Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Разделы: Русский язык


Цель:

Образовательная: продолжить отработку навыка написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ГИА;

Развивающая:

  • развивать умение объяснять и доказывать;
  • формировать умение работать с теоретическим материалом урока, находить необходимый для приведения аргументов.–

Воспитывающая: формировать культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, теоретический распечатанный материал, раздаточный материл для урока.

Приложение 2

Ход урока

I. Сообщение темы, цели и задач практикума

Слово учителя: Сегодня мы продолжим работу по подготовке к ГИА. Будем учиться писать сочинение на лингвистическую тему С2.1) – 1 минута. (Приложение 1, слайд 1)

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Давайте прочитаем формулировку тему сочинения (2 слайд)

– Что мы должны знать и уметь, чтобы написать это сочинение. (3 слайд) (дети должны сами сформулировать выводы)

  • во-первых, знать структуру сочинения– рассуждения;
  • во-вторых, знать, что является лексическим явлением, а что грамматическим;
  • в-третьих, уметь создавать текст. (3 минуты)

III. Повторение необходимого материала (работа в группах)

Группы сформированы по уровню познавательной активности. 15 минут: 5 минут работа в группе, 10 минут – отчет групп.

1 группа: (слабые ребята) Из разобранных текстов собирают сочинение– рассуждение, находят структурные части, делают вывод о том, каковы структурные части сочинения– рассуждения. Тексты им даны по образцу будущего сочинения. Тексты потом остаются у них для дальнейшей работы.

Задания группе:

1. Соберите тексты сочинения.
2. Определите структурные части сочинения.
3. Вспомните названия частей и запишите на раздаточном листе план вашего будущего сочинения.

Материал для группы:

1. Лингвист Степанов А. Г. прав, утверждая, что “словарь языка свидетельствует о чем люди думают, а грамматика – как они думаю”. Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе текста.

Так, в составном глагольном сказуемом “продолжали расшатывать” (предложение 11) вспомогательный глагол “продолжали”, выражающий грамматическое значение прошедшего времени и изъявительного наклонения, указывает на продолжение действия, а инфинитив “расшатывать”, выражающий лексическое значение, означает “колебать, приводить в неблагоприятное, ненадежное состояние”.

Следовательно, употребляя данное составное глагольное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о незавершенности действия.

2. Лингвист Степанов А. Г. прав, утверждая, что “словарь языка свидетельствует о чем люди думают, а грамматика – как они думаю”. Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе текста.

Во-первых, простые глагольные сказуемые “выменивал, выклянчивал, окупал, нервничал” в предложении 3 стоят в форме прошедшего времени изъявительного наклонения. Так автор хочет показать, что действия, о которых повествует рассказчик, были в далеком прошлом.

Во-вторых, лексическое значение данных глаголов позволяет увидеть, с каким трудом создавалась коллекция марок и сколько сил было отдано повествователем этому занятию.

Следовательно, благодаря данным сказуемым читатель может понять, как много значила для рассказчика их общее с сыном увлечение. (80 слов)

2 группа (ребята со средними учебными способностями)/ Они должны систематизировать предложенные материалы и ответить на вопрос: Как можно определить лексическое значение в слове.

Задания группе:

1. Систематизируйте предложенный материал по способам обозначения лексического значения слов.
2. Обсудите в группе, как можно определить лексическое значение слова
3. Выводы запишите на раздаточный листок.

Материалы для группы:

1. Крупное Лиственное дерево. (дуб)
2. Большое хвойное дерево с короткими иголками. (ель)
3. Фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку. (груша)
4. Южное дерево с крупными оранжевыми плодами. (апельсин)

1. Антракт, перерыв, отдых.
2. Красивый, симпатичный, привлекательный.
3. Бежать, лететь, мчаться, нестись.
4. Смелый, храбрый, отважный.

Вывод, который должны сделать ребята: Лексическое значение слова можно определить:

1. Подбором зрительных образов.
2. Подбором синонимов.
3. С помощью описательного оборота.

