"Живая и неживая природа". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая цель урока: дать первоначальное  понятие о природе в целом, живой и неживой природе, взаимосвязи между неживой и живой природой.

Задачи:

  • Предметные: формировать представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи живой и неживой природы.
  • Метапредметные:
    • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать ; искать и выделять необходимую информацию;
    • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • регулятивные: учить в сотрудничестве с учителем; ставить новую учебную задачу; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
    • личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке.

Методы обучения

  • По характеру  учебно-познавательной  деятельности: проблемно-поисковые.
  • По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные,  практические.
  • По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. Изд-во Просвещение, 2011. (УМК Школа России)
  2. Компьютерная презентация (следует обратить внимание на инструкцию показа слайдов 1, 2, 15-16) Инструкция описана в примечании.
  3. Раздаточный материал
  4. Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». Санкт-Петербург 2011 г.

Планируемые результаты

  • Предметные: на уроке ученик получит представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи живой и неживой природы.
  • Метапредметные:
    • познавательные: ученик получит возможность добывать информацию; строить логические рассуждения; устанавливая причинно-следственные связи;
    • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
    • регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Организация и проверки рабочего места учащегося. Создание положительного эмоционального настроя в классе. Проверка готовности рабочего места к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя в классе.
Учитель использует мультимедийный комплекс для показа презентации.

Этап мотивации и целеполагания

Организация фронтальной работы. Приложение 1. Слайды 1-2.
– Давайте представим себе 2 картины. Первая, что мы с вами мысленно пойдем на прогулку в лес. Вдруг полил дождь, загремел гром, а затем появилась радуга –Вторая картина будет заключаться в том, что мы с вами увидим березку с опадающими золотыми монетками в речку, а в небе полет птиц с прощальными криками.
– Какая картина вам понравилась больше и почему?
Учащиеся высказывают свою точку зрения, соглашаются или не соглашаются с мнением одноклассников. Учитель подводит к выводу, что в природе прекрасно все. Рассказ сопровождается аудиозаписью шума дождя с грозой и музыкой из передачи «В мире животных»
В первом слайде следует направить стрелочку на грамофончик, зазвучит шум дождя, гром. Во втором слайде музыка зазвучит сразу.

Этап актуализации знаний

Организация фронтальной работы.
– Посмотрите на картинки 3 слайда и скажите, что вы видите.
– Каким одним словом можно объединить все картинки?
– Все ли согласны с таким мнением?
– Почему?
– Что вы можете рассказать о животных, растениях изображенных на слайде? Из каких источников вы знаете о них?
– Где вы их видели?
– О чем на уроке у нас будет сегодня речь?
Опираясь на свой собственный опыт учащиеся высказывают свои знания.

Учащиеся высказывают свою точку зрения, соглашаются или не соглашаются с мнением одноклассников.
Учащиеся называют различные источники информации (книги, учебники, энциклопедии.
Учащиеся приводят примеры из жизненного опыта, высказывают предположения о теме урока.

Учитель дополняет, что речь будет идти о живой и неживой природе.

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала

Организация фронтальной работы.
Как вы понимаете, что такое природа?
– Откройте учебники на стр., найдите ответ на этот вопрос.
Организация групповой формы работы.
Посмотрите на картинки (слайд 4), выберите себе объект природы, о котором бы вы хотели рассказать по плану.
– При выполнении задания вы можете объединиться с теми, кто сидит рядом по 4ученика.
– Проверим выполнение задания.
– Определите группу предметов относящихся к живой природе, неживой природы.
– Прочитайте признаки, по которым различаем предметы живой и неживой природы?
– Все ли ученики каждой группы принимали участие?
– Какой объект природы вызвал затруднения? Почему?
– Легко ли работать по плану?
– Сможете ли вы в группе самостоятельно составлять план?
– Объясните и назовите представителей живой и неживой природы (слайды 5-6)
– Сформулируйте еще раз, что не является природой (слайд 7)
– Назовите признаки живой природы (слайд 8)
Организация фронтальной работы
Давайте попытаемся понять взаимосвязь живой и неживой природы. (слайды 9-10)
– Сделайте вывод, без чего не могут обойтись живые существа.
– Посмотрите на картинки слайда 11 и объясните, почему человек – самое разумное и прекрасное существо.
– Расскажите о связи внутри живой природы (слайды12-13)
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учащиеся находят информацию на страницах учебника.

Самостоятельная работа

Учащиеся определяют группу предметов живой и неживой природы

Учащиеся оценивают уровень выполнения заданий и степень успешности выполнения работы.

Учащиеся рассказывают, что нужно растениям, и животным для жизни.
Живым существам необходимо солнце, тепло, вода, воздух.
Но и живые существа нужны неживой природе.

 

Этап подведения итогов. Рефлексия