Цель:
Образовательная: продолжить отработку навыка написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ГИА;
Развивающая:
- развивать умение объяснять и доказывать;
- формировать умение работать с теоретическим материалом урока, находить необходимый для приведения аргументов.–
Воспитывающая: формировать культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, теоретический распечатанный материал, раздаточный материл для урока.
Ход урока
I. Сообщение темы, цели и задач практикума
Слово учителя: Сегодня мы продолжим работу по подготовке к ГИА. Будем учиться писать сочинение на лингвистическую тему С2.1) – 1 минута. (Приложение 1, слайд 1)
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Давайте прочитаем формулировку тему сочинения (2 слайд)
– Что мы должны знать и уметь, чтобы написать это сочинение. (3 слайд) (дети должны сами сформулировать выводы)
- во-первых, знать структуру сочинения– рассуждения;
- во-вторых, знать, что является лексическим явлением, а что грамматическим;
- в-третьих, уметь создавать текст. (3 минуты)
III. Повторение необходимого материала (работа в группах)
Группы сформированы по уровню познавательной активности. 15 минут: 5 минут работа в группе, 10 минут – отчет групп.
1 группа: (слабые ребята) Из разобранных текстов собирают сочинение– рассуждение, находят структурные части, делают вывод о том, каковы структурные части сочинения– рассуждения. Тексты им даны по образцу будущего сочинения. Тексты потом остаются у них для дальнейшей работы.
Задания группе:
1. Соберите тексты сочинения.
2. Определите структурные части сочинения.
3. Вспомните названия частей и
запишите на раздаточном листе план вашего будущего сочинения.
Материал для группы:
1. Лингвист Степанов А. Г. прав, утверждая, что “словарь языка свидетельствует о чем люди думают, а грамматика – как они думаю”. Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе текста.
Так, в составном глагольном сказуемом “продолжали расшатывать” (предложение 11) вспомогательный глагол “продолжали”, выражающий грамматическое значение прошедшего времени и изъявительного наклонения, указывает на продолжение действия, а инфинитив “расшатывать”, выражающий лексическое значение, означает “колебать, приводить в неблагоприятное, ненадежное состояние”.
Следовательно, употребляя данное составное глагольное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о незавершенности действия.
2. Лингвист Степанов А. Г. прав, утверждая, что “словарь языка свидетельствует о чем люди думают, а грамматика – как они думаю”. Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе текста.
Во-первых, простые глагольные сказуемые “выменивал, выклянчивал, окупал, нервничал” в предложении 3 стоят в форме прошедшего времени изъявительного наклонения. Так автор хочет показать, что действия, о которых повествует рассказчик, были в далеком прошлом.
Во-вторых, лексическое значение данных глаголов позволяет увидеть, с каким трудом создавалась коллекция марок и сколько сил было отдано повествователем этому занятию.
Следовательно, благодаря данным сказуемым читатель может понять, как много значила для рассказчика их общее с сыном увлечение. (80 слов)
2 группа (ребята со средними учебными способностями)/ Они должны систематизировать предложенные материалы и ответить на вопрос: Как можно определить лексическое значение в слове.
Задания группе:
1. Систематизируйте предложенный материал по способам
обозначения лексического значения слов.
2. Обсудите в группе, как можно определить лексическое
значение слова
3. Выводы запишите на раздаточный
листок.
Материалы для группы:
1. Крупное Лиственное дерево.
(дуб)
2. Большое хвойное дерево с
короткими иголками. (ель)
3. Фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку. (груша)
4. Южное дерево с крупными оранжевыми плодами. (апельсин)
1. Антракт, перерыв, отдых.
2. Красивый, симпатичный, привлекательный.
3. Бежать, лететь, мчаться,
нестись.
4. Смелый, храбрый, отважный.
Вывод, который должны сделать ребята: Лексическое значение слова можно определить:
1. Подбором зрительных образов.
2. Подбором синонимов.
3. С помощью описательного
оборота.
