Автор учебника: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.
Цель: создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства,семейным бюджетом;
- формировать представление о структуре семейного бюджета;
- повторить изученные экономические понятия.
- Развивающие:
- формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои и традиции;
- развивать познавательный интерес, речь детей;
- развивать умение делать оптимальный выбор.
- Воспитательные:
- формировать умение работать в группе;
- воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение.
Оборудование: карточки-схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, листы для самооценки; Презентация к уроку.
Литература:
1. Г.Г. Ивченкова, И В. Потапов Окружающий
мир 2 класс – М.: Астрель, 2005
2. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий
мир» Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова
ХОД УРОКА
Этап |
Время |
Приложение |
1. Организационный момент. | 2 мин. |
Эмоциональный и организационный настрой учащихся. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
– Здравствуйте, ребята! Садитесь,
пожалуйста. На прошлом уроке мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье. Вы написали записки, в которых отвечаете на вопрос «Когда я испытываю чувство радости?» Прочитав ваши записки, мы еще
лучше друг друга узнали. Мне было приятно узнать,
что мои ученики умеют сочувствовать,
сопереживать. Очень радует и то, что среди нас
есть те, кто испытывает радость от того, что может
помочь другому человеку (маме, другу, учителю), от
того что достигли каких-то успехов в учёбе, от
общения с друзьями, родными. Ваши рисунки очень
хорошо передают чувство радости (у детей было
задание передать чувство радости в рисунке).
Сегодня мы продолжим разговор о семье и ее
жизни. |
Рисунки выставлены на магнитную доску. |
|
2. Актуализация знаний | 4 мин. |
Актуализация знаний детей о государственном бюджете и основных экономических понятиях. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
– Что такое государственный бюджет? – Что обозначает выражение «денежная сумка»? – Как называются деньги, которые в нее кладут? – Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? – Что составляет доходы государства? На доске схема: |
– План доходов и расходов
государства. – Бюджет. – Доходы. – Расходы. – Налоги граждан и организаций. |
|
3. Постановка проблемы. | 3 мин |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
– А может ли быть другой бюджет, кроме
государственного? |
Варианты ответов детей.
|
|
4. «Открытие» детьми нового знания. | 10 мин. |
Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
– На уроке у нас сегодня 4 группы – 4
семьи. – Выберите фамилию своей семье. – Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? На доске схема: – Так что такое доход семьи? Практическая работа в группах. – У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет. (Приложение 2) – Выслушаем, что у вас получилось. |
Дети сидят группами.
– Заработная плата – родители.
– Сумма, заработанная членами семьи за месяц. Дети работают в группах.
Заслушиваем представителей каждой группы. Ученики подсчитывают сумму. |
|
Физкультминутка. | 2 мин. |
Мышечная и эмоциональная релаксация. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
Ученики выполняют соответствующие движения. | |
5. Первичное закрепление | 5 мин. |
Определить лучшую формулу семейного бюджета, учиться экономить. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
– Как могут распределиться доходы и
расходы?
– На чем можно сэкономить?
|
– Доходы = расходы Доходы > расходы Доходы < расходы – Та, в которой доходы
больше, чем расходы. |
|
6. Самостоятельная работа. | 6 мин. |
Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
– У нас с вами уже есть небольшой опыт
составления бюджета. Вместе мы выяснили, что
является основными источниками доходов и
расходов семейного бюджета. Могут ли в семье
появиться незапланированные доходы? – А непредвиденные расходы? – Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? – Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? – Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде. |
– Лотерея, премия, наследство. – Болезнь, несчастье. Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предлагаю детям воспользоваться готовым списком и выбрать из предложенных вариантов верные утверждения. (Приложение 4) – Нужно много трудиться. – Без труда – не
выловишь и рыбку из пруда. |
|
7. Повторение | 8 мин |
Обобщить полученные знания в ходе решения теста. Воспитывать чувство отзывчивости и сострадания к окружающим. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
– Сейчас вам предстоит в группе решить
тест. (Приложение 5) – Обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? – Абсолютно верно! Молодцы! – Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»
– Обсудите в своей «семье», согласны ли вы
помочь кому-нибудь из нуждающихся и
прокомментируйте свой выбор.
|
Ученики в группе выполняют тест. – Бюджет.
Выполняют задание в группах, слушаем представителей от групп. |
|
8. Итог урока | 2 мин. |
Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка. Дать рекомендации к выполнению домашнего задания. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1) Рефлексия. – Зажмите руку в кулак и ... 2) Самооценка своей деятельности. Оценка настроения в конце урока. 3) Домашнее задание. |
Дети выполняют.
Ученики высказывают свое мнение и оценивают свою работу. |