Интегрированный урок "география + химия + литература" по теме "Цветная металлургия России"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель урока:

  • изучить особенности цветной металлургии,
  • рассмотреть историю возникновения и развития отрасли в России,
  • понять проблемы и перспективы отрасли.

Планируемые результаты обучения:

  • знание особенностей цветной металлургии исходя из особенностей различных металлов;
  • умение объяснять особенности размещения отрасли;
  • умение получать информацию из карт атласа.

Задачи:

  • образовательные: знакомить с особенностями металлургии тяжелых и легких металлов и производственных процессов; определить ведущие факторы размещения и базы; выявить проблемы и перспективы.
  • развивающие: продолжить развитие умения работать с экономическими картами и статистическими материалами; формирование умения анализировать, сопоставлять карты, статистические данные; развитие географического мышления, способности самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, в условиях новых учебных задач.
  • воспитательные: повысить мотивацию к совместной работе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных явлений; грамотно работать с информацией; воспитывать экологическую культуру.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование,
  • презентация “Цветная металлургия” с использованием “Библиотеки наглядных пособий 1С”,
  • карта “Цветная металлургия”,
  • коллекция полезных ископаемых (боксит, медная руда, оловянная, свинцово-цинковая руда),
  • образцы металлов и сплавов - медь, алюминий и другие, карточки.

Тип урока: интегрированный с использованием ИКТ, решение проблемных вопросов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

А) Индивидуальное задание по карточке: заполнить схему межотраслевых связей металлургии.

Б) Фронтальный опрос:

1. Рассказать о типах предприятий в черной металлургии. В чем заключается их отличие?

2. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на размещение предприятий черной металлургии?

3. Назовите и покажите металлургические базы России. Дайте характеристику одной из них по плану: Слайд 5

а) название базы.

б) источники сырья (руды)

в) источники топлива.

г) металлургические центры.

4. Предложите вариант размещения на территории современной России нового металлургического комбината полного цикла. Обоснуйте свое решение.

3. Изучение нового материала.

А. Классификация цветных металлов и возможности их использования в хозяйстве.

-- Вспомним химию. На какие группы делятся цветные металлы? Слайд 6

Б. Значение отрасли в народном хозяйстве (сообщение учащегося) Слайд 7

В. Состав и структура отрасли.

Технологические особенности предприятий цветной металлургии (схема) Слайд 8

Добыча руды - - - - ГОК(обогащение) ----- плавка чернового металла - -- - плавка рафинированного (чистого) металла -- - - прокат.

Особенности металлургического цикла различных металлов.

Тяжелые металлы в руде содержатся в очень малом количестве (демонстрация образцов руды). Меди в руде – 1-2%, олова в руде менее 1%. Например, для получения 1т меди требуется более 100т медной руды, из которых 99 т - пустая порода. Для производства олова необходимо более 300т руды. Слайд 9

Г. Самостоятельная работа по группам.

Тяжелые цветные металлы. Работа с картой:

__ На карте “Металлургия” найдите медеплавильные, никелевые, оловянные и цинковые заводы.

Задание:

__ Где сформирована основная металлургическая база тяжелых цветных металлов?

__ Назовите центры плавки меди, цинка, олова, никеля. Нанесите на контурную карту центры.

__ Какие факторы влияют на размещение?

Сделайте вывод. Слайд 9-13

Беседа об Уральских медных кладовых (Слайд 11)

(Видео)

Легкие цветные металлы. Работа с картой:

__ По карте атласа (картосхеме) найдите, где в России плавится большая часть алюминия?

__ Какие факторы влияют на размещение металлургии легких металлов? У каких электростанций размещаются алюминиевые заводы?

__ Нанесите на контурную карту центры алюминиевых производств.

Сделайте вывод. Слайд 10-12

Рассказ о истории использования алюминия в мире и России (Слайд 14-18).

Д. Подведение итога по факторам размещения Слайд 19

Е. Проблемы и перспективы цветной металлургии.

1. Проблемы:

- Истощение месторождений медных, алюминиевых руд.

- Отсутствие крупных месторождений марганцевых, хромитовых, титановых и других руд.

- Дороговизна российского металла (цены выше мировых на 20 – 40%)

- Экологическая проблема (металлургия – грязная отрасль) Слайд 20-23

Задание: Проанализируйте таблицу (слайд 14).

Какое место занимает металлургия среди отраслей промышленности по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Вывод: ТЭК дает 50 % выбросов в атмосферу, металлургия 37% и стоит на втором месте по выбросам вредных веществ в атмосферу. Здесь не учитывается нарушение ландшафтов при добыче руды.

Задание:

Проанализируйте карту (слайд15) Какие города России самые грязные и почему?

Вывод: В число самых загрязнённых городов России попали такие города как Норильск (самый большой выброс вредных веществ в атмосферу — 1923,9 тыс. тонн за 2010 год), Череповец (333,3), Новокузнецк (301,1), Липецк, Магнитогорск, Ангарск, Омск, Красноярск, Челябинск, Новосибирск, Уфа, Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Рязань, Архангельск, Волгоград.

2. Перспективы:

- развитие Дальневосточной металлургической базы.

- применение новых технологий добычи руды, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду. Разработаны гео- и биотехнологии добычи руды, которые позволяют сохранять ландшафты.

- Одно из перспективных направлений в металлургии - это создание автоматизированных мини-заводов, которые работают на металлоломе, меньше загрязняют окружающую среду.

- Использование вторсырья (металлолом и пр.), переплавка которого эффективна. Так, при плавке 1 т металлолома экономится 4 тонны железной руды, 530 т медной руды. Загрязнение атмосферы сокращаются в 7 раз, количество отходов снизится в 16 раз.

4. Закрепление. Парно-групповая работа.

Обсуждение проблемных вопросов в группах по карточкам.

К-1. В чем различие технологической цепочки производства черных и тяжелых цветных металлов?

К-2. В чем различие в принципах размещения медеплавильных и алюминиевых заводов?

К-3. Почему в г. Норильске (за Северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырье и отправляется из Норильска готовая продукция?

К-4. Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?

Выступления от групп.