Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: знакомство с рыбами как представителями животного мира.
Задачи урока:
- Предметные: сформировать у детей понятие о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
- Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
- Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация «Кто такие птицы?»; атласы-определители 4 шт. с цветными закладками ; MacBook – 4 шт. с загруженными презентациями (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), листы самооценки; учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1 класс. / А.А. Плешаков, Н. Н. Гара, «От земли до неба» атлас-определитель. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011. – 222 с.
Ход и содержание урока |
|||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Повторение изученного | Ребята, давайте вспомним, что мы
изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи
предложения»: На прошлом уроке мы изучали… К ним относятся… Отличительными признаками насекомых являются… Молодцы. |
… насекомых. |
Слайд 2 |
2. Изучение нового | Мудрая черепаха приготовила вам
загадку «В воде они живут. Нет клюва, а клюют» Кто
это? Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать. Тема нашего урока «Кто такие…?» А что вы знаете о рыбах? (Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на капельках, чтобы в конце урока к ним вернуться) |
…рыбы
Дети называют признаки рыб |
Слайд 3
Слайд 4 |
Вы предложили признаки рыб, к ним я
добавила ещё несколько. Все они перед вами.
Предлагаю узнать основные признаки рыб с помощью
игры «Верное утверждение». Приготовьте карточки
«Согласен/не согласен». Напомните пожалуйста, как мы работаем с этими карточками. Приготовились. Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак рыб? Откройте учебник . Давайте проверим правильность нашего вывода. Молодцы, вы справились с заданием. А это что за рыба? Кто прочитает, что она нам о себе рассказывает? Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как руль: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать. А дышат рыбы при помощи жабр. |
Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, утверждение верное, красный – нет, утверждение неверное. Обсуждают в группе, формулируют вывод: рыбы отличаются от других животных наличием чешуи. Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух. …сом |
Слайд 5 («домашняя» страница)
Слайды 6-12
Слайд 5
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15 Слайд 16 |
|
Физминутка | |||
Практическая работа учащихся. | Ребята, а где обитают рыбы? Сейчас каждая группа получит MacBook с заданием (у всех групп разные задания; презентация из 2 слайдов: 1 – атлас с цветной закладкой, 2 – фотографии рыб). Выполнить задание вам поможет «Атлас-определитель». Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 3 разных цвета. Задание (все задания вводятся учителем
постепенно): Перейдите на следующий слайд. Откройте атлас-определитель (по цветной закладке). Найдите на странице атласа рыб, изображённых на
фотографиях на 2 слайде; прочитайте названия (для
читающих). |
Варианты ответов детей: в речке, в пруду,
море Открывают MacBook, запоминают цвет закладки.
Определяют названия рыб, используя свой опыт.
Сопоставляют фото и картинку в атласе.
Проговаривают то, что видят. Просмотровое чтение. Умеющие читать ребята читают текст о рыбах для своей группы.
Коллективное составление рассказа. Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о рыбах. |
Работа по группам на MacBook Слайд 1.
MacBook Слайд 2.
MacBook можно закрыть. Слайды 17-19 Прикрыть объектив проектора |
Закрепление изученного материала | Давайте проверим, как вы усвоили тему
урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает
задание, даёт время на выполнение задания.) Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или –). Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту? Отгадайте загадки муравьишки Вопросика. |
Работают в тестовых тетрадях. (Кто такие рыбы?) Взаимопроверка. Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать. |
Слайды 20-24 |
Физминутка для глаз | |||
Подведение итогов | Давайте подведём итог нашей работе.
Скажите, кто же такие рыбы?
Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим правильность нашего вывода. |
Дети самостоятельно формулируют
правило, используя слова подсказки. (При нажатии
на правильное слово, оно открывается в
предложении; лишние слова исчезают). Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух. |
Слайд 25 |
Сопоставление знаний до и после урока. | Давайте посмотрим на капельки. Какие
утверждения оказались верными, а какие не нашли
своего подтверждения на уроке? (Пройти по ссылке «Окончание урока») |
Анализируют записи на капельках, которые читает учитель. | Слайд 4 |
Рефлексия | Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П). | Работа детей со шкалами самооценки. | Слайды 26-27 |