Развитие ребёнка в современной школе предполагает интеграцию учебной и внеучебной деятельности, способствующей воспитанию и социализации учащихся, укреплению их здоровья и коррекционной работе в преодолении недостатков психического и физического развития, трудностей в освоении образовательных программ.[1]
Непременным условием развивающего обучения становится организация эффективной предметно-развивающей среды. Ведь от того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, как он участвует в её преобразовании, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств гражданина и патриота.
Эффективность образовательной среды предполагает:
- учёт возрастных особенностей, интересов и возможностей учащихся,
- соответствие развивающей среды структуре когнитивной сферы ребенка, содержащей как “консервативные, так и проблемные, подлежащие исследованию компоненты”,
-активное её использование в силу её неисчерпаемости, информативности, предоставлении возможностей в удовлетворении потребностей ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении. [2]
Особенно актуальным становится расширение образовательной среды при решении одной из острых социальных проблем российского общества - положения с детским дорожно-транспортным травматизмом. Каждый учебный предмет вносит свою лепту в повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Однако мы понимаем, что успех этой работы требует “консолидации деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах, предполагающей объединяющую деятельность учащихся, преподавателей, родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД”. [3] В учебнике “Spotlight”“Английский в фокусе” для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Е.Ваулиной, Дж.Дули, О.Е Подоляко, В.Эванс 2012 г. тема “Виды транспорта, правила дорожного движения, дорожные знаки” изучается в 6 классе накануне Всемирного Дня Памяти жертв ДТП. Хотелось, чтобы ребята действительно прочувствовали, осознали важность изученного материала, чтобы знания перерастали в навыки, в потребность “осознанно выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, желание вырастать гражданами “социально активными, уважающими закон и правопорядок [4] Выход нашёлся в привлечении возможностей внеурочной деятельности. Накануне Всемирного дня памяти жертв ДТП мы с ребятами отправились на экскурсию и посетили музей ГАИ ГИБДД. Затем я предложила ребятам подумать , каков мог бы быть наш вклад в профилактику ДТП и участия в Дне памяти жертв ДТП. Сами ребята предложили рассказать о музее, выпустить постер, сделать фотомонтаж о правилах поведения на дорогах и слайд шоу о музее ГАИ. “А может быть попытаемся сделать это на английском?”, предложила я. Так родился план открытого урока, подготовка которого не заняла много времени, т.к. ребята распределили обязанности сами: найти статистику ДТП за последние годы в России и в Астраханской области, подготовить картинки к постеру по теме, составить слайд шоу о посещении музея ГАИ и правилах поведения на дорогах и на транспортных средствах.
Предлагаю конспект повторительно-обобщающего урока по модулю 3 “Road safety” “Безопасность на дорогах”.в 6 “А” классе коррекционного обучения. Считаю, что расширение возможностей образовательной среды, использование технологии “обучения в сотрудничестве” и привлечения интернет ресурсов способствовали более прочному овладению языковым материалом и решению задач воспитания, социализации и развития учащихся.
Тема: “Безопасность на дорогах”
Цель: развитие коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные: проверить уровень усвоения лексико-грамматического материала по теме “Виды транспорта, правила дорожного движения, дорожные знаки”; умений спрашивать и объяснять дорогу; овладение формами повелительного наклонения, структур с глаголом can/can’t для выражения значения способности, разрешения, запрещения;
развивающие:
- развивать умения во всех видах речевой деятельности; мыщление, креативные способности в изготовлении и презентации постера по соблюдению правил дорожного движения,
воспитательные:
- воспитывать уважение к правилам поведения на дороге, умение соблюдать правила, уважать закон.
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, карточки-задания, презентация, ножницы, клей-карандаши, фломастеры.
Ход урока
I этап. Самоопределение в деятельность.
Организационный момент. Самоопределение учащихся в тему урока.
T-Cl: Hello, everybody! How are you? I hope you are well. When we are healthy and gay, we can study well and enjoy our life. But what about this boy?
