Цель: формирование умений словесного и художественного изображения главных героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Задачи урока:
- Образовательные:
- обобщить знания детей о составных частях книги и её создателях;
- продолжить работу над произведением: выявить глубину восприятия текста путём тестирования, формировать умение обучающихся давать характеристики главным героям, опираясь на текст;
- способствовать расширению словарного запаса;
- Развивающие:
- способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения по ролям;
- способствовать развитию творческих изобразительных умений при иллюстрировании сказа; коммуникативных способностей каждого обучающегося;
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию трудолюбия, нравственных качеств: доброты, заботы друг о друге на примере литературных героев.
Оборудование: книга и учебник с произведением П. Бажова «Серебряное копытце», презентация Power Point с аудиозаписью сказа, раздаточный материал с пословицами, шаблоны главных героев, альбомные листы, фломастеры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Сегодня нас ждёт интересный и необычный урок. Он построен на основе двух учебных предметов: литературного чтения и изобразительного искусства. (Приложение 1. Слайд 1)
II. Актуализация знаний
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,
вспомните, что скоро самый волшебный праздник.
Назовите этот праздник. (Новый год)
– Что в нём волшебного? Что происходит в эти дни?
– Действительно, в новогодние дни происходят
чудеса, исполняются самые заветные мечты.
– Давайте вспомним, в каком произведении, с
которым мы познакомились на прошлом уроке,
произошло чудо.
– Кто автор этого сказа? (Слайд 2)
III. Сообщение темы, цели урока
– Сегодня мы продолжим работу над произведением Бажова «Серебряное копытце». (Слайд 3) И каждый из вас сегодня на уроке почувствует себя волшебником, который творит чудеса. А чудом будет изготовление книги «Серебряное копытце», ведь книга является самым хорошим подарком.
IV. Закрепление
1. Тест
– Насколько вы помните материал предыдущего урока и внимательны были при чтении произведения «Серебряное копытце» мы узнаем с помощью теста.
(Тест по произведению на слайдах 4-5, дети ставят только в ответах необходимую букву.)
1. Где родился П.Бажов?
а) в Сибири;
б) на Урале;
в) на Камчатке.
2. Кем работал Бажов, перед тем, как стать писателем?
а) учителем;
б) строителем;
в) каменщиком
3. Сколько лет было Дарёнке?
а) 8;
б) 6;
в) 7.
4. Из скольких веточек были рога у козлика?
а) 5;
б) 2;
в) 6.
5. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) левая передняя;
б) правая передняя;
в) обе передние ноги.
6. Какое полное имя было у Дарёнки?
а) Дарья Григорьевна;
б) Дарёнка Григорьевна;
в) Даша Георгиевна.
6. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?
а) зелёные;
б) фиолетовые;
в) голубые.
7. Чем сказ отличается от сказки?
а) реальным описанием жизни героев;
б) волшебными событиями;
в) составными частями.
2. Взаимопроверка теста
– Поменяйтесь работами. За правильный ответ –
ставьте «+», не правильный – «–» (Слайд 6).
– Подсчитайте количество «+» и поставьте
отметку. (Слайд 7)
– Молодцы. Я вижу, что вы хорошо знаете
содержание сказа.
3. Работа с пословицами
– Вам необходимо расположить слова в правильном порядке и определить, к кому из главных героев подходит данная пословица или поговорка. (Группы получают деформированные пословицы и вывешивают их в правильном порядке на доске, объясняя, к какому главному герою она подходит.)
1. Землю красит солнце, а человека – труд.
2. Каких только чудес не бывает на свете.
3. Жизнь дана на добрые дела.
4. Пчела мала, да и та работает.
4. Беседа по тексту
– Охарактеризуйте самого взрослого главного
героя – Кокованю, используя в подтверждение
своих слов текст.
– Опишите характер девочки Дарёнки.
– Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось
увидеть чудо – Серебряное копытце?
– Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы
сказать, что у неё есть свой характер?
Подтвердите словами из текста.
– Как жили наши главные герои?
– Как вы думаете, почему с главными героями
всё-таки произошло чудо – Дарёнка и Кокованя
увидели Серебряное копытце?
5. Чтение по ролям
– Найдите отрывок – диалог Коковани и Дарёнки, в котором Кокованя описывает Серебряное копытце. Читаем этот отрывок по ролям и определяем, чьё чтение было лучшим и почему.
Физкультминутка (Слайд 8)
V. Иллюстрирование книги
1. Беседа
– Прежде, чем работать над иллюстрированием
книги, вспомним её основные составляющие части.
Назовите их (обложка, форзац, титульный лист,
страницы).
– Выставка книг Павла Бажова
представлена вашему вниманию. (Слайд 9)
– Какую информацию содержит обложка?
– Какая информация содержится на титульном
листе?
– Люди каких специальностей создают книги?
– Каждый из вас сейчас будет художником. Какая
получится книга, зависит от вас. Вспомните
мультфильм, который мы смотрели на прошлом уроке,
включите всё своё воображение – тогда наша книга
будет как чудо!
2. Самостоятельная работа
– У каждого из вас в мультифоре есть страница с текстом, который надо будет прочесть, а затем проиллюстрировать. Вам в помощь даны шаблоны, которыми вы можете воспользоваться. Помните, вы должны работать быстро и старательно. В работе вам поможет аудиозапись сказа. (Слайд 10)
3. Показ книги
– Проверим, какое общее чудо у нас получилось.
(Выходят сначала дети I ряда, строятся в
линеечку и показывают свои страницы, затем дети
IIи III ряда, учитель собирает страницы по порядку)
– Я сейчас все эти страницы скреплю степлером, и
у нас получилась книга.
Оказывается, чудеса на самом деле бывают.
– Как вы думаете, кому мы можем подарить нашу
книгу в качестве подарка к Новому году? (Младшим
детям в детский сад, школьную библиотеку)
VI. Домашнее задание
– Придумать историю, которая могла произойти между Серебряным копытцем и кошкой Мурёнкой. (Слайд 11)
VII. Итог урока
– Чему нас учит сказ Бажова?
– С какими людьми происходят чудеса?
– Какой вид работы на уроке понравился больше
всего?
– Спасибо за урок. (Слайд 12) Я думаю, малыши будут
рады такому подарку к новому году.