Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I-й ступени в интеграции краеведения и уроков русского языка

Разделы: Начальная школа


В формировании и развитии личности учащихся наша школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально-значимых ценностей у подрастающего поколения. Воспитать гражданина и патриота – это социальный заказ общества. Следовательно, перед каждым педагогом встает проблема: найти наиболее эффективные формы работы по данному вопросу. Я хотела бы рассказать об одной из таких форм: включение краеведческого материала в уроки русского языка.

Цель использования краеведческого материала: воспитание любви и уважения к своей малой Родине и родному языку

Задачи:

  • формирование целостных знаний о родном крае,
  • воспитание любви и уважения к своей малой Родине, чувства гордости за свою страну,
  • развитие креативных и исследовательских умений.

Использование такого материала вызывает интерес у ребят к топонимике названию городов, сел, рек и несет очень большой объем знаний по различной тематике: животный мир, растительный мир, история, география, литература, фольклор. В уроки я включаю отрывки из произведений таких классиков, как К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. Есенина. Огромным подспорьем в работе служат тексты из проекта А. М. Кучинова “Один из уголков Европейской части России: Гусь-Хрустальный район Владимирской области”, а также стихотворения, написанные учителем нашей школы Седовой И. В.: “Герб Владимирского края”, “Флаг Владимирского края”, “Край, в котором я живу”, “Об известных людях края эти строки мы слагаем”, “Легенда о речке Бужа”, “Легенда о речке Таса”, “Гимн Гусь-Хрустальному”, “Памятник Мальцову” и другие. Такие уроки через использование литературных произведений помогают показать красоту родного края, его значение для необъятной нашей Родины. К уроку я подбираю материал, понятный и интересный детям. Приведу пример урока во 2-м классе.

Тема урока по русскому языку во 2 классе. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) у учащихся начальных классов в предметной области “Русский язык”.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование чувства гордости за свою малую Родину через использование краеведческого материала;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, выстраивать речевые высказывания

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • развитие умения распознавать имена собственные и писать их с заглавной буквы;
  • ознакомление с понятием “географические названия” и правилом их оформления на письме;
  • развитие интереса к топонимике.

Оборудование:

  • учебник “ Русский язык” 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий;
  • рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику “Русский язык”, В. П. Канакиной;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация к уроку Microsoft Office Power Point

I. Мотивация к учебной деятельности.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно.
Работаем старательно.

II. Актуализация знаний. Осмысление учебных задач.

– Ребята, какую часть речи мы с вами изучали на прошлом уроке? (Имя существительное.)
– Что вы знаете об имени существительном?
– А чтобы узнать, какова тема нашего урока, давайте, обратим наше внимание на Слайд 2.
– Прочитайте записи на доске. Попробуйте дать название группам слов, записанных в овалах? (Имена, отчества, фамилии, названия художественных произведений.)

(По мере ответов детей Слайд 2 дополняется.)

– Что вы можете сказать о каждой группе слов?
– Ребята, а какое бы вы название подобрали группе слов, записанной в прямоугольнике? (Географические названия)
– Как вы понимаете словосочетание “географические названия”?
– Ребята, попробуйте подобрать ко всем этим группам общее название. (Собственные имена существительные.)
– Какова же тема сегодняшнего урока? (Заглавная буква в именах собственных: географических названиях.) Слайд 3
– Что вы уже знаете о правописании собственных имен существительных? А что хотели бы узнать?
– Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
– Сегодня мы познакомимся с новой группой имен собственных: географическими названиями и будем учиться правильно их записывать.

III. Минутка чистописания. (Отработка правильности написания и соединений букв Г г в тетради.) Слайд 4

– Ребята, на партах у вас лежит листок с росчерком. Возьмите его и попробуйте дорисовать его до любого предмета.
– Хотите посмотреть, кто получился у меня? (Рисунок гуся.) Слайд 5
– Как вы думаете, почему я нарисовала гуся? (Мы живем в Гусь-Хрустальном районе.)
– Обратите внимание на Слайд 6. Кто знает, почему Гусь-Хрустальный записан с заглавной буквы?
– А вы знаете, откуда произошло название “Гусь-Хрустальный”? (Так как город стоит на реке Гусь, первая часть его названия происходит от наименования реки. Раньше это было село Гусь. Второй же частью своего названия ныне существующий Гусь-Хрустальный, стоящий на месте данного села, обязан тому, что в нем на протяжении нескольких столетий находился центр производства хрусталя в России.)

