Цель:
- познакомить учащихся с многообразием комнатных растений;
- познакомить с растениями, которые находятся в классной комнате;
- познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека;
- познакомить с правилами ухода за комнатными растениями и выбрать ответственных по уходу за комнатными растениями.
Оборудование: компьютер, ММП, презентация, выполненная в программе Мicrosoft Office PowerPoint “Комнатные растения”.
Ход мероприятия
1. Беседа
В: Дорогие ребята, за окном зима. Природа спит, земля покрыта снегом. А у нас в классе тепло и уютно. Посмотрите вокруг и скажите, что делает наш класс таким.
- Ответы детей.
В: Конечно же, это комнатные растения. Ребята, давайте подумаем, для чего нужны комнатные растения.
- Ответы детей (цветы необходимы для красоты, хорошего настроения, чистого воздуха и т.д.)
В: Молодцы! Ребята, вы знаете, что ещё в глубокой древности люди начали украшать свой дом растениями. Но понятие “комнатное растение” существует с момента, когда человек догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей. Археологи утверждают, что комнатные растения впервые появились в Китае около 5 тысяч лет назад. Существует мнение, что выращивать растения в плошках начали придворные лекари. В специальных садах они сажали лекарственные растения, чтобы лечить императора и его свиту. Во время военных походов растения пересаживали в небольшую посуду и брали с собой.
Первые цветочные горшки появились в Египте. Цветами в горшках украшали храмы во время богослужений.
Слайд 2
В: Интересно, что этими священными растениями были хорошо известные нам фикусы. А в Афинах храмы украшали оливковыми деревьями в кадках.
Слайд 3
В: Первые попытки создать “дома для растений” были созданы в Древнем Риме. Это были небольшие, обнесенные стенами садики. Стены защищали растения от сухих горячих ветров, а по трубопроводу в сады поступала вода для полива.
Слайд 4
На этом развитие “комнатного” растениеводства остановилось на долгие годы.
Сохранилось упоминание о том, что в 1570 г. Лондонский аптекарь Морган выращивал в витрине своей аптеки несколько кактусов “для удовольствия”.
И в конце XV века, когда отважные мужчины, служа королям и купцам, бороздили моря на своих кораблях, открывая новые континенты, среди других сокровищ достигли старого света и первые ботанические драгоценности. В Россию цветочно-декоративные растения в больших количествах начали ввозить при Петре I, который приказал заложить оранжереи в Аптекарском огороде в Москве и Летнем саду в Санкт – Петербурге для выращивания лекарственных трав, а также редких и интересных “заморских” растений.
Слайд 5
Ботаники тех времен поняли, что растения из тропических областей нуждаются у нас в специальной защите и уходе. И решение было найдено. В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные растения в специальных ящиках, которые он назвал террариумами.
Слайд 6
В: Высший свет быстро оценил пользу этого изобретения. Ящики Уорда стали устанавливать во всех богатых домах. В XX веке на помощь цветоводам пришла современная наука. Благодаря этому комнатные растения есть почти в каждом доме.
Ребята, у кого в доме есть комнатные растения? Помогите мне рассказать о растениях, которые украшают наш класс. Учащимся, по желанию, заранее было дано задание сделать небольшое сообщение о растениях (хлорофитум, герань (пеларгония), фикус, сансевиерия (щучий хвост), традесканция, алоэ, кактус и т. д.) по плану:
- название растения;
- Родина этого растения;
- описание растения (лист, стебель, корень, как размножается);
- правила ухода за ним;
- какую пользу приносит это растение.
Растения выставляются на первые парты. Рассказчик подходит к цветку и делает свой доклад.
2. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево).
Больше спать не захотел. (Туловище вперёд, назад).
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется.
Бабочка кружится, вьётся.
III. Конкурсы
В: Теперь давайте проверим, как вы запомнили растения. Для этого мы должны разделиться на две команды.
1. Конкурс “Отгадай растение”.
На два стола ставятся цветы. Участникам команд выдаются наборы карточек с названиями комнатных растений. Учащиеся должны поставить карточку около соответствующего растения.
Проверка правильности выполнения проходит с использованием ММП.
Слайды 7,8
2. Конкурс “Разгадай кроссворд”.
Командам даётся задание разгадать кроссворд “Комнатные растения в загадках”. На разгадывание кроссворда участникам даётся 10 минут, на каждую загадку по 1 минуте.
Слайд 9
1.
Куст – оконный и балконы;
Лист – пушистый и душистый,
А цветы в окне –
Словно шапка в огне. (Герань).
2.
Лист – горбочком,
С желобочком,
Шипы имеет,
А ранить не умеет,
Зато лечит нас
В любой час. (Алоэ)
3.
Листья, словно у осоки,
Образуют куст широкий,
Плети распускает,
Белыми цветами. (Хлорофитум)
4.
Под тенью сосновой
Цветок есть лиловый. (Фиалка)
5.
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза. (Фикус)
6.
Щучий хвост пошёл в рост:
Не в пруду, не в речке -
На окне у печки. (Сансевиерия)
7.
Стебли – тонкие, длинные,
Цветки – как атласные:
Жёлтые, красные. (Настурция)
8.
На окне, на полке
Выросли иголки. (Кактус)
9.
Строга и зла красавица,
Когда к ней прикасаются. (Роза)
10.
Всю зиму и всё лето
В красное платье одета. (Бегония)
Команды разгадывают кроссворд по очереди, по одному слову. Выигрывает команда, отгадавшая больше растений.
Проверка правильности выполнения проходит с использованием ММП.
Слайд 10
3. Игра “Какого растения не хватает”.
На стол выставляются четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится четыре-пять раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Подведение итогов конкурсов.
IV. Заключение
В: Ребята, вы познакомились с комнатными растениями. Для того чтобы комнатные растения радовали нас, нам надо за ними ухаживать. Послушайте стихотворение.
Чтоб растение росло,
И питалось и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять,
И опрыскивать!
Надо помнить нам всегда,
Ему плохо в холода,
И во тьме не может жить,
Лучик света должен быть.
Много правил и забот,
Знает мудрый садовод!
В: А какие правила ухода за комнатными растениями вы знаете?
- Ответы детей (предложенные варианты записываются на доске)
В: Забота о комнатных растениях делает человека добрее и отзывчивее.
Как я люблю домашние цветы,
Что быт наш ежедневно украшают,
В водоворот житейской суеты
Покой и благородство излучают.Безмолвные свидетели всего,
Что происходит в городской квартире,
Растенья к нам приходят для того,
Чтоб с красотою все мы жили в мире.Я знаю, ожидают по утрам,
Когда войду с приветствием обычным:
“Ну, здравствуйте, зеленые друзья!
Как поживаем? — Все у нас отлично!”Поглажу, трону, листик уберу,
Полью водой из лейки специальной,
Где надпись есть: “За вашу красоту
Вам шлю любовь свою и благодарность”.Как я люблю домашние цветы!
Я рядом с ними сердцем отдыхаю.
Посланники вселенской чистоты,
Я с радостью вам долг свой возвращаю.
(Наталья Осипенко)
В: Ребята, есть ли среди вас желающие быть ответственными по уходу за комнатными растениями? (Учащиеся выбирают ответственных, по желанию).
Слайд 11
Список литературы.
- Большая книга загадок / сост. О.Узорова, Е. Нефёдова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 832 с.: ил.
- Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с. – (Мастерская учителя).
- Интернет-сайт: Идеальный дом http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-komnatnyh-rastenii