3 группа (с хорошими учебными возможностями). Определяют грамматическое значение в словах. Им дается набор слов, они должны связать слова в предложение, определить грамматическое значение подлежащего и сказуемого. Сделать вывод: что такое грамматика. Какие значения могут быть в слове?

Задание группе:

Ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не.

(должно получиться: Ненавижу диктаторов, ничего хорошего они никогда не приносили человечеству)

Задание группе:

1. Соберите слова в предложение. Запишите его на раздаточном листе.
2. Определите грамматическое значение подлежащего и сказуемого. Как они связаны между собой? Выводы запишите на раздаточном листке.
3. Какой раздел лингвистики помог вам связать слова в предложении?
4. Дайте определение этому разделу.
5. Какие значения могут быть в слове, исходя из заданий вашей группы

Предполагаемый вывод: Грамматика – раздел лингвистики, который охватывает собой вопросы морфологии и синтаксиса. А в слове имеется и грамматическое и лексическое значения.

4 группа (Соболев Артем, Смирнова Анастасия, Волкова Ольга). Их сложно определить в какую-либо группу, так как ребята к ним относятся холодно.

Задания: им нужно подобрать подходящие слова для определения грамматики.

Грамматика охватывает собою:
Законы и правила слов. построения
Законы и правила слов. изменения
Законы и правила слов, образование словосочетаний на основе этих соединений; образования
Законы и правила предложений; соединения

Должно получиться:

Грамматика охватывает собою:

  • Законы и правила образования слов;
  • Законы и правила изменения слов;
  • Законы и правила соединения слов, образование словосочетаний на основе этих соединений;
  • Законы и правила построения предложений;

5 группа: сильная группа ребят создают вступление и теоретическое обоснование высказывания.

Задание группе:

  1. Прочитайте ещё раз формулировку задания С2. 1. 2
  2. Исходя из требований, начните сочинение, прежде обсудите начало между собой.
  3. Прочитайте критерий С1.К1. Обсудите, как вы понимаете “теоретическое обоснование”.
  4. Запишите в одно предложение. Как вы понимаете смысл высказывания лингвиста Степанова.
  5. Запишите на раздаточный листок несколько возможных вариантов.

Отчет групп:

1 группа – структура сочинения-рассуждения (слайд)
2 группа – Лексическое значение слова можно выразить с помощью _____________/(слайд)
3 группа – в слове имеется и лексическое и грамматическое значение (слайд)
4 группа – Грамматика охватывает собою: (слайд)
5 группа – выводы пишет на доске.

IV. Практикум по отработке навыка

Учитель: Следующим этапом у нас будет нахождение аргументов. Я предлагаю вам сегодня их писать на примере сказуемых..Расскажите о сказуемом, используя имеющийся у вас теоретический материал. (слайд 6, схематично показывающий материал)

(этот материал у каждого, в зависимости от уровня групп, они готовят ответы) (5 минут на повторение теории)

Типы сказуемых.
Сказуемое может быть простым и составным.
Простое сказуемое выражено одним словом. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значение. Простое сказуемое может быть только глагольным. Порою звучный топот коня раздавался по улице.
Составное сказуемое выражено двумя словами: основным и вспомогательным. Основное слово выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательное – грамматическое и добавочные лексические значения. Вспомогательное слово может быть пропущено.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на глагольное (основная часть инфинитив) и именное (основная часть – имя) Мы начали заниматься историей. (начали – вспомогательное слово, грамматическое значение – 1 лицо, мн. Число, прош. Время и добавочное лексическое значение начала действия; заниматься – основное слово, глагол, лексическое значение – “учиться, изучать”) День был прекрасным. (был – вспомогательное слово, глагол связка, грамматическое значение – ед. число, прош. Время, м. род и добавочное лексическое значение существования; прекрасным – основное слово, имя прилагательное лексическое значение – “очень хороший”. В настоящем времени связка упускается: День прекрасный
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в каком-либо наклонении. Птицы поют. Поторопитесь, мы уже опаздываем. Без вас я не нашел бы ничего.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени. Мы будем ждать поезд.
В настоящем и будущем времени сказуемое употребляется в том же числе. Что и подлежащее. Я думаю о сне. Облака перемещаются очень быстро.
В прошедшем времени и в условном наклонении сказуемое употребляется в том же числе, а в единственном числе – в том же роде, что и подлежащее. До нас дошли интересные слухи. Если бы она пришла вчера, вопрос решался бы быстрее.
В повелительном наклонении сказуемое употребляется в том же числе и лице, что и подлежащее. Ты с басом, Мишенька, садись против альта.
 
Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части.
Основная часть выражена инфинитивом. В этой этой части заключено основное лексическое значение сказуемого.
Вспомогательная часть выражает грамматические значения (наклонение, время, лицо) и дополнительные лексические значения (начало, продолжение, конец действия –начать, перестать, приняться, продолжить; желательность, возможность, необходимость действия – мочь, хотеть; долженствования –должен, принужден, надо, необходимо; эмоциональную оценку действия – любить, рад).
Вспомогательная часть может быть выражена глаголом (мочь, хотеть), кратким прилагательным (рад, должен и др.), словами состояния (надо, грустно и др.)
Составное именное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части.
Основная часть выражается формами имён, а также местоимениями, причастиями, словами состояния. Книга была интересной Он стал плотником. Комната озарена солнцем. В комнате было темно. Трава уже скошена. Ты кто? Два да три – пять в этой части заключено основное лексическое значение.
Вспомогательная часть (связка) выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо) и дополнительные лексические значения. Отсутствие связки указывает на настоящее время. В этом случае говорят о нулевой связке. День морозный.
В роли связки выступают глаголы: быть, являться, оставаться, становиться, делаться, казаться, представляться, считаться, слыть и др.
При глаголе являться имена существительные и прилагательные, входящие в состав сказуемого. Ставятся только в творительном падеже. Это явилось неожиданностью. Эта новость является странной.
В состав именного сказуемого могут входить частицы: это, словно, как, будто, не и др.

– Какие ключевые слова нам помогают найти аргументы? (сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение).

– Составьте по демоверсии в книге Драбкиной стр. 12 свои аргументы.

План работы (на слайде)

  1. Найдите сказуемое.
  2. Определите его лексическое и грамматическое значение.
  3. Как сказуемое связано с подлежащим.
  4. Обсудите в группе получившиеся выводы.
  5. Запишите выводы в тетрадь.

Для 1 группы подсказкой является сочинение, которое они собрали.
Для 2, 3, 4 группы даю слова подсказки. 5 группа работает самостоятельно.

1. Так, в составном глагольном сказуемом _________________________________ (в предложкении___) вспомогательный глагол, выражающий грамматическое значение ………………………указывает на _____________________________, а инфинитив____________________,выражающий лексическое значение, означает______________________. Сказуемое согласуется с подлежащим ……………………..

2. Так, в составном именном сказуемом _________________________________ (в предложкении___) вспомогательный глагол, выражающий грамматическое значение ………………………указывает на _____________________________, а именная часть ___________________,выражающая лексическое значение, означает______________________. Сказуемое согласуется с подлежащим ___________________________________.

4. Так, простое глагольное сказуемое …………………………………………(в предложении …….)обозначает__________________________________________ Оно связано с подлежащим в ………………………………. И выражается в форме …………………..

– Что же у вас получилось? (обсуждение получившихся аргументов) (3 минуты)

– Нам не хватает вывода? Как мы можем закончить работу?

(Возможные варианты вывода:

  • Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слиты воедино и помогают понять высказанную мысль.
  • Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение.
  • Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую строну.

V. Выводы урока

– Чему мы учились на уроке?
– Что показалось тяжелым?
– На каком грамматическом материале вы будете писать сочинение?

Учитель: Сегодня мы готовились к сочинению-рассуждению на конкретном примере. Но область грамматики и лексики значительно шире. На следующих урока по развитию речи мы с вами возьмем другой лексический и грамматический материал.

VI. Домашнее задание

Написать сочинение по тексту в книге Драбкиной стр. 174 часть 2 (отрывок их книги Троепольского) (слайд).