IV. Открытие нового знания.

– Сегодня эмблемой нашего урока становится “Гусь”. Вы согласны?
– Вы готовы быть на уроке сотрудниками? Тогда в путь.

1. Работа в парах.

Задание № 1.

Каждая пара получает конверт с эмблемой гуся, в котором находится задание № 1.

  1. Вставьте пропущенные буквы, при необходимости используйте орфографический словарь. Каждому слову из первого столбика найдите пару из второго столбика.

Коллективная проверка. (По мере поступления ответов детей заполняется Слайд 7.)

– Какие имена существительные записаны в первом столбике? (Нарицательные имена существительные.)
– Объясните орфограммы имен существительных первого столбика.
– Какие имена существительные записаны во втором столбике? (Собственные имена существительные.)
– Как надо записать слова из второго столбика и почему? (С заглавной буквы, так как это собственные имена существительные, обозначающие географические названия.)
– Запишите любые два словосочетания в тетрадь.
– Используя физическую карту России, давайте попробуем продолжить наши столбики: на свободных строчках левого столбика запишите нарицательные имена существительные, обозначающие географические объекты, а справа – их названия.

Ребята заполняют таблицу.

Примерная таблица.

город Гусь-Хрустальный
поселок Уршельский
река Гусь
улица Веселкина
океан
море
озеро
река
горы
страна

Коллективная проверка. (Слайд 8)

2. Интерактивная игра “Карусель”. Слайд 9.

Для игры учитель предлагает заготовленные заранее слова таблицы: внутренний круг – нарицательные имена существительные, внешний круг – собственные имена существительные. Игра проходит в два этапа: на первом этапе идет отработка понятий “нарицательные” и “собственные” имена существительные; на втором этапе – расширение знаний учащихся о географических объектах нашей Родины.

– Вы отлично справились с игрой: различаете понятия “собственные и нарицательные” имена существительные, знаете географические объекты нашей Родины.
– Ребята, какое правило надо знать, чтобы правильно записать собственные имена существительные: географические названия?

3. Работа в парах. Задание № 2.

– На партах у вас лежит конверт № 2. Ваша задача выполнить задание в паре.

Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова, используя слова для справок. Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

Область ………, район ………, поселок ………, река ………,

Слова для справок: Бужа, Владимирская, Уршельский, Гусь-Хрустальный.

Коллективная проверка. (Слайд 10)

4. Рассказ об основателе г. Гусь-Хрустальный. Слайд 11.

– Основателем города Гусь-Хрустальный стал в 1756 году орловский купец Аким Мальцов. Он, облюбовав мещерские леса, создал хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением художественной культуры не только владимирской земли, но и России. Очень хочется прочесть отрывок из стихотворения “Памятник Мальцову”, написанного нашим учителем Седовой И. В.

Воздвигли памятник Мальцову
У стен Музея Хрусталя,
Им Гусь-Хрустальный был основан,
Открыта древняя земля.

Он полон замыслов великих,
Куда-то вдаль направив взгляд:
В местах болотистых и диких
Построить надо стеклоград!

В глазах задумчиво-печальных
Надежды искра пролегла.
Мечта, чтоб город Гусь-Хрустальный
Столицей стал в краю стекла.

– Какое возникло у вас чувство, когда вы слушали это стихотворение?
– Как вы думаете, мечта Мальцова сбылась?

5. Работа со словарным словом “Россия”.

– А знаете ли вы, как называется наша страна, в состав которой входит наш Гусь-Хрустальный район? (Россия.)
– Ребята, а кто-нибудь из вас знает какую тайну хранит это слово с точки зрения русского языка?
– С какой буквы вы написали бы это слово? Почему?
– Ваши знания помогли вам разгадать первый секрет этого слова.
– Произнесите это слово хором. Что вы заметили? (Долгий звук [с].) Как этот звук следует обозначить на письме?
– Это второй секрет этого слова. А я вам открою третий секретпро безударную букву “о”. Знаете ли вы, что в нашем языке существовало слово “Росс”, которое употреблялось в значении “россиянин”, “русский”. Если это запомните, то всегда сможете проверить безударную гласную “о” в корне слова “Россия”.
– Произнесем хором по слогам. Запишите это слово. Обозначьте орфограммы. Россия – наша общая родина. Но у каждого из нас есть своя малая родина, то место где родились, где проходит наше детство. Для большинства из нас это наш поселок Уршельский.
– Прочитайте свои записи в тетради. Названия, каких слов мы писали с большой буквы? (Области, района, поселка, реки, океана, морей, страны.)
– Где можно встретить названия областей, рек, городов, сел, морей, океанов? (На политико-административной карте.)
– Как можно назвать эту группу имен существительных?
– Как следует писать собственные имена существительные: географические названия?
– Проверьте, верно ли вы сделали вывод, прочитав правило на странице 66 учебника

V. Закрепление.

1. Работа по учебнику (№ 116).

– Почему же город Владимир получил такое название? Найдите ответ на этот вопрос в упражнении № 116.
– Спишите это предложение.

2. Работа по рабочим тетрадям. Взаимопроверка тетрадей.

– Откройте рабочие тетради на странице 68 и найдите № 48.
– Посоветуйтесь друг с другом и выясните, как автор говорит о России.
– Почему мы называем Россию Отечеством, Родиной?

VI. Самостоятельная работа.

Выполнение задания № 47 на странице 68 рабочей тетради.

– Что могут обозначать имена собственные?
– Какие географические названия вы записали с заглавной буквы?
– Итак, заглавная буква в собственных именах существительных – это орфограмма.

VI. Домашнее задание по выбору.

Подготовить по вопросам рассказ на тему “Где я живу” (учебник, упр.117).

Составить и написать рассказ по его началу: “Я знаю, что в поселке Уршельский был построен ………….”

VII. Рефлексия.

1. Заполнение листа самооценки.

Фамилия, имя  
Прочитай предложения. Если ты согласен с этими высказываниями, то в квадратике поставь значок – галочку.

1. Я умею работать в паре.

2. Я горжусь своим краем.

3. Я знаю географические объекты своего края.

4. Я знаю, как писать собственные имена существительные (географические названия):

Подчеркни географические объекты своего края.

Гусь-Хрустальный, Австралия, Бужа, Нева, Василево, Поль, Пра, Уршельский, Аббакумово, Курлово, Япония.

Подчеркните слова, в которых допущена ошибка.

Владимир, гусь-хрустальный, Уршельский, аббакумово, Ока, Поль, бужа, пра, Тасинский.

2. Подарок учителя.

– Ребята, когда я готовилась к уроку, мне очень захотелось вам сделать подарок. Вы хотите его принять?
– Я хочу вам подарить удивительное стихотворение талантливого человека, учителя нашей школы Седовой И. В. “В глубине Мещеры”

На юго-западной окраине района
Поселок Уршель средь болот стоит.
Он окружен стеной лесов зеленых
И в крае стеклоделов знаменит.
Известен он у нас не зря повсюду:
Стекольный здесь работает завод.
И выпуском прессованной посуды
Он славится в стране из года в год.
Иван Мальцов здесь место для завода
Когда-то лично сам облюбовал.
Среди глуши диковинной природы
Завод построить он команду дал.
И вскоре здесь работа закипела,
Повсюду застучали топоры.
Рабочие гурьбой взялись за дело,
Прошло немало лет уж с той поры.

– Вам понравилось это стихотворение? Какое чувство у вас возникло, когда вы его слушали?
– А кто бы хотел все стихотворение прочитать?
– Вы можете найти это стихотворение в книге “Сторона Мещерская – Родина моя” Седовой И. В.
– Это стихотворение поможет вам выполнить домашнее задание № 2.

Формы проведения уроков могут быть разнообразны: уроки-экскурсии, игра по станциям (с использованием интерактивных форм), конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания. Приведу примеры упражнений по русскому языку, разработанные мной, для 2 класса по теме “Имя существительное”.

Упражнение 1.

Прочитайте.

Красота неброская –
Реки и поля.
Сторона Мещерская,
Родина моя!
Выйду на крылечко я,
Сладко потянусь,
По реке за речкою
Босиком пройдусь.
(И. Седова)

Спишите. Подчеркните имена существительные.

Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

Упражнение 2.

Прочитайте.

Где над лугом чибис тужит,
Где песок белей, чем соль,
Повстречала речка Бужа
Младшую сестрицу Поль.
(Р.Кочнев)

Выпиши собственные имена существительные. Что они обозначают? Какие еще названия рек родного края ты знаешь? Запиши их названия.

Упражнение 3.

Прочитайте.

