Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста художественно-эстетическим восприятием "Эмоции в цвете"

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время психологи, педагоги, родители уделяют большое внимание индивидуальности ребенка, сосредотачиваясь на художественно-эстетической деятельности, развивая творческую личность. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы. Для этого необходимо использовать игры и упражнения, которые опираются на чувственно-эмоциональном восприятии окружающего. Восприятие себя и другого человека сначала не является осознанным. В дальнейшем, с помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоций, управление ими. Но сначала необходимо научить детей всматриваться, вслушиваться, быть внимательным к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы. Свои чувства и эмоции дети проявляют в стихах, пении, танцах, в разных видах деятельности, особенно в художественных. С учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, где преобладает наглядно-образное мышление, их привлекают ярко окрашенные блестящие предметы, красочные иллюстрации, радостные мелодии. Поэтому эстетическое отношение детей к действительности проявляется в их поведении, творчестве.

На начальном этапе нами было проведено исследование детей раннего возраста по методике «Работа с пиктограммами на выявление понимания детьми эмоциональных состояний людей» и «Диагностике на основе дидактических игр Т.М. Бондаренко». Обработав результаты, мы увидели, что многие дети путают названия цветов и не умеют различать эмоции, а если умеют, то не могут охарактеризовать это эмоциональное состояние. Следствие такого незнания может привести к отсутствию сенсорных представлений, сопереживанию, сочувствию и к неправильному восприятию окружающего мира. Такая проблема находит свое решение в необходимости реализации развивающего интегрированного курса с раннего возраста.

Из работы стало видно, что при взаимодействии воспитателя ИЗО с психологом у детей в большей степени развивается эмоциональная сфера через художественно-эстетическую деятельность. Интегрированный курс осуществляется в игровой форме, где происходит соединение познавательного и эмоционального опыта. Для реализации этого курса мы использовали мультимедийное оборудование, музыкотерапию, аромотерапию. У детей проявляется интерес к восприятию художественно-эстетических особенностей предметов, создается положительный настрой в группе.

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста через художественно-эстетическое восприятие.

Основные задачи:

  • Создание эмоционально-положительного настроя в группе.
  • Обучение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других;
  • Развитие сенсорных представлений;
  • Побуждение детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.
  • Обучение нетрадиционным техникам изобразительной деятельности.
  • Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации; наблюдательности, мелкой моторики рук; внимания.

Условия и время проведения:

Курс состоит из 5 образовательных блоков. Образовательные блоки могут проводиться в рамках дополнительного развивающего курса детского сада или включаться в основную программу.

Продолжительность образовательного блока – 15 минут, 1 раз в неделю. Количество детей – 8.

В конце курса проводится повторная диагностика на исследование знаний цветовой гаммы и понимания эмоциональных состояний людей по методикам «Работа с пиктограммами на выявление понимания детьми эмоциональных состояний людей», «Диагностика на основе дидактических игр Т.М. Бондаренко». Результаты проведенного исследования показали, что дети лучше стали различать эмоции и характеризовать их, а также улучшились показатели сенсорных представлений, что несомненно способствует развитию правильного восприятия детьми окружающего мира.

Образовательный блок № 1

Тема: «Листопад»

Цели:

  • Расширение представления детей о желтом цвете;
  • Знакомство детей с эмоцией радость;
  • Обучение детей техники пальцеграфии;
  • Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации.

Материал: мультимедийное оборудование с показом слайдов «Листопада», музыкатерапия (автор: Allegro «Осень» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди); шифоновая ткань желтого цвета 1,5х1,5 м, кукла в желтом наряде; шаблон листка; желтая краска; салфетки; цветы, вырезанные из бумаги разного цвета.

Ход образовательного блока

На столах лежат ванночки с желтой краской для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки. Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на коврик, образовав маленький кружок.

Психолог. Дети, закройте глазки. Мы отправляемся в путешествие, в страну Желтой краски. (В это время психолог накрывает детей и воспитателя шифоновой тканью желтого цвета.) Раз-два-три. Мы с вами в стране Желтой краски. Откройте глазки.

Кто пришел к нам в гости?

(Психолог показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают.

(Ткань убираем.)

Сегодня кукла в желтом наряде зовут «Радость». Ребята, а как вы думаете, почему ее так назвали? Поздоровайтесь с ней и улыбнитесь друг другу.

(Дети здороваются с куклой и улыбаются друг другу.)

Она будет помогать нам путешествовать.