Слайд 1. T-Cl: I’d like you to watch this short video clip and try to predict what we are going to talk about today.Просмотр видео клипа. “The Boy Who Did Not Stop, Look and Listen” http://www.youtube.com/watch?v=
Дети высказывают предположения. Учитель сообщает также краткую информацию о Всемирном дне памяти жертв ДТП. “The World Day of Remembrance for Road Traffic Victims takes place on the third Sunday in November every year .It was adopted by the United Nations General Assembly in 2005.The day provides the opportunity to draw the public’s attention to the problem of road safety.”Public remembrance is not for the benefit of victims to remember what happened to them. Victims remember well what happened to them. Public reflection is the act of recognition. It states to the victims and their families that their humanity is valued, that their loss is our loss and that their suffering is shared, if only through recognizing the tragedy and error of its occurrence.”(Holocaust Memorial Day Booklet 2007). Интернет источник: Background to Remembrance of Road Traffic Victims Day http://www.causes.com/causes/441713-support-road-accident-victims/actions/1235987
T-Cl: I wonder if you could possibly think why they prepared such a video clip about that boy? Дети высказывают предположения.
1. Презентация слайдов для выявления рассматриваемой на уроке проблемы T-Cl: And this is what I have read in the road-safety-report of the UK: Фронтальная беседа с учащимися по выделенному жирным шрифтом материалу слайдов о виновниках и причинах дорожно-транспортных происшествий в Великобритании и России.
Слайд 2. T-Cl: Look through the extract of the report and say which words help you understand that the road safety situation in the UK is not very good.
Текст слайда “The death rate of child pedestrians in Great Britain is worse than that in many other countries. In recent years we have been behind such countries as France, the Netherlands, Japan, Austria, Australia and Belgium in terms of the number of child pedestrians killed as a proportion of the population”. Internet resource: “IMPROVING ROAD SAFETY FOR PEDESTRIANS AND CYCLISTS IN GREAT BRITAIN” http://www.parliament.uk/business/committees/committees-archive/committee-of-public-accounts/pacpn091022/ Publication of the Committee's 49th Report, Session 2008-09
Слайд 3. T-Cl: Look through the article and answer the questions:
What groups of road users are the most injured?
What season had the most number of recorded car accidents?
Who was at fault in majority of cases? Why?
Do older or younger kids tend to be more reckless? Why?
FYI: reckless ['rekləs] - безрассудный; опрометчивый, беспечный
Текст слайда “Pedestrians and cyclists are the common group injured.
Majority of fatal accidents occurred during winter season.
Children were at fault in majority of cases. They were either playing on the road or crossing the roads, unsupervised by adults. The cyclists were not wearing any protection helmets. Older kids - 10 to 14 years old - have better movement and perception skills, but tend to be more reckless than younger kids. They may know about the risks, but ignore them. Kids with behavioural problems are most at risk”.
Интернет-источник: “Original research paper Fatal Road Traffic Accidents among Young Children” *Harnam Singh, Aggarwal http://medind.nic.in/jal/t10/i4/jalt10i4p286.pdf
T-Cl: And what about Russia? Do you think that the road safety situation in our country is better than in the UK? You were supposed to find some statistics, weren’t you? What have you learned?
2. Проверка домашнего задания. (Подготовленная информация была включена в презентацию. Слайды 5-6)
P1. I studied the statistics of the last two years in Russia. Look at it.
Year |
The number of car accidents |
People killed |
People injured |
2010 |
199 431 |
26 567 |
250 635 |
2011 | 199 868 | 27 953 | 251 848 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дорожно-транспортное_происшествие
P1: I think the situation is awful.
P2: I agree with P1. I can show the statistics in our region from January to September 2012
January to September 2012 |
The number of car accidents |
People killed |
People injured |
1308 |
118 |
1667 |
3. Brainstorming. T-Cl: Don’t you agree that car accidents don't happen “out of the blue”, and there is always a cause for them. Might it be possible for you to think about the main possible reasons?
