Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая цель урока: дать первоначальное понятие о природе в целом, живой и неживой природе, взаимосвязи между неживой и живой природой.
Задачи:
- Предметные: формировать представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи живой и неживой природы.
- Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать ; искать и выделять необходимую информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить в сотрудничестве с учителем; ставить новую учебную задачу; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
- личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке.
Методы обучения
- По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
- По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
- По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. Изд-во Просвещение, 2011. (УМК Школа России)
- Компьютерная презентация (следует обратить внимание на инструкцию показа слайдов 1, 2, 15-16) Инструкция описана в примечании.
- Раздаточный материал
- Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». Санкт-Петербург 2011 г.
Планируемые результаты
- Предметные: на уроке ученик получит представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи живой и неживой природы.
- Метапредметные:
- познавательные: ученик получит возможность добывать информацию; строить логические рассуждения; устанавливая причинно-следственные связи;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
Организационный момент |
||
Организация и проверки рабочего места учащегося. Создание положительного эмоционального настроя в классе. | Проверка готовности рабочего места к
уроку. Создание положительного эмоционального настроя в классе. |
Учитель использует мультимедийный комплекс для показа презентации. |
Этап мотивации и целеполагания |
||
Организация фронтальной работы. Приложение 1. Слайды 1-2. – Давайте представим себе 2 картины. Первая, что мы с вами мысленно пойдем на прогулку в лес. Вдруг полил дождь, загремел гром, а затем появилась радуга –Вторая картина будет заключаться в том, что мы с вами увидим березку с опадающими золотыми монетками в речку, а в небе полет птиц с прощальными криками. – Какая картина вам понравилась больше и почему? |
Учащиеся высказывают свою точку зрения, соглашаются или не соглашаются с мнением одноклассников. Учитель подводит к выводу, что в природе прекрасно все. | Рассказ сопровождается аудиозаписью
шума дождя с грозой и музыкой из передачи «В мире
животных» В первом слайде следует направить стрелочку на грамофончик, зазвучит шум дождя, гром. Во втором слайде музыка зазвучит сразу. |
Этап актуализации знаний |
||
Организация фронтальной работы. – Посмотрите на картинки 3 слайда и скажите, что вы видите. – Каким одним словом можно объединить все картинки? – Все ли согласны с таким мнением? – Почему? – Что вы можете рассказать о животных, растениях изображенных на слайде? Из каких источников вы знаете о них? – Где вы их видели? – О чем на уроке у нас будет сегодня речь? |
Опираясь на свой собственный опыт
учащиеся высказывают свои знания. Учащиеся
высказывают свою точку зрения, соглашаются или
не соглашаются с мнением одноклассников. |
Учитель дополняет, что речь будет идти о живой и неживой природе. |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала |
||
Организация фронтальной работы. – Как вы понимаете, что такое природа? – Откройте учебники на стр., найдите ответ на этот вопрос. Организация групповой формы работы. – Посмотрите на картинки (слайд 4), выберите себе объект природы, о котором бы вы хотели рассказать по плану. – При выполнении задания вы можете объединиться с теми, кто сидит рядом по 4ученика. – Проверим выполнение задания. – Определите группу предметов относящихся к живой природе, неживой природы. – Прочитайте признаки, по которым различаем предметы живой и неживой природы? – Все ли ученики каждой группы принимали участие? – Какой объект природы вызвал затруднения? Почему? – Легко ли работать по плану? – Сможете ли вы в группе самостоятельно составлять план? – Объясните и назовите представителей живой и неживой природы (слайды 5-6) – Сформулируйте еще раз, что не является природой (слайд 7) – Назовите признаки живой природы (слайд 8) Организация фронтальной работы – Давайте попытаемся понять взаимосвязь живой и неживой природы. (слайды 9-10) – Сделайте вывод, без чего не могут обойтись живые существа. – Посмотрите на картинки слайда 11 и объясните, почему человек – самое разумное и прекрасное существо. – Расскажите о связи внутри живой природы (слайды12-13) |
Учащиеся высказывают свои мнения. Учащиеся находят информацию на страницах учебника. Самостоятельная работа Учащиеся определяют группу предметов живой и неживой природы Учащиеся оценивают уровень выполнения заданий и степень успешности выполнения работы. Учащиеся рассказывают, что нужно растениям, и
животным для жизни. |
|
Этап подведения итогов. Рефлексия |