Цели урока: дать представление первоклассникам о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.
Задачи урока:
- Образовательные: обогатить знания обучающихся сведениями о Луне, как естественном спутнике Земли, её особенностях.
- Развивающие:
- развитие у обучающихся речи, памяти, интереса к предмету;
- развитие умений и навыков работы на компьютере МаcBook;
- развитие умений работать в паре.
- Воспитательные: воспитание коллективизма.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры МаcBook.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Приветствие
Презентация, 1 слайд – Окружающий мир
2. Актуализация знаний
Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу
2 слайд – Загадки про Солнце и звезды
Загадки (Солнце, звезды)
– Что вы узнали про Солнце?
– Что вы узнали про звезды?
– А в какое время суток мы можем видеть Солнце?
– А звезды?
3. Мотивация учебной деятельности
– А чтобы узнать, что еще можно видеть ночью на небе, отгадайте загадку.
3 слайд – загадка про Луну
4. Работа по теме урока
– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?
4 слайд – Тема урока «Почему Луна бывает разной?»
5 слайд – Цели урока:
– Сегодня на уроке, ребята, мы
- узнаем, что такое Луна.
- узнаем, какую форму имеет Луна.
- узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
- узнаем, как люди изучают Луну.
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос
6 слайд – Галактика (учитель читает стихотворение)
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник?
7 слайд – Спутник это…
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
8 слайд – Луна вокруг Земли – природный спутник
– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.
9 слайд – Искусственный спутник
– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.
10 слайд – Луна из космоса
– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.
– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
11 слайд – Жёлтая Луна
– А почему так?
– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
12 слайд – Фазы Луны
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
13 слайд – Заставка на время работы на МаcBook
– А сейчас, ребята, откройте компьютеры и нарисуйте в программе «ПервоЛого» одну из фаз Луны, которую мы видим с Земли. Работа в парах.
– А теперь полетим в космос.
14 слайд – От Луны до Земли отделяет…
Физминутка
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
15 слайд –Физминутка для глаз «Звездочёт»
16 слайд – Вид с Луны
– Вот мы на Луне, ребята. Представьте себе и нарисуйте в программе «ПервоЛого» ,как выглядит наша Земля с Луны.
– Возвращаемся на Землю.
17 слайд – Американские космонавты на Луне
– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
– И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.
18 слайд – Луноход
– Наука шла вперед, космонавтика развивалась,
Луна таила в себе много тайн и люди придумали для
её изучения луноход. Это робот для сбора
материала с космических объектов,
на дистанционном управлении. Исследование Луны
показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…
19 слайд – Кратеры Луны
– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями. Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
20 слайд – Почему люди не живут на Луне?
5. Итог урока
– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к
концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили
на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания.
Выполните тестовое задание (да +, нет –)
21 слайд – Тест
1. | Луна больше Земли. | |
2. | Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. | |
3. | На Луне есть воздух и вода. | |
4. | Луна – природный спутник Земли. | |
5. | На Луне живут люди. | |
6. | Луна вращается вокруг Солнца. | |
7. | На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно. | |
8. | В лунных морях много воды. | |
9. | Луна имеет плоскую форму. | |
10. | С Земли люди всегда видят круглую форму Луны. |
– А теперь проверьте правильно ли вы выполнили это задание.
22 слайд – Проверь себя
6. Рефлексия учебной деятельности
– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик. Если урок понравился – улыбку, а если нет – огорчение.
23 слайд – Смайлики
– Спасибо всем за урок. Молодцы!