Индивидуальное слухоречевое занятие "Пословицы и поговорки"

Разделы: Русский язык, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (936 кБ)


Устное народное творчество – это богатейший, интереснейший пласт национальной культуры, и пословицы занимают в нём очень важное место.
Пословицы и поговорки – выразительное образное средство русского языка. В них воплощена народная мудрость, жизненный опыт многих поколений.
Н.В.Гоголь писал о русских пословицах так: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, – словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благовели перед нашими пословицами».
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока на тему: «Пословицы и поговорки», который можно использовать в 9-11 классах в зависимости от уровня интеллектуального и речевого развития учащегося.

Оборудование:

  • раздаточный материал,
  • персональный компьютер,
  • презентация, выполненная в программе Power Point

Цель урока: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц и уметь работать с текстом.

Задачи:

  • коррекция произношения;
  • развитие зрительного восприятия (чтение с губ);
  • умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки;
  • развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;
  • дальнейшее знакомство с пословицами;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие внимания, памяти.

Этапы урока:

I. Организация начала урока (2 мин.)

Приветствие и вопросы к уроку. (На доске число и тема урока «Пословицы и поговорки». Чтение с губ вопросов к уроку.

– Здравствуй!
– Какое сегодня число?
– Который по счёту урок?

II. Основная  часть (10-15 мин.)

1. Речевая разминка

a) Звуки К, Г.  Дифференциация К – Г. (Использование профилей на экране компьютера)

Слайд 3

– Посмотрим на экран компьютера. Что здесь?
– Профили звуков К и Г.
– Чем звук К отличается от звука Г?
– Отсутствием голоса.

б) Работа у доски

– Вставь пропущенные буквы К и Г.

У...ол, ва...он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.

в) Чтение чистоговорки  (на доске написана чистоговорка)

  • Купили Егорке салазки для горки.
  • Всю зиму, Егорка, катайся на горке.

2. Объявление темы урока

– Сегодняшняя тема урока «Пословицы и поговорки»

а) Работа с пословицами (повторение пройденного).

– Что такое пословица? (Сначала узнаём мнение учащейся, потом сравниваем ответ ребёнка с данными презентации)

б) Чтение информационного текста на экране компьютера.  Слайды 4, 5

Пословица – это законченное предложение, краткое и всегда нравоучительное.

Сделал  дело – гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.

В них отражаются чувства, свойства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие.

– Чем отличается пословица от поговорки?

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль

Следует обратить внимание на то, что пословица – это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».

Поговорка – это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

в) «Сборка» пословиц

– Сейчас будем собирать пословицы (слайд   6 + Приложение 1разрезной материал, потом для проверки показываем слайд   7). У нас есть начало и конец пословиц, но они перепутались. Помоги мне их собрать. Потом проверим!

Волков бояться – в лес не ходить (о трусости).
Как сорока хвостом, так и болтун языком (о болтливости).
Не будь тороплив, но будь настойчив (о воле).
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (о дружбе).
В одной руке двух арбузов не удержишь (о жадности).
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (о жадности).
Чем меньше врётся, тем спокойней живётся (о лжи).
Век живи – век учись (об учебе).

г) Работа с текстами

У ученика (-цы) карточка с рассказами, в которых проставлены ударения. (Приложение 2).

д) Чтение первого текста

Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.

е)  Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: охапка, орешник, опушка, сушняк) – на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд  8 (включена анимация постепенного показа толкования слов)

Сушняк – сухие деревья, хворост.
Орешник – ореховый кустарник.
Охапка – количество чего-нибудь, умещающееся в обхвате рук.
Опушка – край леса.

ж) Беседа по содержанию текста

– Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд 9)

з) Чтение второго текста

Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля.
Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.
Вопрос. Почему Саша так оделся?

и) Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: вовремя, наизнанку, ботинки в разные стороны смотрят) – на экране представлены толкование слов и рисунки). (Слайд 10 – включена анимация постепенного показа толкования слов)

Вовремя – своевременно, в назначенное время.
Наизнанку – изнанкой наружу, на левую сторону.
Ботинки в разные стороны смотрят.

к)  Беседа по содержанию текста.

– Какая из пословиц подходит к данному тексту? (Слайд 11)

л)  Чтение третьего текста.

Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.
– Завтра у меня много работы в саду, – сказал дедушка, – надо собрать груши и накопать картошки…
–  Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко,  – пообещал Миша.
Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.
–  Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка.

м) Словарная работа (выясняется смысл слова: лукошко, полное лукошко, сочные, душистые груши) на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд 12 –(включена анимация постепенного показа толкования слов)

Лукошко – небольшая корзинка из прутьев, коробок.
Полное лукошко – целое лукошко.
Сочные груши – груши, обильные соком.
Душистые – с приятным сильным запахом.

н) Беседа по содержанию текста.

– Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд 13)

3. Озаглавливание рассказов (Раздаточный материал 2)

– У рассказов нет названий. Надо озаглавить. (В качестве названия можно взять пословицы, которые подходят к тексту).

III. Организация конца урока (5 мин.)

1. Обобщение пройденного на этом уроке и повторение ранее пройденного материала. (компьютерный мини-тест).Слайды 15-16.

– Какую тему мы сегодня прошли?
– Чем пословица отличается от поговорки? (слайд 15, надо определить, какое толкование относится к пословице, а какое к поговорке)
– Перед тобой «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки. Собери их и прочти. (Повторение ранее пройденного материала) слайд 16

  • В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.
  • Потехе, делу, час, время.
  • Беде, в, познаются, друзья.
  • Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.
  • Во, приходит, время, аппетит, еды.
  • Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.

– Дарёному коню в зубы не смотрят.
– Что означает данная пословица? Приведи пример. (Аналогичная работа с остальными пословицами).

2. Окончание конца урока. Рефлексия.

–  Какую тему мы сегодня изучали?
– Какие цели были достигнуты на уроке? Выбери из представленных или предложи свой вариант (слайд   17).
– Оцени свою работу на уроке. Как ты работал(а)? Подбери к своему ответу подходящий смайлик (слайд 18).

Рефлексия учителя. Что я ожидала от проведения урока и что получилось? ….  У меня всё получилось!  Были достигнуты все цели, которые я поставила перед собой! Для меня было неожиданным в организации урока использование необычной (для нас) рефлексии и то, как ученица адекватно оценила свою работу на уроке. Я спросила её, почему она выбрала именно этот смайлик, а не другой. Она на это ответила так: «Я не всё время правильно отвечала, допускала ошибки, была неуверенна». Естественно я похвалила за такой ответ. Немногие ребята так адекватно оценивают себя. Наиболее удачным на уроке считаю использование разнообразных форм и методов для достижения цели и задач. Например, в коррекционной школе необходимо учить детей работать с текстом, с деформированными предложениями, поэтому в свой урок включила эти работы. Они позволяют детям расширить словарный запас, развивать грамотную, связную устную речь.