам, называющим их

Задачи:

  • Формировать умение ставить вопросы кто? что? к  словам.
  • Расширять словарный запас, обогащать грамматический строй речи.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ХОД УРОКА

1. Введение в урок

Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся снова в круг. Лишь коснешься ты земли – быть по- моему вели. Вели, чтобы все были здоровы.

– Сейчас у нас урок русского языка. О чем мы будем говорить на уроке? Что – наблюдать?

2. Минутка чистописания

– На доске рассыпаны предложения.  Давайте их соберем. Здоровый человек – богатый человек. В здоровом теле – здоровый дух. Здоровье дороже золота.  О чем будем говорить? Здоровье. Задайте вопрос к слову «здоровье». Слова, отвечающие  на вопросы кто? что? (Одушевленные и неодушевленные предметы)
На минутке чистописания пропишем прописную букву З. В каких случаях пишется прописная З? Таблица
На доске: Запорожье, Златоуст – название городов. Зоя, Зинаида.
– Почему данные слова – с большой буквы?  На какой вопрос отвечают данные слова? Почему? Слова называют  неодушевленные и одушевленные предметы.
– Давайте подберем слова на каждую букву слова здоровья
– Запишем число, классная работа
Письмо по памяти Здоровье дороже золота.  Самопроверка.

3. Закрепление материала

– Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.

– Задайте вопрос к слову. Что такое сердце? Подберите однокоренные слова к нему. Запишем их.

Сердечко, сердечный.

– Попробуйте вспомнить фразеологические обороты. Золотое сердце, щедрое сердце, доброе сердце, от всего сердца, положа руку на сердце, с замиранием сердца, с тяжелым сердцем, скрепя сердце. А вы бы хотели, чтобы у вас было золотое сердце?  Приложите руку к груди. Послушайте. Когда человек спокоен, то и сердце бьется ровно, спокойно. Здоровье в порядке. Когда человек не спокоен и сердце волнуется. Какой можно сделать вывод?
– А сейчас – задание на внимание.  Спишите пословицу. О чужом сердце заботься, так и твое пожалеют.

4. Релаксация Игра «Лягушонок»

5. Систематизация умений

– Когда человек здоров?
– Выберите слова, которые помогают сохранить здоровье. Питание, сон, любовь, прогулка, мама, папа, сестра, брат, доброта, гигиена, слово.
– Попробуйте составить предложения о том, как можно сохранить здоровье, используя данные слова?
– Как вы думаете, а слово может навредить здоровью?  А как?

Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.

– Запишите эти слова в 2 столбика. Кто догадается, по какому признаку? По вопросам кто? Что?
– Запишем с проговариванием. Хорошие речи приятно и слушать.

6. Физминутка

– Если я называю слово, которое  отвечает на вопрос кто?-движемся, если я называю слово, отвечающее на вопрос что?-стоим.
Собака, мяч, кошка, птица, стул, книга, глаза, окно, Ваня, лиса.

7. Обобщение материала

– Как вы думаете, а дружба помогает сохранить здоровье? Выясняем, какой ряд усвоил тему урока?

Слайд. Я показываю картинку. Дети хором задают вопросы – по рядам.

8. Домашнее задание

Составить и записать 3 правила сохранения здоровья

9. Итог урока

– Молодцы, были активны на уроке, а как вы усвоили материал, проверим во время самостоятельной работы  на следующем уроке.