Пояснительная записка
Художественный труд – универсальное образовательное средство, которое способствует развитию детского творчества. В системе развивающего обучения ручной труд занимает равное по значению место среди других видов деятельности, призванных воздействовать на волю, ум, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
Основные задачи кружка по художественному труду:
- способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы;
- сформировать эстетический вкус;
- развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов;
- развить желание экспериментировать.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. С этой целью в младшем дошкольном возрасте часто использую в работе пальчиковые игры. Чем старше дети, тем больше у них умений и навыков - их чаще привлекает продуктивная деятельность. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют ребенка думать, искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозговой деятельности.
Занимаясь в кружке изготовлением различных поделок, дети не только выполняют определенные движения, они также учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения, задумываются над устройством различных предметов, закрепляют знания о свойствах различных материалов. Кроме того, работа в кружке помогает мне скорректировать поведение так называемых гипервозбудимых детей,- ребят, у которых имеются проблемы в общении со сверстниками.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Длительность занятия 30-40 минут. Также можно рекомендовать учителям начальных классов.
Ожидаемые результаты.
Дети будут знать:
- о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т.д.)
- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т.д.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные материалы и способы создания предметов;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Октябрь (работа с бумагой)
№ | Тема | Цель |
1 | “Пушистый шарик” | Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления игрушки; воспитывать трудолюбие, закреплять навыки работы с бумагой и ножницами. |
2 | “Зайчик” | Учить изготавливать игрушки из бумаги, дополняя ее деталями; воспитывать аккуратность во время работы с клеем. |
3-4 | “Яркий коврик” (торцевание) | Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность при работе с клеем, трубочкой (пастой для ручки). |
Ноябрь (работа с природным материалом)
1 | “Котенок” | Учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; учить работать с шилом; закреплять навык и умение анализировать образец поделки в процессе ее выполнения; формировать интерес к работе с природным материалом. Побуждать к соблюдению техники безопасности при работе с шилом. |
2 | “Листопад” (аппликация из листьев) | Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части, развивать воображение детей. |
3-4 | Коллаж “Поздняя осень” (коллективная работа) | Совершенствовать умение работать с природным материалом, использовать знания, приобретенные в ходе предыдущих занятий; поощрять желание детей работать сообща. |
Декабрь(работа с бросовым материалом)
1 | “Карандашница” | Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус. |
2 | “Зайки на лесной лужайке” | Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат. |
3 | “Синичка” (елочная игрушка) | Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность. |
4 | “Елочка-красавица” | Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности. |
Январь (работа с бархатной бумагой)
1 | “Рамка для картинки” | Закреплять умение работать с картоном; для оформления рамки использовать различную крупу (гречку, рис, пшено и др.); продолжать знакомить со способами соединения деталей. |
2 | “Кот-воркот” | Научить детей новой технике изготовления поделок – наносить вату на бархатную бумагу тонким слоем без клея; дополнять работу деталями (глаза, усы, хвост) из крупы, выкрашенной в различные цвета. |
Февраль (техника декупаж)
1 | “Красивая тарелка” | Познакомить детей с новой техникой изготовления и украшения предметов; развивать творческие способности, умение преобразовывать предметы; воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
2 | “Подарок папе” (дедушке) | Вызвать у детей желание приготовить подарок папе к празднику своими руками; закрепить умение работать различными материалами; развивать моторику рук. |
3-4 | “Ваза для цветов” (подарок маме) | Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе с салфетками для декупажа. |
Март (работа с тканью и нитками)
1 | “Салфетка в подарок бабушке” | Познакомит детей со способом изготовления поделок из ткани (научить делать бахрому на салфетке); развивать трудовые и творческие навыки в процессе выполнения конкретного задания. |
2 | “Дерево радости” (коллективная) | Научить детей создавать композиции на бархатной бумаге из ткани и тесьмы; развивать творческие способности; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок из ткани с использованием дополнительного материала (паетки, бисер) |
3-4 | Панно “Весна” (коллективная) | Развивать умение подбирать ткань по цвету, фактуре, вырезать фрагменты необходимой формы и размера и располагать на панно; совершенствовать навыки работы в коллективе. |
Апрель (работа с картоном)
1-2 | “Пасхальный зайчик” | Развивать творческие способности детей; вызвать интерес к празднику; закреплять умение выполнять сувениры из картона, соблюдая технику безопасности при работе со стиплером. |
3-4 | “Веселый человечек” | Совершенствовать навыки работы с картоном и бумагой; вызвать радостное настроение от веселой и смешной поделки; закреплять умение использовать дополнительные материалы (ватный диск, фломастеры). |
Май (бисероплетение)
1-2 | “Бусы” | Развивать усидчивость, терпение, трудолюбие; вырабатывать умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное. |
3-4 | “Встреча времен года” (коллективная работа) | Объединять детский коллектив; приобщать к совместному творческому труду; воспитывать чувство ответственности за выполненную работу и решение поставленной цели; развивать мелкую моторику рук и стимулировать развитие речи. |
“Встреча времен года”
Используемая литература:
1. “Воспитатель ДОУ” №7, 2010.
2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. “Что можно сделать из природного материала”. – М.,1991.
3. Дыбина О.В. “Творим, изменяем, преобразуем”. – М.,2003.
4. Короткова Е.А. “Рисование, аппликация, конструирование в детском саду”. –
Ярославль, 2010.
5. Куцакова Л.В. “Конструирование и художественный труд в детском саду”. – М.,2007.
6. Найденова А.Л., Шнуровозова Т.В. “Бисер и бисероплетение”.- Ростов-на-Дону, 2011.
7. Новикова И.В. “Конструирование из бумаги в детском саду”. – Ярославль, 2009.
8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. “Умные руки”. – М., 2010.