Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний.
Задачи.
- Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права и обязанности.
- Формировать представление о своем имени, о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
- Развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.
- Развивать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями товарищей, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.
- Воспитывать уважение и толерантность к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.
Оборудование
Ноутбук, ЖК-телевизор (107см), презентация, карточки с заданиями, конверты с символами прав на каждого ребенка, конверты с заданиями трех уровней, волшебная палочка, дидактическая игра “Разложи правильно”
Предварительная работа
Чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении; разучивание пословиц, стихов о труде, доме, семье, здоровье, школе; формулирование совместно с детьми правил, дидактические игры.
Словарная работа
Хижина, вигвам, юрта, коттедж.
Ход занятия
Слайд 1. Здравствуйте, детишки! Присаживайтесь удобнее, чтобы всем было хорошо видно телевизор.
Слайд 2.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
Кто из вас знает, какие права есть у детей? (Ответы детей)
(При нажатии на мышку, появляются картинки с правами детей)
Слайд 3.
Воспитатель: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это - ваши права. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
Воспитатель: А как называется документ, где написаны ваши права?
Дети: Конвенция о правах детей
(По щелчку мышки на экране появляется Конвенция о правах ребенка)
Воспитатель: Совершенно верно. Конвенция о правах ребенка - это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция - это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
Слайд 4. Воспитатель: Посмотрите дети, у нас в гостях Правик.
Слайд 5. Он приглашает вас в гости в свою страну.
Эта страна – необычная и загадочная. Здесь жили люди, звери, насекомые, и жили они счастливо, у каждого из них было много прав.
Слайд 6. В этой стране был необычный сад.
Слайд 7. В нем рос необычный цветок. Этот цветок жители берегли. И назывался он - “цветок Счастья”. У него были необычные лепестки. Права и правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...
Слайд 8. Как-то раз над страной нависла черная туча, налетел сильный ветер, и все жители страны разбежались кто куда, чтобы переждать несчастье.
Слайд 9. А когда все утихло, все были удивлены тем, что на “цветке Счастья” не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в неразбериху. До сих пор жители ищут заветные лепестки, чтобы снова жить счастливо. Они надеются на то, что кто-нибудь им поможет. Что же делать?
Дети: Надо помочь жителям.
Воспитатель: Я думаю, что мы сможем найти лепестки “цветка Счастья”, а заодно и узнаем права и правила этой страны. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
Воспитатель: Чтобы помочь жителям, мы должны выполнить задания, которые написаны на карточках. Если задание выполним правильно, то сможем вернуть цветку лепестки. Ну что, начнем!
Слайд 10. Карточка №1. Задание “Угадай право” (Картинки с правом на имя).
- Посмотрите внимательно на картинки и скажите:
- К какому праву относятся изображения, которые вы видите на экране.
- Найдите соответствующую этому праву эмблему.
(После того, как дети назовут право, покажут эмблему этого права, по щелчку мышки на экране появляется эмблема – право на имя)
Вопросы по слайду.
1. А у вас есть имя?
2. Кто дал вам имя? (родители)
Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.
3. У вас у всех есть имена. А для чего оно вам?
4. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?
Воспитатель: Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу.
От того узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?
(Дети называют значение своего имени)
Аня – благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Слайд 11. (Картинки с правом на игру)
К какому праву относятся изображения, которые вы видите на экране.
Найдите соответствующую этому праву эмблему.
После того, как дети назовут право, покажут эмблему этого права, по щелчку мышки на экране появляется эмблема – право на игру.
Слайд 12. (Картинки с правом на жилье)
К какому праву относятся изображения, которые вы видите на экране.
Найдите соответствующую этому праву эмблему.
После того, как дети назовут право, покажут эмблему этого права, по щелчку мышки на экране появляется эмблема – право на жилье.
Воспитатель: Как называются эти жилища?
Дети: дом, хижина, вигвам, юрта. (Повторение слов индивидуально)
Воспитатель: С первым заданием вы отлично справились, мы смогли отыскать первый лепесток.
Слайд 13. (По щелчку мыши на экране появляется розовый лепесток)
Карточка №2 Задание “Разложи правильно”
Ребята, на столах лежат задания. На 1-м столе легкое, на 2-м потруднее, на 3-м – трудное. Подумайте, кто какое задание будет выполнять. Дети выполняют задания разных уровней (по желанию).
Трудный уровень – вспомнить героев сказок, как их зовут, найти это имя и положить на книжку.
Средний уровень - разложить в синий круг - имена мальчиков, в красный круг - имена девочек, а в средний круг, который образуется при наложении кругов друг на друга – имена, которыми называют и девочек и мальчиков.
Легкий уровень – разложить в синий круг - имена мальчиков, в красный круг - имена девочек
Дети, сгруппировавшись, выполняют задания, затем идет взаимопроверка.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились.
(По щелчку мышки появляется красный лепесток)
Слайд 14. Карточка №3 Задание №3
Воспитатель: О чем говорят вам картинки на экране? Каким единым сюжетом они объединены? Покажите эмблему этого права.
Дети: На каждой картинке нарисована семья.
