Урок литературного чтения "Литературные жанры". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Форма учебной деятельности урок-конкурс.

Инновационная идея материала

Использование компьютерных и групповых технологий в учебном процессе:

  • формирование умения работать с информацией;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование исследовательских умений;
  • умений принимать оптимальные решения;
  • умений решать олимпиадные задания эвристического характера.

Цели и задачи урока: подготовить личность “информационного общества”, использовать компьютерную технику в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

  • закрепить понятие “жанр литературы”, обобщить знания о жанрах;
  • работать с фразеологизмами (устойчивыми идиоматическими выражениями);
  • развивать коммуникативные навыки учащихся, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение видеть и выделять главное, бережно и внимательно относиться к мнению товарищей;
  • формировать качества нравственной личности и любовь к родной литературе, воспитывать уважение к авторскому творчеству, совершенствовать умение выделить прекрасное, нравственное начало в литературном герое;
  • формировать познавательные процессы учащихся, исследовательские умения; умения принимать оптимальные решения, работая в команде.

Оборудование урока:

  • слайд-шоу,
  • карточки с названиями команд, портретами капитанов,
  • вариант правильных ответов,
  • мешочек с предметами,
  • призы.

1. Организационный момент

Учитель: - Здравствуйте, ребята, сегодня у нас будет урок - конкурс, но прежде чем его начать я предлагаю разделиться на четыре команды и определить названия команд с помощью жеребьевки (учащиеся каждой команды тянут жребий, определяя названия своих команд, учитель выставляет на стол каждой команды ее название).

- У каждой команды должен быть капитан, посовещайтесь между собой и дружно выберите его сами. (Учитель прикалывает капитану на грудь значок отличия).

2. Самоопределение к уроку

Учитель: - С командами и названиями команд мы определились, а вот в какой форме будет наш урок, вы мне скажите, когда разгадаете ребус на первом слайде. Помогут нам два женских имени.

1 слайд

Учитель: - Правильно ребята, наш урок будет проходить в форме “Литературной викторины”. - Что делают люди, когда встречают друг друга, правильно приветствуют друг друга.

2 слайд

- Команде “стрелки” наш... (привет)

Учитель: - Капитаны команд, положите перед собой листок бумаги и ручку, вы будете записывать правильный ответ на поставленный вопрос, который члены команд найдут, посовещавшись друг с другом, на каждое задание время ограничено не более 3 минут (достаю песочные часы).

- Работая в команде, как вы ребята должны относиться к мнению друг друга? (Уважительно).

3. Цель урока

Учитель: - Посмотрите на слайд и скажите, по какой теме сегодня будут задания нашей викторины. (Литературные жанры)

3 слайд

Учитель: - Жанр - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

- Перед вами на слайде представлены слова обозначающие жанры художественной литературы, среди них только одно слово не обозначает название жанра, через минуту вы, посовещавшись друг с другом, напишите на листочке это слово.

– Начали работу, обсуждение проводите тихо, чтобы члены других команд не слышали варианты ваших ответов.

4. Основная часть урока

4 слайд

Учитель: - Сказка - повествовательное народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц. Через минуту, на листочке ниже первой записи вы должны написать какое слово не обозначает вид сказки.

- Прошу почтальона собрать листы с ответами и отнести членам жюри. Капитаны команд, приготовьте для записи ответов другие листики.

5 слайд

Учитель: - Если вы написали слово предложение, вы оказались правы, предложение – не жанр художественной литературы, так как это не художественное произведение.

- Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность.

- Сказки бывают: о животных, бытовые (в их основе лежат события каждодневной жизни, здесь нет чудес и фантастических образов, отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия), волшебные (герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный, он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича).

6 слайд

Учитель: - По принадлежности к авторству сказки бывают народные и авторские, посмотрите на слайд и скажите о каких народных или авторских сказках мы будем сейчас говорить.

- Отгадайте и напишите название этих народных сказок.

Учитель: - Следующее задание будет по авторским сказкам.

- Портрет, какого великого писателя вы видите на экране?

7 слайд

Учитель: - Через несколько минут вы должны вспомнить и написать:

  • Что кричал петушок, сидя на спице?
  • Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?
  • Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?
  • Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря?

8 слайд

Учитель: - Напишите, из какой сказки Александра Сергеевича Пушкина эти строки?

9 слайд

Учитель: - Сейчас поработаем над сказками зарубежных писателей.

- Вспомните и напишите героев, которые совершили следующие действия:

10 слайд

Учитель: - Посмотрите на слайд и ответьте в кого превращались эти герои?

11 слайд

Учитель: - Посмотри на слайд и вспомни

Физкультурная пауза.

Учитель: - Следующий жанр – басня. Басня - иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ имеющий мораль.