Дети высказывают предположения и просматривают информацию слайдов из интернет - источников. Слайд 7
Текст слайда:
“speeding, bad weather, driving under the influence of alcohol, drug use, sleepiness, cell phone use, distractions, (distraction [dɪ'strækʃ(ə)n] / 1) отвлечение внимания), recklessness (безрассудство, неосторожность) and road hazards.”(['hæzəd] риск, опасность)
10 Reasons Why Road Accidents Happen And Finding Legal Representation Home | Automobiles By: Tom S Powers) http://www.articlesnatch.com/Article/10-Reasons-Why-Road-Accidents-Happen-And-Finding-Legal-Representation/980633#.UKD8ijLmOIU
T-Cl: I also have prepared some statistics for you. Look at my slide. “Причины ДТП в Российской Федерации в 2011 году”. Интернет-источник: x_e75afcbf.jpg http://www.google.ru/search?hl=ru. Слайды 8-9
Could you, please try to translate it into English? What do drivers and pedestrians break? What do the letters ПДД stand for?
4. A challenge for children. What’s the solution? Учащиеся предлагают свои варианты ответов и сравнивают их с предложенными на слайде. Слайд 10
Текст слайда: “slower traffic, better drivers’ education, teaching kids about road safety in the family, at school, during meetings with traffic policemen, safe playgrounds for children, obeying traffic rules,wearing of safety helmets”… (*Harnam Singh, **A. D. Aggarwal http://medind.nic.in/jal/t10/i4/jalt10i4p286.pdf)
5. Слайд 11. What can we do? Учащиеся предлагают свою программу действий.
P1: We must always follow road safety rules.
P2: We can tell other people about road safety rules and about WDR.
P3: We can visit the Astrakhan Museum of State Traffic Inspection, interview traffic policemen and make a slide show.
P4: We can make a poster about road safety rules.
P5: We can make up a chant for WDR.
T-Cl: I hope you do know the main rules of road safety, don’t you? Do you feel like demonstrating it right now? I suggest having some role play competition today. As the main participants on the road are pedestrians, cyclists /bikers, car drivers, bus drivers and their passengers we could split into four groups, if you don’t mind? As a result of the game each team is supposed not only to prove the knowledge of the rules of road safety, but present a poster and a team chant on road safety. I hope you succeed in doing your best to win. Деление на команды:
Gr.1 - Pedestrians, Gr.2 - car drivers/passengers, Gr.3 - bus drivers/passengers, Gr.4 - cyclists /bikers Каждая команда получает значки (Приложение 1) и комплект материалов, соответствующий их тематике: кроссворды, тексты с заданиями, дорожные знаки, (Приложение 2), разрезанные строчки возможной речёвки, (Приложение 3) а также клей и бумагу для изготовления постера. (Все выполненные задания, а также принесённые детьми картинки используются для изготовления постера).
II этап. Учебно-познавательная деятельность Проверка уровня освоения содержания учебной темы.
1. Проверка уровня усвоения лексики.
T-Cl: Here are some hidden words, related to your topic. Can you guess them, please? (Задания составлены на материале учебника Spotlight”“Английский в фокусе” для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Е.Ваулиной, Дж.Дули, О.Е.Подоляков, В.Эванс 2012) Pedestrians - traffic lights, parking zone, zebra crossing, traffic warden, pavement,
- car drivers – seat belt, back seat, rear view window, door handles
- bus drivers: free seats, handgrips, bus driver,
- and bikers: brakes, tyres, helmet, bike lanes
2. Проверка уровня понимания изученного лексико-грамматического материала в контексте.
T-Cl.: Complete the instructions on road safety.
Pedestrians - When you cross the street on foot, look for …. or … Don’t cross between … Stop before you … Look … ways! |
car drivers/car passengers When you travel in a car, always sit in the … Wear a … Don’t block the … Don’t play with the door … |
bus drivers/ bus passengers When you travel on a bus Don’t talk to the … If there aren’t free seats, use …. Don’t lean out of the …. |
For bikers When you ride your bike: Check your … and … Wear a bicycle/ crash … Wear bright … Never carry a second … on your bike. |
3. Организация деятельности учащихся по освоению лексико-грамматического материала на уровне “умения”.