Дети, рассмотрите куклу. Какого цвета у нее волосы? Платье? Сапожки? Кукла держит в руке цветок. Какого он цвета? (Дети отвечают: «Желтого».)

Воспитатель по ИЗО раздает детям шаблоны листьев и предлагает закрасить их ладонями в желтый цвет. Дети самостоятельно подходят к столам и начинают работать.

Индивидуальная работа воспитателя и психолога с детьми, которым необходима помощь. По завершении работы дети моют руки и садятся на ковер.

Психолог предлагает поиграть в игру «Прикоснись к цвету».

Психолог. А сейчас соберем букет из желтых цветов для нашей куклы (психолог держит цветы в руке). Посмотрите на цветы – они разноцветные. Возьмите желтый цветок и поставьте в вазу... Получился замечательный букет из желтых цветов.

Ребята, как вы думаете, что чувствует кукла?

(Кукла благодарит детей, называя каждого ребенка по имени.)

Наше путешествие в страну Желтой краски заканчивается. Кукла «Радость» в желтом платье, желтых сапожках, с желтыми волосами, с желтыми бантиками, с желтым цветком прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на желтую ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с желтой ткани и открывают глаза. Взрослые помогают идти, держат детей за ручку. После этого ткань и куклу убирают.

Образовательный блок № 2

Тема: «Новогодние конфеты»

Цели:

  • Расширение представления детей о синем цвете;
  • Знакомство детей с эмоцией удивление;
  • Обучение детей техникой «волшебная палочка»;
  • Развитие мелкой моторики рук и ориентация в пространстве.

Материал: эфирное масло: сосна, ель; музыкатерапия (детские новогодние конмпозиции); шифоновая ткань синего цвета 1,5х1,5 м; кукла в синем наряде; синий мяч; синяя краска; салфетки; шаблоны конфет; маленькие бантики в корзинке (красные, желтые, синие, зеленые); четырехцветные игровые поля – совмещенные квадраты, изготовленные из картона (красные, желтые, зеленые, синие).

Ход образовательного блока

На столах лежат баночки с синей краской для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки. Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на ковер и образовать маленький кружок.

Психолог. Ребятки, закройте глазки. Мы отправляемся в путешествие в страну Синей краски. (В это время психолог накрывает детей и воспитателя по ИЗО шифоновой тканью синего цвета.) Раз-два-три. Мы в стране Синей краски. Откройте глазки.

Кто к нам в гости пришел? (Показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают. Воспитатель по ИЗО убирает ткань.)

Сегодня кукла в синем наряде зовут «Удивление». Ребята, а как вы думаете, почему ее так назвали?

Сегодня кукла в синем наряде будет помогать путешествовать. Поздоровайтесь с ней и улыбнитесь друг другу.

Дети здороваются с куклой и улыбаются друг другу. Затем они рассматривают куклу и отвечают на вопросы, какого цвета у куклы волосы, платье, сапожки, какого цвета мячик, который она держит. Дети отвечают: «Синего».

Воспитатель. Ребята, у меня в руках конфетки, они одного цвета, я предлагаю вам разукрасить их волшебными палочками синей краской и подарить их нашей кукле.

Дети самостоятельно подходят к столам и начинают работать.

Индивидуальная работа воспитателя и психолога с детьми, которым нужна помощь. По завершении работы дети моют руки и садятся на ковер.

Психолог предлагает детям поиграть в игру «Прикоснись к цвету». Воспитатель раздает каждому ребенку четырехцветное игровое поле, предлагает взять два бантика и положить их на части поля, соответствующие по цвету этим бантикам. Дети выполняют задание. Кукла благодарит каждого ребенка, называя его по имени.

Психолог. Ребята, кукла «Удивление» хочет с вами поиграть. Она спрятала мячик синего цвета в группе. Давайте его найдем! (мячик заранее спрятан в групповой комнате).

Покажите нам, как вы можете удивиться, когда их найдете. (Дети находят мячики ).

Давайте мы с ними поиграем! (Дети играют).

Наше путешествие в страну Синей краски заканчивается. Кукла «Удивление» в синем платье, в синих сапожках, с синими волосами, с синими бантиками, с синим мячиком прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на синюю ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с синей ткани и открывают глаза. взрослые помогают, держат за ручку.

Образовательный блок № 3

Тема: «Волшебные шарики»

Цели:

  • Расширение представления детей о красном цвете;
  • Знакомство детей с эмоцией злость;
  • Обучение детей техникой «волшебная палочка»;
  • Развитие мелкой моторики рук и ориентация в пространстве.

Материал: мультимедийное оборудование с показом слайдов «Летящих цветных шариков»; музыкатерапия (Allegro из серенады № 13, «Маленькая ночная серенада» Вольфганг Амадей Моцарт); шифоновая ткань 1,5х1,5 м; кукла в красном наряде; красная краска гуашь; салфетки; шарики; ватные палочки; цветная бумага четырех цветов.

На столах лежат ванночки с красной краской гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки.

Ход занятия образовательного блока

Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на ковер и образовать маленький кружок.

Психолог. Ребята, закройте глазки. Мы отправляемся в путешествие в страну Красной краски. (В это время психолог накрывает детей и воспитателя шифоновой тканью красного цвета.)

Раз, два, три. Мы в стране Красной краски. Откройте глазки.

Кто к нам в гости пришел? (Психолог показывает куклу). Дети смотрят через ткань и отвечают. (Ткань убирается.)

Сегодня кукла в красном наряде зовут «Злость». Ребята, а как вы думаете, почему ее так назвали? Кукла будет нам помогать в нашем путешествии. Поздороваемся с ней.

Дети делают шире круг. Психолог берет куклу «Злость» в красном наряде и говорит ей: «Здравствуй, кукла!» Потом показывает всем детям.

Психолог. Ребята, посмотрите на куклу. У куклы волосы красные. А платье какого цвета? А сапожки какого цвета? Кукла держит в руке шарик. подскажите, какого он цвета? Дети отвечают.

Воспитатель. Ребята, а у меня есть шарики, и я дарю их вам. (Воспитатель раздает шарики.) Подойдите, пожалуйста, к столам. Я предлагаю разукрасить шарики в красный горох. Раскрашивать мы их будем с помощью губки. Затем эти шарики мы с вами подарим нашей кукле, чтобы у нее поменялось настроение.

Индивидуальная работа воспитателя и психолога.

По завершении работы дети моют руки и садятся на ковер.

Психолог. Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Прикоснись к цвету». У меня есть разноцветная бумага. Возьмите бумагу красного цвета. (Психолог подходит к каждому ребенку и предлагает взять бумагу.) А теперь сомните ее в мячик и покидайте их в друг друга.

Наше путешествие в страну Красной краски заканчивается. Кукла «Злость» в красном платье, в красных сапожках, с красными волосами, с красными бантиками, с красным шариком прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на красную ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с красной ткани и открывают глаза. Взрослые держат ребенка за руку, после чего ткань и куклу убирают.

Образовательный блок № 4

Тема: «Пришла весна»

Цели:

  • Расширение представления детей о зеленом цвете;
  • Знакомство детей с эмоцией обида;
  • Обучение детей техникой «рисование парафином»;
  • Развитие мелкой моторики рук и координация движений.

Материал: мультимедийное оборудование с показом слайдов «Цветущей поляны», музыкатерапия (автор: Allegro «Весна» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди); эфирное масло: лаванда; шифоновая ткань зеленого цвета 1,5х1,5 м; кукла в зеленом наряде; картинка с изображением кузнечика; зеленая краска; салфетки; листики, вырезанные из бумаги (шаблоны); цветные кубики.

Ход образовательного блока

На столах лежат ванночки с зеленой краской гуашь, парафин, салфетки. Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на коврик, образовав маленький кружок.

Психолог. Ребята, закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие, в страну Зеленой краски (в это время психолог накрывает детей и воспитателя шифоновой тканью зеленого цвета). Раз-два-три. Мы в стране Зеленой краски. Откройте глаза.

Кто к нам в гости пришел? (Психолог показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают. Ткань затем убираем.)

Сегодня кукла в зеленом наряде зовут «Обида». Ребята, а как вы думаете, почему ее так назвали?

Сегодня кукла в зеленом наряде будет помогать путешествовать. Поздоровайтесь с ней. (Дети здороваются, передавая куклу друг другу.)

Ребята, какого цвета кукла у меня в руке? Какие у нее волосы, платье, сапожки? Кукла держит в руке листик. Какого он цвета? (Дети отвечают: «Зеленого».)

Воспитатель. Ребята, я дарю вам листочки, но они не простые, а волшебные (показывает и раздает заранее приготовленные листочки, на которых парафином нарисованы бабочки и цветы). Предлагаю их полностью закрасить в зеленый цвет.

(Дети самостоятельно подходят к столам и начинают работать). Что же у вас на листочках получилось? У одних детей на рисунке появились бабочки, а у других цветочки. (По завершении работы моют руки и садятся на ковер). Дети эти рисунки мы с вами подарим нашим мамам.