Воспитатель: У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи.
- Ребятки, что такое семья? Как она образовалась? (Ответы-предположения детей).
Семья - это группа живущих вместе близких родственников, так написано в словаре Ожегова.
До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди
согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).
В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.
Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких, для своей семьи.
(Дети передают палочку друг другу и загадывают желания).
У всех вас добрые желания, у вас добрые сердца. Вы все любите свою семью. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?
- Надо слушаться своих родителей.
- Надо помогать своим родителям.
- Не огорчать своих родителей.
- Надо быть всегда вежливыми.
- Если нарушил правило, надо попросить прощение.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, и с этим заданием вы справились.
(по щелчку мышки появляется зеленый лепесток)
Карточка № 4. Задание Пальчиковая игра “Семья”
Правик предлагает вам поиграть в пальчиковую игру “Семья”
Мам и папа наш стебелек,
Бабушка с дедушкой наш корешок.
Дети в семье – это цветок.
Цветок наш красуется в зелени луга,
Все мы в семье своей
Любим друг друга.
В основном документе о правах детей Конвенции записано, что “семья является опорой каждого ребенка, это маленький островок безопасности. Я очень рада, что у вас есть свой “островок безопасности”, где вас
любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети так же любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.
Слайд 15. (по щелчку мышки появляется синий лепесток)
Слайд № 16. Карточка №5 Задание “Что лишнее?” (Право на образование)
- Эмблема какого права находится на верхней картинке?
- Какая картинка в нижнем ряду не соответствует этому праву?
Вместе с Правиком дети рассматривают картинки и находят лишнюю.
Ребенок наводит курсор на картинку, которую дети считают лишней, и щелкает мышкой по этой картинке, изображение исчезает и появляется слово ДА
Слайд 17. (Право на здоровье)
- Эмблема какого права находится на верхней картинке?
- Какая картинка в нижнем ряду не соответствует этому праву?
Вместе с Правиком дети рассматривают картинки и находят лишнюю.
Ребенок наводит курсор на картинку, которую дети считают лишней, и щелкает мышкой по этой картинке, изображение исчезает и появляется слово ДА
Слайд 18. (по щелчку мышки появляется фиолетовый лепесток)
Слайд 19. Карточка №6 Задание “Отгадайте сказки”
На экране картинки книжек. Детям задаются вопросы.
1. В какой сказке было совершено покушение на жизнь главного героя? (Колобок)
Ребенок наводит курсор на книжку, которая соответствует ответу и щелкает мышкой по этой книжке, она исчезает и появляется слово ДА
2. В какой сказке девочка и мальчик жили без родителей? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
3. В какой сказке было нарушено право на неприкосновенность жилья? (Заюшкина избушка)
4. В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдала права дочери: плохо кормит ее и заставляет работать с утра до вечера? (Хаврошечка)
5. В какой сказке нарушено право на свободу личности? (Путешествие Гулливера)
Слайд 20. (по щелчку мышки появляется оранжевый лепесток)
Слайд 21. Карточка №7 Задание “Отгадай загадки”
Детям загадываются загадки.
Ребенок наводит курсор на книжку, которая соответствует ответу и щелкает мышкой по этой книжке, она исчезает и появляется слово ДА
1.
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё ... (имя)
После того, как дети отгадают загадку, щелчком мышки появляется отгадка в виде эмблемы на это право.
2.
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только... (врач) (эмблема - право на здоровье)
3.
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на ... (жильё) (эмблема – право на жилье)
Слайд 22. (по щелчку мышки открываем светло-зеленый лепесток)
Воспитатель: вот мы отыскали все лепестки.
Цветок вам говорит волшебное слово.
(по щелчку мышки на лепестках появляются буквы)
Воспитатель: Кто сможет прочитать? Какое слово получилось?
Дети: “ СПАСИБО!”
Воспитатель: Я хочу сказать, что вы - “МОЛОДЦЫ”. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Какое доброе дело вы сделали? (ответы детей)
Цветок и жители страны благодарят вас за то, что вы им помогли. Вы добрые и смелые дети! За ваш труд они хотят наградить еще одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать? (Дети отвечают). Цветок Счастья дарит вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь вместе с жителями этой страны.
(По щелчку мышки выходят анимашки - дети и включается музыка)
Свободная пляска под песню “Доброта” в исполнении группы “Барбарики” (по усмотрению воспитателя можно использовать не всю песню)
Слайд 23. Воспитатель: Правик тоже с вами прощается, он тоже вас благодарит за помощь и тоже дарит вам свою визитку. Вы можете побывать у него в гостях по этому адресу. Раздаю визитку сайта www.pravadetey.ru
Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад.
Литература.
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М: Мозаика-Синтез, 2005
- Зеленова Н.Г. Я – ребенок, и я, я – имею право! – М: Скрипторий, 2007
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина – М: АРКТИ, 2005
- Мячина Л.К. Мои права - С - П: Детство – Пресс, 2007
- Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права - С - П: Детство – Пресс , 2007
- ООН Конвенция о правах ребенка - РИОР, 2010
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка – М: Сфера , 2007