Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного.
Цель. Совершенствование умений ставить вопросы, классифицировать слова по вопросам, различать омонимичные названия людей и предметов и задавать вопросы кто? что? к словам, называющим их
Задачи:
- Формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам.
- Расширять словарный запас, обогащать грамматический строй речи.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
ХОД УРОКА
1. Введение в урок
Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся снова в круг. Лишь коснешься ты земли – быть по- моему вели. Вели, чтобы все были здоровы.
– Сейчас у нас урок русского языка. О чем мы будем говорить на уроке? Что – наблюдать?
2. Минутка чистописания
– На доске рассыпаны предложения. Давайте
их соберем. Здоровый человек – богатый человек. В
здоровом теле – здоровый дух. Здоровье дороже
золота. О чем будем говорить? Здоровье.
Задайте вопрос к слову «здоровье». Слова,
отвечающие на вопросы кто? что? (Одушевленные
и неодушевленные предметы)
На минутке чистописания пропишем прописную
букву З. В каких случаях пишется прописная З?
Таблица
На доске: Запорожье, Златоуст – название городов.
Зоя, Зинаида.
– Почему данные слова – с большой буквы? На
какой вопрос отвечают данные слова? Почему? Слова
называют неодушевленные и одушевленные
предметы.
– Давайте подберем слова на каждую букву слова
здоровья
– Запишем число, классная работа
Письмо по памяти Здоровье дороже золота.
Самопроверка.
3. Закрепление материала
– Отгадайте загадку:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
– Задайте вопрос к слову. Что такое сердце? Подберите однокоренные слова к нему. Запишем их.
Сердечко, сердечный.
– Попробуйте вспомнить фразеологические
обороты. Золотое сердце, щедрое сердце, доброе
сердце, от всего сердца, положа руку на сердце, с
замиранием сердца, с тяжелым сердцем, скрепя
сердце. А вы бы хотели, чтобы у вас было золотое
сердце? Приложите руку к груди. Послушайте.
Когда человек спокоен, то и сердце бьется ровно,
спокойно. Здоровье в порядке. Когда человек не
спокоен и сердце волнуется. Какой можно сделать
вывод?
– А сейчас – задание на внимание. Спишите
пословицу. О чужом сердце заботься, так и твое
пожалеют.
4. Релаксация Игра «Лягушонок»
5. Систематизация умений
– Когда человек здоров?
– Выберите слова, которые помогают сохранить
здоровье. Питание, сон, любовь, прогулка, мама,
папа, сестра, брат, доброта, гигиена, слово.
– Попробуйте составить предложения о том, как
можно сохранить здоровье, используя данные
слова?
– Как вы думаете, а слово может навредить
здоровью? А как?
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
– Запишите эти слова в 2 столбика. Кто
догадается, по какому признаку? По вопросам кто?
Что?
– Запишем с проговариванием. Хорошие речи
приятно и слушать.
6. Физминутка
– Если я называю слово, которое отвечает на
вопрос кто?-движемся, если я называю слово,
отвечающее на вопрос что?-стоим.
Собака, мяч, кошка, птица, стул, книга, глаза, окно,
Ваня, лиса.
7. Обобщение материала
– Как вы думаете, а дружба помогает сохранить здоровье? Выясняем, какой ряд усвоил тему урока?
Слайд. Я показываю картинку. Дети хором задают вопросы – по рядам.
8. Домашнее задание
Составить и записать 3 правила сохранения здоровья
9. Итог урока
– Молодцы, были активны на уроке, а как вы усвоили материал, проверим во время самостоятельной работы на следующем уроке.