3 группа (с хорошими учебными возможностями). Определяют грамматическое значение в словах. Им дается набор слов, они должны связать слова в предложение, определить грамматическое значение подлежащего и сказуемого. Сделать вывод: что такое грамматика. Какие значения могут быть в слове?
Задание группе:
Ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не.
(должно получиться: Ненавижу диктаторов, ничего хорошего они никогда не приносили человечеству)
Задание группе:
1. Соберите слова в предложение. Запишите его на
раздаточном листе.
2. Определите грамматическое значение подлежащего и
сказуемого. Как они связаны между собой? Выводы запишите на раздаточном листке.
3. Какой раздел лингвистики помог
вам связать слова в предложении?
4. Дайте определение этому
разделу.
5. Какие значения могут быть в
слове, исходя из заданий вашей группы
Предполагаемый вывод: Грамматика – раздел лингвистики, который охватывает собой вопросы морфологии и синтаксиса. А в слове имеется и грамматическое и лексическое значения.
4 группа (Соболев Артем, Смирнова Анастасия, Волкова Ольга). Их сложно определить в какую-либо группу, так как ребята к ним относятся холодно.
Задания: им нужно подобрать подходящие слова для определения грамматики.
Грамматика охватывает собою: | |
Законы и правила слов. | построения |
Законы и правила слов. | изменения |
Законы и правила слов, образование словосочетаний на основе этих соединений; | образования |
Законы и правила предложений; | соединения |
Должно получиться:
Грамматика охватывает собою:
- Законы и правила образования слов;
- Законы и правила изменения слов;
- Законы и правила соединения слов, образование словосочетаний на основе этих соединений;
- Законы и правила построения предложений;
5 группа: сильная группа ребят создают вступление и теоретическое обоснование высказывания.
Задание группе:
- Прочитайте ещё раз формулировку задания С2. 1. 2
- Исходя из требований, начните сочинение, прежде обсудите начало между собой.
- Прочитайте критерий С1.К1. Обсудите, как вы понимаете “теоретическое обоснование”.
- Запишите в одно предложение. Как вы понимаете смысл высказывания лингвиста Степанова.
- Запишите на раздаточный листок несколько возможных вариантов.
Отчет групп:
1 группа – структура сочинения-рассуждения (слайд)
2 группа – Лексическое значение слова можно выразить с помощью
_____________/(слайд)
3 группа – в слове имеется и лексическое и грамматическое значение (слайд)
4 группа – Грамматика охватывает собою: (слайд)
5 группа – выводы пишет на доске.
IV. Практикум по отработке навыка
Учитель: Следующим этапом у нас будет нахождение аргументов. Я предлагаю вам сегодня их писать на примере сказуемых..Расскажите о сказуемом, используя имеющийся у вас теоретический материал. (слайд 6, схематично показывающий материал)
(этот материал у каждого, в зависимости от уровня групп, они готовят ответы) (5 минут на повторение теории)
Типы сказуемых. |
Сказуемое может быть простым и составным. |
Простое сказуемое выражено одним словом. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значение. Простое сказуемое может быть только глагольным. Порою звучный топот коня раздавался по улице. |
Составное сказуемое выражено двумя словами: основным и вспомогательным. Основное слово выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательное – грамматическое и добавочные лексические значения. Вспомогательное слово может быть пропущено. |
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на глагольное (основная часть инфинитив) и именное (основная часть – имя) Мы начали заниматься историей. (начали – вспомогательное слово, грамматическое значение – 1 лицо, мн. Число, прош. Время и добавочное лексическое значение начала действия; заниматься – основное слово, глагол, лексическое значение – “учиться, изучать”) День был прекрасным. (был – вспомогательное слово, глагол связка, грамматическое значение – ед. число, прош. Время, м. род и добавочное лексическое значение существования; прекрасным – основное слово, имя прилагательное лексическое значение – “очень хороший”. В настоящем времени связка упускается: День прекрасный |
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в каком-либо наклонении. Птицы поют. Поторопитесь, мы уже опаздываем. Без вас я не нашел бы ничего. |
Простое глагольное сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени. Мы будем ждать поезд. |
В настоящем и будущем времени сказуемое употребляется в том же числе. Что и подлежащее. Я думаю о сне. Облака перемещаются очень быстро. |
