Цели урока:
- Обобщить и повторить тему.
- Формировать навыки правописания и самоконтроля.
- Совершенствовать навыки письма.
- Расширять словарный запас учащихся.
- Развивать речь, мышление.
Ход урока
1. Организационный момент:
У: Ребята, послушайте загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Д: Зимой.
У: Посмотрите, что опустилось мне на ладошки?
С неба падают зимой
И кружатся над землею
Мягкие пушинки,
Милые (снежинки).
Звучит музыка Чайковского “ Времена года”.
У: Закройте глазки. Холодно, морозно, метельно, бело. Спит земля под снежным одеялом. Наверное, каждый из вас представил снежную картину. Откройте глазки и поднимите руки, как падает снег, как он кружится (кружатся под музыку). А как тихо он падает на землю. Давайте сядем тихо-тихо.
2. Чистописание:
У: Посмотрите, какие снежинки лежат у каждого из вас на столах. Будем их раскрашивать буквами. Но какими, вы отгадаете сами.
Ж, А, Ш, Ч, Щ, Ю, У, Я, И, Ы
Прочитайте буквы. На какие группы можно их разделить?
Д: На согласные и гласные. На согласные, которые всегда мягкие, на согласные, которые всегда твердые и на гласные. Гласные можно разделить на две группы – смягчающие рядом стоящую согласную и не смягчающие.
У: Запишите на снежинках гласные буквы, которые смягчают рядом стоящую гласную.
3. Сообщение темы урока:
У: Какое правило связано с буквами, записанными на доске?
Д: Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
У: Молодцы!
Я хочу предложить вам игру “ Красный-зеленый”. Для того что бы вспомнить и другие важные правила. Приготовьте сигнальные карточки. Если согласны со мной посветите зеленым сигналом, если нет, то красным.
Вопросы:
– Клички животных пишем с большой буквы.
– Безударные гласные проверяем ударением.
– Предложение начинаем писать с маленькой буквы.
– Слово переносим по слогам.
– Имена собственные пишем с маленькой буквы.
– существительные отвечают на вопрос “ Кто? Что?”
– Прилагательные обозначают признак предмета.
– Маша – пишу с маленькой буквы, так как это имя вредной девочки.
У: Молодцы, все повторили.
4. Словарная работа:
У: А сейчас мы отправимся в зимний лес на санках. Посмотрите, сколько желающих прокатиться с нами. Давайте назовем их.
(На доске картинный словарь.) Ученики проговаривают и записывают в тетрадях словарные слова, учитель усаживает “ пассажиров” в сани.
СОБАКА, МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЗАЯЦ – поставить ударение в словах.
У: Как назвать одним словом наших пассажиров?
Д: Животные.
У: Какое слово здесь лишнее?
Д: Собака, т. к . домашнее животное.
У: Чем отличаются домашние от диких?
5. Закрепление. Зарядка:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться нам не прочь.
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
У: И вот мы с вами в самой чаще леса. Лес загадочный, волшебный. Испугались наши четвероногие друзья. Поможем им?
Выполним задание:
– подобрать слова близкие по значению, содержащие чу-щу
Тонкий – (щуплый)
Грязный – (чумазый)
Скучаю – (грущу)
Хороший – (чудесный)
Дети пишут на доске и в тетрадях.
У: Справились с лесным заданием, но вот навстречу нашим зверушкам серый волк. Что он делает в лесу зимой? Запишем предложение и узнаем .
Волки рыщут пищу ищут.
У: О ком говорится в предложении?
– Прочитаем хором быстро это предложение (скороговорку). Довольны наши звери остались, возвращаются обратно. Они предлагают вам устроить соревнования. Вы им помогали? Вот и они вам сейчас помогут. Первому ряду будет помогать Заяц и Медведь. Второму – Собака и Лисица.
На листочках записаны слова с пропущенными буквами. Ваша задача вставить букву и передать листок следующему.
1-й ряд Щ..ка Ч..гун Ж..раф Тиш..на Пруж..на |
2-й ряд помч..лся тащ.. ч..сы нач..ло площ..дка |
У: Собираю листочки и проверяю. Молодцы! Справились все. Сегодня мы помогали друг другу преодолевать трудности. Ребята, а наши зверушки в лес ездили не только посмотреть на снежную картину, но и привезли волшебный мешочек. Что там?
Дети достают из мешочка снежные комочки (голубые кружочки из картона, на которых написаны правила).
6. Подведение итогов.
У: Давайте вместе прочитаем, что же там написано!
Чу-щу пишу с буквой У
Ча-ща пишу с буквой А
Жи-ши пиши с буквой И
У: Давайте вспомним, какими буквами мы украшали свои снежинки на минутке “ Чистописания”. Обведите в кружок лишние буквы (я, ю). Наше путешествие со снежинками завершилось. Берегите снежные комочки, они будут вам напоминать правила, которые мы сегодня повторяли.