План работы кружка "Умные руки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Художественный труд – универсальное образовательное средство, которое способствует развитию детского творчества. В системе развивающего обучения ручной труд занимает равное по значению место среди других видов деятельности, призванных воздействовать на волю, ум, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

Основные задачи кружка по художественному труду:

- способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы;

- сформировать эстетический вкус;

- развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов;

- развить желание экспериментировать.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. С этой целью в младшем дошкольном возрасте часто использую в работе пальчиковые игры. Чем старше дети, тем больше у них умений и навыков - их чаще привлекает продуктивная деятельность. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют ребенка думать, искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозговой деятельности.

Занимаясь в кружке изготовлением различных поделок, дети не только выполняют определенные движения, они также учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения, задумываются над устройством различных предметов, закрепляют знания о свойствах различных материалов. Кроме того, работа в кружке помогает мне скорректировать поведение так называемых гипервозбудимых детей,- ребят, у которых имеются проблемы в общении со сверстниками.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Длительность занятия 30-40 минут. Также можно рекомендовать учителям начальных классов.

Ожидаемые результаты.

Дети будут знать:

- о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т.д.)

- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т.д.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные материалы и способы создания предметов;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

Октябрь (работа с бумагой)

Тема Цель
1 “Пушистый шарик” Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления игрушки; воспитывать трудолюбие, закреплять навыки работы с бумагой и ножницами.
2 “Зайчик” Учить изготавливать игрушки из бумаги, дополняя ее деталями; воспитывать аккуратность во время работы с клеем.
3-4 “Яркий коврик” (торцевание) Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность при работе с клеем, трубочкой (пастой для ручки).

Ноябрь (работа с природным материалом)

1 “Котенок” Учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; учить работать с шилом; закреплять навык и умение анализировать образец поделки в процессе ее выполнения; формировать интерес к работе с природным материалом. Побуждать к соблюдению техники безопасности при работе с шилом.
2 “Листопад” (аппликация из листьев) Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части, развивать воображение детей.
3-4 Коллаж “Поздняя осень” (коллективная работа) Совершенствовать умение работать с природным материалом, использовать знания, приобретенные в ходе предыдущих занятий; поощрять желание детей работать сообща.

Декабрь(работа с бросовым материалом)

1 “Карандашница” Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
2 “Зайки на лесной лужайке” Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат.
3 “Синичка” (елочная игрушка) Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
4 “Елочка-красавица” Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности.

Январь (работа с бархатной бумагой)

1 “Рамка для картинки” Закреплять умение работать с картоном; для оформления рамки использовать различную крупу (гречку, рис, пшено и др.); продолжать знакомить со способами соединения деталей.
2 “Кот-воркот” Научить детей новой технике изготовления поделок – наносить вату на бархатную бумагу тонким слоем без клея; дополнять работу деталями (глаза, усы, хвост) из крупы, выкрашенной в различные цвета.

Февраль (техника декупаж)

1 “Красивая тарелка” Познакомить детей с новой техникой изготовления и украшения предметов; развивать творческие способности, умение преобразовывать предметы; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
2 “Подарок папе” (дедушке) Вызвать у детей желание приготовить подарок папе к празднику своими руками; закрепить умение работать различными материалами; развивать моторику рук.
3-4 “Ваза для цветов” (подарок маме) Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе с салфетками для декупажа.

Март (работа с тканью и нитками)

1 “Салфетка в подарок бабушке” Познакомит детей со способом изготовления поделок из ткани (научить делать бахрому на салфетке); развивать трудовые и творческие навыки в процессе выполнения конкретного задания.
2 “Дерево радости” (коллективная) Научить детей создавать композиции на бархатной бумаге из ткани и тесьмы; развивать творческие способности; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок из ткани с использованием дополнительного материала (паетки, бисер)
3-4 Панно “Весна” (коллективная) Развивать умение подбирать ткань по цвету, фактуре, вырезать фрагменты необходимой формы и размера и располагать на панно; совершенствовать навыки работы в коллективе.

Апрель (работа с картоном)

1-2 “Пасхальный зайчик” Развивать творческие способности детей; вызвать интерес к празднику; закреплять умение выполнять сувениры из картона, соблюдая технику безопасности при работе со стиплером.
3-4 “Веселый человечек” Совершенствовать навыки работы с картоном и бумагой; вызвать радостное настроение от веселой и смешной поделки; закреплять умение использовать дополнительные материалы (ватный диск, фломастеры).

Май (бисероплетение)

1-2 “Бусы” Развивать усидчивость, терпение, трудолюбие; вырабатывать умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное.
3-4 “Встреча времен года” (коллективная работа) Объединять детский коллектив; приобщать к совместному творческому труду; воспитывать чувство ответственности за выполненную работу и решение поставленной цели; развивать мелкую моторику рук и стимулировать развитие речи.

“Встреча времен года”

Используемая литература:

1. “Воспитатель ДОУ” №7, 2010.

2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. “Что можно сделать из природного материала”. – М.,1991.

3. Дыбина О.В. “Творим, изменяем, преобразуем”. – М.,2003.

4. Короткова Е.А. “Рисование, аппликация, конструирование в детском саду”. –

Ярославль, 2010.

5. Куцакова Л.В. “Конструирование и художественный труд в детском саду”. – М.,2007.

6. Найденова А.Л., Шнуровозова Т.В. “Бисер и бисероплетение”.- Ростов-на-Дону, 2011.

7. Новикова И.В. “Конструирование из бумаги в детском саду”. – Ярославль, 2009.

8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. “Умные руки”. – М., 2010.

Презентация