Речка Гусь
Вся – словно из рассвета,
И дбрта и грусть.
Плывет в просторы лета
Лсная речка Гусь.
Отрадны плесы синие,
Ивняк припал к вде.
Цвтут кувшнки-лилии
Под сонцем целый день.
(А. Васильев)

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите устно проверочные слова.

Найдите и подчеркните собственное имя существительное.

Упражнение 4.

Прочитайте текст.

Бужа – река во Владимирской области, одна из рек Мещерской низменности. Вытекает из озера Исихра. Основные притоки: Поль, Таса, Караслица. Река Пра – продолжение реки Бужи.

Выпишите названия рек в алфавитном порядке. Подчеркните заглавную букву.

Упражнение 5.

Прочитайте текст.

Город Гусь-Хрустальный расположен в Мещерской низменности во Владимирской области. Он был основан в середине восемнадцатого века. Статус города Гусь-Хрустальному был присвоен в 1931 году. В настоящее время город является одним из центров стекольной промышленности России.

Спишите. Подчеркните собственные имена существительные.

Упражнение 6.

Прочитайте.

Город Владимир. Поэт Рем Кочнев. Река Клязьма. Озеро Исихра. Писатель Александр Солженицын. Поселок Тасинский. Краевед Владимир Крылов. Художник Рудольф Романов.

Выпишите в первый столбик имена собственные, обозначающие географические объекты, а во второй столбик – имена собственные, обозначающие имена и фамилии людей.

Упражнение 7.

Прочитайте.

Однажды зимой у одного мастера Гусевскского хрустального завода, Разумея Васильева, заболела единственная дочь – Ксюша. У нее было воспаление легких. От высокой температуры, девочка бредила. В бреду она вспоминала лето, луг, цветы. Отцу очень хотелось облегчить ее страдания. Но в поселке зимой негде было взять живых цветов. Тогда, отец в отчаянии идет в гуту, где варился хрусталь и стекло. За одну ночь, из остатков цветного хрусталя и стекла, Разумей Васильев сделал вазу с целым букетом цветов. Утром отец принес букет своей дочери. Ксюша очень обрадовалась и вскоре поправилась.

Как вы понимаете выделенное слово?

Спишите первое и восьмое предложения. Подчеркните имена существительные и определите их число.

Упражнение 8. Работа по вариантам.

1-й вариант.

Прочитайте.

Что можно увидеть в Мещерском крае?
Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам
под всеми широтами звезды.
(К. Паустовский)

Выпишите нарицательные имена существительные множественного числа.

2-й вариант.

Прочитайте.

Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов?
Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое. Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу.
(К. Паустовский)

Выпишите нарицательные имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Каких еще животных нашего края ты знаешь?

Упражнение 9.

Прочитайте.

Самой яркой достопримечательностью гор(о,а)да (Г,г)усь-(Х,х)рустальный является (М,м)узей (Х,х)русталя. Слава гусевского хрусталя переш(а,о)гнула гр(а,о)ницы (Р, р)оссии. З(о,а)л(о,а)тыми медалями выст(а,о)вок в (П,п)ариже, (В,в)ене, (Ч,ч)икаго отмечены искусство и талант старых гусевских мастеров. Коллекция музея не перестает пополняться.

Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните изученные орфограммы. Выпишите три слова с безударной гласной, подберите к ним проверочные слова.

Упражнение 10.

Прочитайте.

Первые граненые стаканы машинного производства появились в 1914 году, когда на Уршельском стекольном заводе была запущена печь-автомат. Капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и отправлялась в отжиг.

Какой частью речи являются выделенные слова? Определите их число.

Упражнение 11.

Напиши названия населенных пунктов, в которых живут эти жители:

  • Уршельцы – ….
  • Курловчане – …
  • Собинцы–
  • Гусевчане – ….
  • Владимирцы – …
  • Покровчане – …
  • Ковровчане – …
  • Муромцы – …
  • Меленковцы – …

При проведении таких уроков большим помощником является УМК “Русский язык” В. П. Канакиной, в котором одним из главных направлений является создание у школьников мотивации к изучению русского языка. Действительно, материал учебника, методические подходы к его изучению способствуют развитию этого направления. Одной из практических задач курса “Русский язык” является воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Об этом свидетельствуют творческие работы детей.

Таким образом, результативность этих уроков огромна:

  • повысился интерес к родному краю, к его истории.
  • меняется отношение к своему поселку: возникнет необходимость бережного обращения к его достопримечательностям.