12 слайд

Учитель: - Перед вами портреты двух очень известных баснописцев, напишите, как их зовут. (Через минуту прошу почтальона собрать листочки с ответами).

- Итак, ребята, наступает момент истины.

13 слайд

Учитель: - Правильные имена баснописцев:

Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844 г.) — русский поэт, баснописец, переводчик. В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми; Эзоп - полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса.

14 слайд

Учитель: - Дорогие ребята, продолжаем нашу викторину, работаем с баснями Ивана Андреевича Крылова, предлагаю вам (через минуту) отгадать название басен по их отрывкам. (Читаю отрывки басен).

15 слайд

Учитель: - Как мы уже говорили, в каждой басне есть мораль. Через минуту вы должны ответить, используя морали басен, как они называются. (Читаю морали басен).

Учитель: - Ребята, продолжаем нашу викторину, работаем с баснями.

16 слайд

Учитель: - Ребята, продолжаем нашу викторину, работаем с басней Эзопа. Читаю басню “Мышь и лягушка”.

- Напишите строчки, которые являются моралью этой басни.

17 слайд

Следующий литературный жанр малые фольклорные формы (загадки, заклички , скороговорки, потешки, пословицы, считалочки). Через минуту, вы должны написать, к какому виду фольклорного жанра относится то или иное произведение устного народного творчества.

Учитель: - Прошу почтальона собрать листочки с ответами.

18 слайд

Учитель: - Настал момент истины, перед вами правильные ответы. (Читаю ответы).

Учитель: - Хочу вам напомнить, что заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию.

19слайд

Учитель: - Перед вами опорные слова трех пословиц (краткое народное изречение с назидательным содержанием), через минуту вы должны написать какие пословицы имелись в виду.

20 слайд

Учитель: - Следующее задание будет творческое, вы должны вспомнить и представить жюри считалочку, которую вы знаете, чтобы она не повторялась, вспомните их как можно больше, побеждает та команда, которая справится с этим заданием быстрее, обсуждайте.

21 слайд

Учитель: - Следующий литературный жанр – рассказ (небольшое повествовательному прозаическому литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде).

Учитель: - Данный рассказ украшают фразеологизмы (устойчивые идиоматические (собственные) выражения), через три минуту вы должны их выписать .

- Прошу почтальона собрать листочки с ответами и передать членам жюри.

-А у нас наступает момент истины. Перед вами правильные ответы.

22 слайд

23 слайд

Учитель: - Что означает эта песенка (звучит песня “Капитан”)? В конкурсе капитанов участвуют только капитаны, членов команд прошу отойти от столиков.

- Конкурс “Кот в мешке”. Внесите мешок, через минуту капитаны должны, достав из мешка предмет, написать название произведения любого жанра, в котором этот предмет является главным, время пошло.

5. Рефлексия

Учитель: - Сейчас члены жюри подведут итоги конкурса эрудитов и назовут победителей.

- Ребята вы молодцы очень дружно сегодня работали. Какую тему сегодня на уроке – конкурсе мы повторяли? Что вам особенно понравилось сегодня в нашей работе? Что вызвало затруднение?

- Сейчас члены жюри подведут итоги конкурса эрудитов и назовут победителей.

6. Подведение итогов, награждение команды победителя

Правильные ответы

Предложение,

Грустная

Колобок, курочка Ряба, волк и 7 козлят, Коза дереза

  1. И кричит: “Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!”
  2. Волю первую твою , я исполню, как мою”.
  3. Пес - Соколко
  4. Заяц

Сказка о царе Салтане, Сказка о Попе и работнике его Балде, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

  1. Кто послал принцессе розу и соловья? (Принц из сказкиГ.Х.Андерсена"Свинопас")
  2. Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка,большой друг Малыша? (Карлсон)
  3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи? ("Винни-Пух и все-все-все")
  4. Какая девушка на балу потеряла туфельку1? (Золушка)
  5. Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас)
  6. Кто носил пояс с надписью "Когда злой бываю,семерых убиваю"? (Храбрый портной)
  1. В комара, муху, шмеля. А. Пушкин, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”
  2. В льва, мышь. “Кот в сапогах”.
  3. В лебедей. “Дикие лебеди”
  4. В человечка. А. Погорельский. “Черная курица, или Подземные жители”

И.А.Крылов, Эзоп

Мартышка и очки, Демьянова уха

Ворона и лисица, Квартет

Никогда, сказала она, к чужим людям в гости ходить не буду.

1. закличка

2. потешка

3. загадка

4. скороговорка

  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  2. Волков бояться, в лес не ходить.
  3. Не спеши языком, торопись делом.

Фразеологизмы:

  • пальчики оближешь,
  • уши развесили,
  • голову потерял от счастья,
  • собаку на этом съел,
  • попались на удочку,
  • одним духом отшагали,
  • слезы в три ручья,
  • ни в сказке сказать, ни пером описать.