Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков.
Цель урока: Формировать у учащихся знания, умения, навыки о разделительном мягком и разделительном твердом знаках.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать четкое представление о правописании разделительного мягкого и твердого знаков.
- Уточнение особенностей ь и ъ. Закрепить умение сравнивать и различать слова с ь и ъ знаками.
Развивающие:
- Развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников, действовать самостоятельно и уверенно.
- Развивать каллиграфию и аккуратность.
- Развивать коммуникативные умения учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям.
- Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, прививать любовь к родному языку.
- Расширять кругозор детей.
Средства обучения:
Форма урока: урок-игра.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.
Приемы: самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа, дифференциация заданий.
Ход урока
1. Организационный момент (сообщение темы урока и постановка целей урока)
Входит учитель: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка.
Вбегает “Азбука”: Извините, что помешала. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Азбука, жительница страны Грамматики. У нас беда. Помогите нам найти Ь и Ъ знаки.
Мы долго думали в пути
Где эти знаки нам найти
И после размышленья
В печать решили мы послать
Такое объявленье:
“Пропала не собака, а два печатных знака”.
Найти их очень мудрено,
Но, может быть, однако,
Где будут оба знака?
На наше объявление никто не ответил. А вы, ребята, согласны помочь?
Учитель: Азбука, мы очень рады тебе помочь. Я думаю, нам это будет не трудно. Потому что тема нашего урока сегодня: Мягкий разделительный и твердый знаки. Именно сегодня мы будем сравнивать эти знаки и различать слова с Ь и Ъ знаками. Мы согласны тебе помочь, Азбука.
Азбука: Как я рада, что вы согласны! А чтобы вы не заблудились, вот вам карта нашей страны. (На доске открывается карта страны Грамматика)
Учитель: Ребята, закроем глаза и мысленно перенесемся в страну Грамматика. (Звучит таинственная музыка. Азбука уходит)
2. Проверка домашнего задания. Гора “Проверяй”.
3. Минутка чистописания. Озеро “Каллиграфия”.
Учитель: Эти знаки – буквы две верно служат на письме.
- Письмо Ь и Ъ знаков по образцу.
- Запись в тетради пяти слов: СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, СЫНОВЬЯ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, СЕМЬЯ
- Запись по памяти ЗАЧЕРПНЕМ ВОДЫ КОВШОМ, СУП СЪЕДИМ, ЧАЙКУ ПОПЬЕМ.
4. Актуализация знаний. Деревня “Разминкино”
Входит “Азбука” – Ребята, я чуть не забыла. Жители этой деревни оставили вам записку и эти конверты.
Учитель читает записку:
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на подъем.
А потом с горы спускались,
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки.
А от речки отъезжали,
Снова к горке подъезжали,
Снова лезли на подъем,
Чтобы съехать вниз потом.
(Те ученики, кто дал неправильный ответ объединяются в группу, остальным даются конверты с индивидуальным заданием)
Конверт № 1
Конверт № 2
Конверт № 3
Конверт № 4
5. Физкультминутка. Речка “Отдыхай-ка”.
Учитель: Хорошо поработали. Даже не заметили, как попали на речку “Отдыхай-ку”.
- Для глаз: следим за маятником, следим за колесом, следим за восьмеркой
- Мышечная релаксация: Упражнение “Кораблик”
- На внимание: Упражнение “Четыре стихии”
- Земля – руки вниз
- Воздух – руки вверх
- Вода – руки вперед
- Огонь – круговые движения руками
6. Этап решения частных задач. Город “Правил”.
Учитель: Приближаемся к городу “Правил”. (Входят два мальчика – Ь и Ъ знаки). Ребята, посмотрите, а не наши ли это беглецы? Зачем же вы убежали?
Ь – Мы забыли кто из нас, где в слове стоит.
Ъ – Тогда мы отправились в город “Правил”.
Учитель: Чтобы больше не забывали, возьмите свои карточки.
(“знаки” берут карточки неправильно)
Учитель: Ребята, давайте поможем знакам разобраться и запомнить правила правописания Ь и Ъ знаков. (Ученики делают выводы и повторяют правила)
“Знаки” читают рифмованные правила:
– Перед е, е, и, ю, я.Ь
Я в корнях стою, друзья,
Воробьи, семья, жилье –
Вспомнил место я свое.
Ъ – Помни о том, что всегда обязательно
Будем писать Ъ, после приставок,
Но лишь на согласную
И перед буквами е, е, ю, я.
Входит “Азбука”. Спасибо, ребята, что помогли знаки найти. Нам нужно возвращаться в город “Алфавит”, но на пути у нас “ошибкоопасная зона”. Помогите ее преодолеть.
7. Рефлексия. “Ошибкоопасная зона”.
Игра “Домино” (Класс делится на 2 команды).
ЖИЛ*Е | Ъ | С*ЕМКА | Ь | БРАТ*Я | Ъ | ЗВЕН*Я | Ъ | ПОД*ЕМ | Ь | ||||
СУД*Я | Ъ | ПОД*ЕЗД | Ь | КОП*Е | Ъ | ОБ*ЕЛ | Ь | С*ЕЛ | Ь | ||||
РАЗ*ЕЗД | Ь | С*ЕЗД | Ь | КРЫЛ*Я | Ъ | В*ЮГА | Ъ | СЕМ*Я | Ъ | ||||
Ь | Ъ |
Учитель: Наше забавное путешествие подошло к концу. Подведем итоги урока. Оцените свою работу. Какие моменты вам особенно удались, а какие нужно еще закрепить? Всем спасибо. Урок окончен.