Психолог. Сейчас мы поиграем в игру «Кузнечик». Кто знает, какого он цвета? (Дети отвечают. Если не знают, нужно показать картинку с изображением кузнечика и рассказать о нем.)

Дети наша кукла гуляла в лесу, вдруг она увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы накрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Ей стало обидно, что она не смогла его поймать. Дети, давайте поймаем кузнечика! (Дети вместе со взрослыми ловят кузнечика.)

(Психолог показывает движения: шея вытянута, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.)

Поймали, ура!

Психолог показывает кузнечика (игрушечного). И отдадим его нашей кукле.

Ребята, а что у меня в коробке? Кукла приготовила вам сюрприз. (Показывает цветные кубики.) Давайте сделаем для кузнечика полянку из кубиков. Какого она будет цвета?

Дети отвечают: «Зеленого».

Психолог высыпает разноцветные кубики на пол. Дети выбирают зеленые кубики и строят полянку, подставляя кубик к кубику (нужно использовать все зеленые кубики). Кукла благодарит детей, называя каждого ребенка по имени.

Психолог. Наше путешествие в страну Зеленой краски заканчивается. Кукла «Обида» в зеленом платье, в зеленых сапожках, с зелеными волосами прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу. Дети встают на зеленую ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с зеленой ткани и открывают глаза. Взрослые помогают, держат детей за руку.

Образовательный блок № 5

Тема: «Салют»

Цели:

  • Закрепление представлений о желтом, красном, синем и зеленом цветах;
  • Закрепление детей с эмоциями: радость, удивление, злость, обида;
  • Обучение детей техникой «рисование парафином»;
  • Развитие мелкой моторики рук и координация движений.

Материал: мультимедийное оборудование с показом слайдов «Салюта», музыкатерапия (автор: Andante из симфонии № 4 «Сюрприз» Йозеф Гайдн); эфирное масло: апельсин; краски – красная, желтая, зеленая, синяя; салфетки, листы бумаги, соломинки, ткань шифоновая 1,5х1,5 м четырех цветов, платочки шифоновые 50х50 см четырех цветов; магнитофон, аудиокассета с записью музыки.

Ход занятия

На столах лежат краски четырех цветов, салфетки, листы бумаги, соломинки.

Психолог предлагает детям поздороваться со всеми куклами, которые приходили к ним в гости и улыбнуться друг другу (дети по кругу передают их и улыбаются друг другу). Затем детям предлагается отгадать загадку.

Грянул гром,
Веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный… (салют)

Психолог. Молодцы, отгадали загадку.

Воспитатель. Сейчас мы с вами нарисуем разноцветный салют. Подойдите к столам, возьмите соломинку для коктейля и капните капельку краски на листок белой бумаги. Подуйте на капельку с разных сторон. Когда капля будет «раздута» полностью, капните другую краску и так же подуйте, потом третью... (Психолог фиксирует выбор краски каждым ребенком). Молодцы, у вас получился настоящий салют!

Психолог. Ребята, снимите обувь, посмотрите на витрину. Перед вами много цветных платков. Возьмите платок такого цвета, который вам больше всего понравится. (Дети поочередно берут платки.)

Посмотрите на ковер, сделанный из шифоновой ткани. Станьте на квадрат того цвета, какого цвета у вас платок... (Взрослые фиксируют правильность выбора ребенка). Держите платок некрепко в руке, не сминая. А теперь бросьте платок повыше в воздух и поймайте другой рукой. Может быть, вам захочется представить, что платок – это салют, который пускают в небе.

А теперь снова бросайте в воздух платок одной рукой и ловите другой. Продолжайте, пока играет музыка. Смотрите, как плавно парит платок в воздухе, как поднимается и падает, поднимается и падает... А теперь представьте, что платок устает все больше и больше. Бросайте его медленнее.

Положим платки на коврик. Станьте в круг и держите друг друга за руки.

Воспитатель читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют за ним.

Мы стоим рука в руке,
Вместе мы – большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх),
Можем маленькими быть (руки вниз),
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

Опустите руки и улыбнитесь друг другу. Спасибо, ребята! До свидания!

Список литературы

  1. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2007.
  2. Серов Н.В. Лечение цветом. СПб.,1997.
  3. Тренинг по сказкотерапии: Сб программ / под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб., 2000.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  5. Чистякова М.И. Психогимнатсика. М., 1998.