T-Gr1: (the task for pedestrians)It is always important for pedestrians not only know the rules of road safety, but also to be able to ask politely for some information and give directions not to get lost or just help other people. Could you possibly translate the following phrases which might be helpful in such situations:
Извините, как я могу добраться до…? Просто идите вверх/вниз/ прямо дальше по этой улице… Возьмите первый /второй поворот налево/направо Это далеко? Извините, есть ли музей ГАИ в вашем городе? |
T- Gr2 (the task for car drivers) You are certainly supposed to know the traffic signs. Let’s check your knowledge, shall we? What can/ can’t you do? (Остальные группы также получают дорожные знаки, относящиеся к их группе). Приложение 2 Интернет источники: http://www.google.ru/search;
Free English Lessons at www.elcivics.com Traffic signs BEGINNING ESL LESSON
for pedestrians |
|
|
for bus drivers |
|
|
for cyclists |
sign_no cycling |
|
for car drivers |
|
no_u_turn |
T-Gr 3 (the task for bus drivers) What could you tell about the public transport in the UK and in Russia?
http://www.google.ru/search?hl= tube450.jpg black+cab.jpg
T-Gr 4 (the task for bikers) Don’t you think that many bikers may become sportsmen like racing car drivers in the future? What famous sportsman could you tell about?
4. Предъявление результата
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность на информационном и импровизационном уровнях.
T-Gr1 Представление диалога Use the map of the centre of our town and make up a dialogue. Ask for and give directions from our school to The Astrakhan Museum of the State Department of Motor Vehicles and Traffic Control. Просмотр слайд-шоу о посещении музея ГАИ, подготовленного учениками.
T-Gr2 Написание короткой статьи статьи о посещении классом музея ГАИ ГИБДД г.Астрахани для постера. (3-6 предложений)
T-Gr 3 Написание короткой статьи о видах транспорта в Великобритании.(3-6 предложений) для постера.
T-Gr 4 Написание короткой статьи об известном спортсмене- гонщике.(3-6 предложений) для постера.
Каждая группа придумывает свою или получает строчки возможной речёвки в разрезанном виде. Приложение 3
For pedestrians
Stop, Look, Listen Before you cross the street Use your eyes, use your ears, Then use your feet! “Safe place – Stop and Wait! Safe ground – Look around, Listen for the traffic sound! If the traffic’s coming Let it pass Until the road is Clear at last!” Интернет источник RSA “Going to school” http://www.rsa.ie/RSA/Road-Safety/Road-safety-for-kids/ |
For car passengers Wear a seat belt, sit in the back The rear view mirror Is not for monkey’s tricks! The cars are very dangerous, alas! Never try to walk between parked cars! Never play in the street, The cars have fast speed |
for bikers If you gonna ride, Wear something bright. Check your tyres, Check your brakes, Put on crash helmet, Use the bike lanes! |
for bus passengers
Sit in your seat, or use handgrips, Don’t push others, stand well, please! Wait for the bus on kerb or grass, Never walk behind the bus! |
IV этап. Рефлексивная деятельность:
1. Подведение итогов и предъявление плаката и речёвки команды по теме урока. Выявление победителя.
2. Объявление оценок.
Использованная литература
[1] Главный элемент школы индивидуальности iyazyki.ru/2011/10/element/
[2] Теоретические основы организации предметно-развивающей среды в ДОУwww.vospityvaem.ru/rolevyeigry/1.html
Предметно развивающая среда в дошкольном ... – Школа, 2100.
www.school2100.ru/.../db5cb6ec20123b7e4b05893bafe71399.pdf
[3] Проект программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных учреждений Северного административного округа г. Москвы на 2006-2012 гг. http://www.gibddsao.ru/article38.php
[4] Александр Кондаков “Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования”