Формирование содружественных действий у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослыми. Для полноценного познавательного развития необходимы контакты со сверстниками.

Содружественные действия детей направлены главным образом на установление темпа общих действий и установление общего ритма действий.

Проводя занятия и наблюдая за стилем общения детей, я заметила, что дети пассивны в обсуждении вопросов, недостаточно оказывают друг другу помощь, невнимательно следят за ходом общего разговора, перебивают друг друга, не могут договориться, действовать совместно.

При написании графических диктантов, росчерков работа в едином темпе не получалась. Одни дети быстро выполняли задания, другие не успевали.

При проведении хороводных игр, заучивании скороговорок громко расставляли других вокруг себя, то есть, навязывали окружающим свои представления где, как и кому разместиться. А когда в совместной работе несколько человек начнут борьбу за «правду», то ни о какой слаженности и речи быть не может.

Все это подтолкнуло меня к мысли начать работу по данной теме. Прежде всего, я наметила цель и задачи.

Цель: Установление темпа общих действий, как составной части становления образа грамотно действующего лица.

Задачи:

  • Развивать интерес к учебным ситуациям, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре.
  • В творческой игровой ситуации давать возможность ее изменения и большую свободу в поиске и учете результатов собственных решений.
  • Через систему игровых занятий создавать условия к введению знаний и умений в повседневную жизнь, в обычные игры.
  • Развивать речевые способности детей через умение вслушиваться в звуки музыки, шумов, через умение вглядываться и искать взором, через активизацию моторной и словесной памяти.
  • В реализации этих задач мне помогли принципы: движение или активность, смена мизансцены, снятие судейской роли с воспитателя, снятие страха ошибки.

Кроме этого, я изменила форму работы с детьми, т е свою позицию.

Работу строю, опираясь на правила:

  • быть не над детьми, а вместе и рядом с детьми;
  • исходить не из удобства для себя, а из удобства для детей и реальных возможностей каждого ребенка.

Опираясь на опыт таких педагогов, как Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, я пришла к выводу, что наиболее эффективный путь установления темпа и ритма общих действий лежит через использование игр по социо-игровой педагогике и работе в малых группах, так как социо-задания дают возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу, слаженности действий при реальной возможности оценивать ход и результаты труда, а работа в малых группах позволяет самому ребенку поставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении своих возникших проблем. Ведь большое число решений ребенку надо попробовать и перепробовать на практике и об их целенаправленности он может судить лишь при возможности сравнить себя с другими, а результаты своих действий с успехами или с неуспехами детей.

Кроме этого, «в микрогруппе ребенок учится признавать мнение своего ближайшего окружения и поддерживать его, не нарушать и согласовывать свои стремления с действиями товарищей, стремится в разговорах с окружающими выразить свое отношение к присутствующим, справедливо оценивать свои неудачи и успехи».

Я решила для себя разработать систему для реализации поставленной идеи: составила примерные дела и сроки их реализации, систематизировала игры, которые имеют в себе потенциал пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга, в процессе настраивания которых должны быть ликвидированы страх, скандальный спор, враждебная настроенность и нежелание работать вместе.

Игры подбирала по степени сложности. Разработала варианты игр на формирование содружественных действий (см. Приложение 1).

Работу по данной теме провожу во всех видах деятельности: голосовых, речевых, графических, трудовых (см. приложение). Приготовила для этого все необходимое оборудование: таблицу образцов росчерков, таблицу элементов букв, таблицу русского рукописного алфавита, медиаторы, волчки, спицы, мячи, таблицы цифр, вписанных в квадрат.

Работая по этой технологии, научила детей общаться друг с другом, свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, оказывать друг другу помощь, открывать новые проблемы и находить верное решение, обеспечила детям сохранность психических качеств. Развила умения детей сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания по зрительно-воспринимаемому образцу.

Считаю, что в перспективе, дети будут самостоятельно определять свой уровень успеха в деловых отношениях, в сближении, в деловом общении, будут удачливыми в разных сферах деятельности.

Литература

  1. Шулешко Е.Е. «Обучение письму и чтению».
  2. Шулешко Е.Е., Букатов В.М., Ершова А.П. «Социо-игровые подходы к педагогике».
  3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы начального образования».
  4. Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту».
  5. Белобрыхина О.А. «Речь и общение».
  6. Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения».
  7. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.М. «Умеете ли вы общаться».
  8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.О. «Азбука общения».