Урок русского языка на тему "Правописание гласных после шипящих". 1-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Обобщить и повторить тему.
  • Формировать навыки правописания и самоконтроля.
  • Совершенствовать навыки письма.
  • Расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать речь, мышление.

Ход урока

1. Организационный момент:

У: Ребята, послушайте загадку:

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?

Д: Зимой.

У: Посмотрите, что опустилось мне на ладошки?

С неба падают зимой
И кружатся над землею
Мягкие пушинки,
Милые (снежинки).

Звучит музыка Чайковского “ Времена года”.

У: Закройте глазки. Холодно, морозно, метельно, бело. Спит земля под снежным одеялом. Наверное, каждый из вас представил снежную картину. Откройте глазки и поднимите руки, как падает снег, как он кружится (кружатся под музыку). А как тихо он падает на землю. Давайте сядем тихо-тихо.

2. Чистописание:

У: Посмотрите, какие снежинки лежат у каждого из вас на столах. Будем их раскрашивать буквами. Но какими, вы отгадаете сами.

Ж, А, Ш, Ч, Щ, Ю, У, Я, И, Ы

Прочитайте буквы. На какие группы можно их разделить?

Д: На согласные и гласные. На согласные, которые всегда мягкие, на согласные, которые всегда твердые и на гласные. Гласные можно разделить на две группы – смягчающие рядом стоящую согласную и не смягчающие.

У: Запишите на снежинках гласные буквы, которые смягчают рядом стоящую гласную.

3. Сообщение темы урока:

У: Какое правило связано с буквами, записанными на доске?

Д: Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

У: Молодцы!

Я хочу предложить вам игру “ Красный-зеленый”. Для того что бы вспомнить и другие важные правила. Приготовьте сигнальные карточки. Если согласны со мной посветите зеленым сигналом, если нет, то красным.

Вопросы:

– Клички животных пишем с большой буквы.
– Безударные гласные проверяем ударением.
– Предложение начинаем писать с маленькой буквы.
– Слово переносим по слогам.
– Имена собственные пишем с маленькой буквы.
– существительные отвечают на вопрос “ Кто? Что?”
– Прилагательные обозначают признак предмета.
– Маша – пишу с маленькой буквы, так как это имя вредной девочки.

У: Молодцы, все повторили.

4. Словарная работа:

У: А сейчас мы отправимся в зимний лес на санках. Посмотрите, сколько желающих прокатиться с нами. Давайте назовем их.

(На доске картинный словарь.) Ученики проговаривают и записывают в тетрадях словарные слова, учитель усаживает “ пассажиров” в сани.

СОБАКА, МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЗАЯЦ – поставить ударение в словах.

У: Как назвать одним словом наших пассажиров?

Д: Животные.

У: Какое слово здесь лишнее?

Д: Собака, т. к . домашнее животное.

У: Чем отличаются домашние от диких?

5. Закрепление. Зарядка:

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться нам не прочь.
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

У: И вот мы с вами в самой чаще леса. Лес загадочный, волшебный. Испугались наши четвероногие друзья. Поможем им?

Выполним задание:

– подобрать слова близкие по значению, содержащие чу-щу

Тонкий – (щуплый)

Грязный – (чумазый)

Скучаю – (грущу)

Хороший – (чудесный)

Дети пишут на доске и в тетрадях.

У: Справились с лесным заданием, но вот навстречу нашим зверушкам серый волк. Что он делает в лесу зимой? Запишем предложение и узнаем .

Волки рыщут пищу ищут.

У: О ком говорится в предложении?

– Прочитаем хором быстро это предложение (скороговорку). Довольны наши звери остались, возвращаются обратно. Они предлагают вам устроить соревнования. Вы им помогали? Вот и они вам сейчас помогут. Первому ряду будет помогать Заяц и Медведь. Второму – Собака и Лисица.

На листочках записаны слова с пропущенными буквами. Ваша задача вставить букву и передать листок следующему.

1-й ряд
Щ..ка
Ч..гун
Ж..раф
Тиш..на
Пруж..на
2-й ряд
помч..лся
тащ..
ч..сы
нач..ло
площ..дка

У: Собираю листочки и проверяю. Молодцы! Справились все. Сегодня мы помогали друг другу преодолевать трудности. Ребята, а наши зверушки в лес ездили не только посмотреть на снежную картину, но и привезли волшебный мешочек. Что там?

Дети достают из мешочка снежные комочки (голубые кружочки из картона, на которых написаны правила).

6. Подведение итогов.

У: Давайте вместе прочитаем, что же там написано!

Чу-щу пишу с буквой У

Ча-ща пишу с буквой А

Жи-ши пиши с буквой И

У: Давайте вспомним, какими буквами мы украшали свои снежинки на минутке “ Чистописания”. Обведите в кружок лишние буквы (я, ю). Наше путешествие со снежинками завершилось. Берегите снежные комочки, они будут вам напоминать правила, которые мы сегодня повторяли.