В прошедшем времени и в условном наклонении сказуемое употребляется в том же числе, а в единственном числе – в том же роде, что и подлежащее. До нас дошли интересные слухи. Если бы она пришла вчера, вопрос решался бы быстрее. |
В повелительном наклонении сказуемое употребляется в том же числе и лице, что и подлежащее. Ты с басом, Мишенька, садись против альта. |
Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части. |
Основная часть выражена инфинитивом. В этой этой части заключено основное лексическое значение сказуемого. |
Вспомогательная часть выражает грамматические значения (наклонение, время, лицо) и дополнительные лексические значения (начало, продолжение, конец действия –начать, перестать, приняться, продолжить; желательность, возможность, необходимость действия – мочь, хотеть; долженствования –должен, принужден, надо, необходимо; эмоциональную оценку действия – любить, рад). |
Вспомогательная часть может быть выражена глаголом (мочь, хотеть), кратким прилагательным (рад, должен и др.), словами состояния (надо, грустно и др.) |
Составное именное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части. |
Основная часть выражается формами имён, а также местоимениями, причастиями, словами состояния. Книга была интересной Он стал плотником. Комната озарена солнцем. В комнате было темно. Трава уже скошена. Ты кто? Два да три – пять в этой части заключено основное лексическое значение. |
Вспомогательная часть (связка) выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо) и дополнительные лексические значения. Отсутствие связки указывает на настоящее время. В этом случае говорят о нулевой связке. День морозный. |
В роли связки выступают глаголы: быть, являться, оставаться, становиться, делаться, казаться, представляться, считаться, слыть и др. |
При глаголе являться имена существительные и прилагательные, входящие в состав сказуемого. Ставятся только в творительном падеже. Это явилось неожиданностью. Эта новость является странной. |
В состав именного сказуемого могут входить частицы: это, словно, как, будто, не и др. |
– Какие ключевые слова нам помогают найти аргументы? (сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение).
– Составьте по демоверсии в книге Драбкиной стр. 12 свои аргументы.
План работы (на слайде)
- Найдите сказуемое.
- Определите его лексическое и грамматическое значение.
- Как сказуемое связано с подлежащим.
- Обсудите в группе получившиеся выводы.
- Запишите выводы в тетрадь.
Для 1 группы подсказкой является сочинение, которое они собрали.
Для 2, 3, 4 группы даю слова подсказки. 5 группа работает самостоятельно.
1. Так, в составном глагольном сказуемом _________________________________ (в предложкении___) вспомогательный глагол, выражающий грамматическое значение ………………………указывает на _____________________________, а инфинитив____________________,выражающий лексическое значение, означает______________________. Сказуемое согласуется с подлежащим ……………………..
2. Так, в составном именном сказуемом _________________________________ (в предложкении___) вспомогательный глагол, выражающий грамматическое значение ………………………указывает на _____________________________, а именная часть ___________________,выражающая лексическое значение, означает______________________. Сказуемое согласуется с подлежащим ___________________________________.
4. Так, простое глагольное сказуемое …………………………………………(в предложении …….)обозначает__________________________________________ Оно связано с подлежащим в ………………………………. И выражается в форме …………………..
– Что же у вас получилось? (обсуждение получившихся аргументов) (3 минуты)
– Нам не хватает вывода? Как мы можем закончить работу?
(Возможные варианты вывода:
- Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слиты воедино и помогают понять высказанную мысль.
- Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение.
- Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую строну.
V. Выводы урока
– Чему мы учились на уроке?
– Что показалось тяжелым?
– На каком грамматическом материале вы будете писать сочинение?
Учитель: Сегодня мы готовились к сочинению-рассуждению на конкретном примере. Но область грамматики и лексики значительно шире. На следующих урока по развитию речи мы с вами возьмем другой лексический и грамматический материал.
VI. Домашнее задание
Написать сочинение по тексту в книге Драбкиной стр. 174 часть 2 (отрывок их книги Троепольского) (слайд).