Растровая и векторная графика

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Класс: 8

Дата проведения: 17.02.2012

Цель урока: Формирование у обучающихся представления о видах компьютерной графики.

Задачи (планируемые результаты)

Образовательные (предметные):

  • формирование у обучающихся представления о принципах построения растровых и векторных изображений;
  • формирование умения создавать изображения с помощью инструментов графического редактора.

Развивающие (метапредметные):

  • продолжить формирование умения работать с информацией, обобщать полученные результаты, делать выводы.

Воспитательные (личностные):

  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование навыков самостоятельной работы

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

технические:

  • компьютер с установленной операционной системой LinuxWizard;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;

программные:

  • презентация PowerPoint;
  • растровый графический редактор KolourPaint;
  • текстовый процессор OpenOffice Writer.

раздаточные материалы:

План урока

  1. Организационный момент. (2 мин)
  2. Повторение изученного. (5 мин)
  3. Актуализация знаний. (2 мин)
  4. Объяснение нового материала. (15 мин)
  5. Закрепление полученных знаний. (15 мин)
  6. Подведение итогов урока. (6 мин)

Ход урока

1. Организационный момент

    Приветствие учителя.

2. Повторение

    Повторения, актуализация знаний и объяснение нового материала сопровождается презентацией (Презентация)

    Слайд № 1

    На прошлом уроке мы начали разговор о компьютерной графике и обсудили вопрос “Зачем современному человеку уметь рисовать на компьютере?”. Давайте вспомним, в каких областях своей деятельности человек использует компьютерную графику.

    Слайды № 2-7 Области применения компьютерной графики.

    Фронтальный опрос. (В течение всего урока за ответы “с места” обучающиеся получают карточки - “биты”).

3. Актуализация знаний

    Слайд № 8

    Как правило, изображения на экране компьютера создаются с помощью графических программ (редакторов).

    Возможности графических редакторов различны, однако существуют общие принципы построения изображений.

    Сегодня мы будем говорить о способах представления графических изображений. Вы узнаете, какие подходы к представлению графической информации существуют и в чем их особенности.

    Для того чтобы правильно выполнить все задания, будьте внимательны и принимайте активное участие в работе.

    Запишите тему урока: “Виды компьютерной графики”

4. Изучение нового материала (15 мин).

    Слайд № 9 (На слайдах растровые и векторные изображения)

    Посмотрите внимательно на изображение и ответьте на вопрос: “Отличаются ли представленные на слайде изображения? На сколько групп можно их разделить?” (На две группы)

    Слайд № 10

    Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как векторное или как растровое изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

    Запишите: Существуют два различных подхода к представлению графической информации: растровый и векторный.

    Слайд №11

    По каким параметрам, на ваш взгляд, можно сравнивать изображения, полученные в разных редакторах

    Наводящие вопросы, если ученики затрудняются ответить:

    - с помощью любого графического редактора мы получаем изображение; если идет деление редакторов на два класса, то, что это означает? (разный способ получения этих рисунков).

    - когда вы просматриваете компьютерное изображение, на что вы в первую очередь обращаете внимание (на качество, фотореалистичность)

    - какие операции с компьютерными изображениями можно, по-вашему, осуществлять? (масштабировать, сохранять);

    На слайде – таблица “Сравнение растровой и векторной графики”. У ребят на столах такая же таблица в печатном виде.

    Нам предстоит разобраться в особенностях этих видов графики и эту таблицу. Итак, приступим.

    Слайд №12 (Растровая графика)

    Растровые графические изображения формируются в процессе сканирования существующих на бумаге или фотопленке рисунков и фотографий, а также при использовании цифровых фото– и видеокамер. Можно создать растровое графическое изображение непосредственно на компьютере с использованием графического редактора.

    Слайд №13

    Растровое изображение состоит из отдельных точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы.

    Совокупность точечных строк образует графическую сетку или растр.

    Каждый пиксель может принимать любой цвет из палитры, содержащей десятки тысяч или даже десятки миллионов цветов, поэтому растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи цветов и полутонов.

    Запишите определение растровой графики.

    Слайд №14

    Ребята, а как вы думаете, если увеличить число точек изображения, что можно сказать о четкости изображения? (Если увеличить число точек изображения, то четкость изображения повысится, изображение станет более четким).

    Ребята, а как вы думаете, если увеличить размер точек изображения, что тогда можно сказать о четкости изображения? (Если увеличить размер точек изображения, то изображение станет менее четким).

    Растровые изображения очень чувствительны к увеличению или уменьшению (масштабированию). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется четкость мелких деталей изображения. При его увеличении увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

    Слайд №15

    В отличие от растровых изображений векторные графические изображения используются для хранения высокоточных графических объектов (чертежей, схем), для которых имеет значение сохранение четких и ярких контуров.

    Векторные изображения формируются из элементов – точка, линия, окружность, прямоугольник и др. Для каждого элемента задаются координаты, а также цвет.

    Точка задается координатами (X, Y)).

    Окружность задается координатами центра (X, Y) и радиусом R.

    Прямоугольник – координатами вершин, расположенных по диагонали: (X1, Y1) и (X2, Y2).

    Запишите.

    Элементы векторного изображения называются графическими примитивами.

    Слайд №16-17

    Векторные изображения формируются из графических примитивов (точка, линия, окружность, прямоугольник и пр.), которые хранятся в памяти компьютера в виде описывающих их математических формул.

    Запишите определение векторной графики.

    Слайд №18

    Достоинством векторной графики является то, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как увеличение и уменьшение изображения происходит с учетом формулы.

5. Закрепление полученных знаний.

    А теперь поработаем с изображениями на компьютере.

    Учащиеся приступают к выполнению практической работы за компьютером (Приложение 2).

    По окончании работы ребята заполняют Таблицу самооценки (Приложение 3), записывают в неё количество “заработанных” за ответы с места “бит””. Три “бита” добавляют 1 балл к оценке за урок, 8 бит – дополнительная “пятерка”. (8 бит – 1 байт – 1 символ, в нашем случае “5”).

6. Итог и домашнее задание

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • С какими видами графики вы сегодня познакомились?
  • Что вы можете сказать о растровом изображении? О векторном изображении?

В заключениe заполните анкету. (Закладка в браузере “Анкета. Векторная и растровая графика”).

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dDVsRzJ3Wk1rSk5DY0ZmbE1IeGhucVE6MQ&ifq

На экране отображается таблица ответов.

7. Домашнее задание

    Д/з. п. 21, используя параграф и записи заполнить таблицу (Приложение 1).

Использованные материалы

  1. Залогова Л. А. “Компьютерная графика” учебное пособие, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.