Урок окружающего мира "Кто такие рыбы?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: знакомство с рыбами  как представителями животного мира.

Задачи урока:

  • Предметные: сформировать у детей понятие о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
  • Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.
  • Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, ноутбук, экран, презентация «Кто такие птицы?»;  атласы-определители 4 шт. с цветными закладками ; MacBook  – 4 шт. с загруженными презентациями (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), листы самооценки; учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1 класс. / А.А. Плешаков, Н. Н. Гара, «От земли до неба»  атлас-определитель. / А. А. Плешаков.  М.: Просвещение, 2011. – 222 с.

Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Повторение изученного Ребята,  давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.  Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали…
К ним относятся…
Отличительными признаками насекомых являются…
Молодцы.
 

… насекомых.
пчелы, бабочки, кузнечики...
… 6 ножек

Слайд 2
2. Изучение нового Мудрая черепаха приготовила вам загадку «В воде они живут. Нет клюва, а клюют» Кто это?

 Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать. Тема нашего урока «Кто такие…?»

А что вы знаете о рыбах?

(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на капельках, чтобы в конце урока к ним вернуться)

…рыбы

 

 

Дети называют признаки рыб

Слайд 3

 

 

Слайд 4

  Вы предложили признаки рыб, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами.  Предлагаю узнать основные признаки рыб с помощью игры «Верное утверждение». Приготовьте карточки «Согласен/не согласен».
Напомните пожалуйста, как мы работаем с этими карточками.

Приготовились.

Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак рыб?

Откройте учебник . Давайте проверим правильность нашего вывода.

Молодцы, вы справились с заданием.

А это что за рыба?

Кто прочитает, что она нам о себе рассказывает?

Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как руль: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо,  погружается и всплывает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит  кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр.

Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать. А дышат рыбы при помощи жабр.

 

Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая  цветную пластину:  синий – да, утверждение верное, красный – нет, утверждение неверное.

Обсуждают в группе, формулируют вывод:  рыбы отличаются от других животных наличием чешуи.

Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.

…сом

Слайд 5 («домашняя» страница)

 

Слайды 6-12

 

 

Слайд 5

 

Слайд 13

 

Слайд 14

 

Слайд 15

Слайд 16

Физминутка      
Практическая работа учащихся. Ребята, а где обитают рыбы?

Сейчас каждая группа получит MacBook с заданием (у всех групп разные задания; презентация из 2 слайдов: 1 – атлас с цветной закладкой, 2 – фотографии  рыб).

Выполнить задание вам поможет «Атлас-определитель».  Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 3 разных цвета. 

Задание (все задания вводятся учителем постепенно):
На 1 слайде у вас атлас-определитель с закладкой  определённого цвета. Запомните его. Именно такого цвета будет ваша закладка в атласе. Не торопитесь пока его открывать.

Перейдите на следующий слайд.
Названия каких рыб вы можете назвать самостоятельно?

Откройте  атлас-определитель (по цветной закладке).

Найдите на странице атласа рыб, изображённых на фотографиях на 2 слайде; прочитайте названия (для читающих).
Рассмотрите рыб. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия рыб.  Попробуйте найти  их.
*Попробуйте  прочитать для ребят информацию, о любой из ваших рыб. (Если есть хорошо читающие ребята).
Составьте небольшой рассказ о вашей группе рыб. (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…)
Представитель каждой  группы должен познакомить класс со своей группой рыб. 

Варианты ответов детей: в речке, в пруду, море

Открывают MacBook, запоминают цвет закладки.

 

Определяют названия рыб, используя свой опыт.

 

 

Сопоставляют фото и картинку в атласе.

 

Проговаривают то, что видят.

Просмотровое чтение.

Умеющие читать  ребята читают  текст о рыбах для своей группы.

 

Коллективное составление рассказа.

Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о рыбах.

 

Работа по группам на MacBook Слайд 1.

 

MacBook Слайд 2.

 

MacBook можно закрыть.

Слайды 17-19

Прикрыть объектив проектора

Закрепление изученного материала Давайте проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или –).

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?

Отгадайте загадки муравьишки Вопросика.

Работают в тестовых тетрадях.
(Кто такие рыбы?)

Взаимопроверка.

Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.

Слайды 20-24
Физминутка для глаз      
Подведение итогов Давайте подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие рыбы?

 

Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим правильность нашего вывода.

Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают).

Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.

Слайд 25
Сопоставление  знаний до и после урока. Давайте посмотрим на капельки. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?

(Пройти по ссылке «Окончание урока»)

Анализируют записи на капельках, которые читает учитель. Слайд 4
Рефлексия Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П). Работа детей со шкалами самооценки. Слайды 26-27