Мягкий и твердый разделительные знаки. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков.

Цель урока: Формировать у учащихся знания, умения, навыки о разделительном мягком и разделительном твердом знаках.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Сформировать четкое представление о правописании разделительного мягкого и твердого знаков.
  • Уточнение особенностей ь и ъ. Закрепить умение сравнивать и различать слова с ь и ъ знаками.

Развивающие:

  • Развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников, действовать самостоятельно и уверенно.
  • Развивать каллиграфию и аккуратность.
  • Развивать коммуникативные умения учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям.
  • Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, прививать любовь к родному языку.
  • Расширять кругозор детей.

Средства обучения:

Форма урока: урок-игра.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.

Приемы: самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа, дифференциация заданий.

Ход урока

1. Организационный момент (сообщение темы урока и постановка целей урока)

Входит учитель: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка.

Вбегает “Азбука”: Извините, что помешала. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Азбука, жительница страны Грамматики. У нас беда. Помогите нам найти Ь и Ъ знаки.

Мы долго думали в пути
Где эти знаки нам найти
И после размышленья
В печать решили мы послать
Такое объявленье:
“Пропала не собака, а два печатных знака”.
Найти их очень мудрено,
Но, может быть, однако,
Где будут оба знака?
На наше объявление никто не ответил. А вы, ребята, согласны помочь?

Учитель: Азбука, мы очень рады тебе помочь. Я думаю, нам это будет не трудно. Потому что тема нашего урока сегодня: Мягкий разделительный и твердый знаки. Именно сегодня мы будем сравнивать эти знаки и различать слова с Ь и Ъ знаками. Мы согласны тебе помочь, Азбука.

Азбука: Как я рада, что вы согласны! А чтобы вы не заблудились, вот вам карта нашей страны. (На доске открывается карта страны Грамматика)

Учитель: Ребята, закроем глаза и мысленно перенесемся в страну Грамматика. (Звучит таинственная музыка. Азбука уходит)

2. Проверка домашнего задания. Гора “Проверяй”.

3. Минутка чистописания. Озеро “Каллиграфия”.

Учитель: Эти знаки – буквы две верно служат на письме.

  • Письмо Ь и Ъ знаков по образцу.
  • Запись в тетради пяти слов: СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, СЫНОВЬЯ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, СЕМЬЯ
  • Запись по памяти ЗАЧЕРПНЕМ ВОДЫ КОВШОМ, СУП СЪЕДИМ, ЧАЙКУ ПОПЬЕМ.

4. Актуализация знаний. Деревня “Разминкино”

Входит “Азбука” – Ребята, я чуть не забыла. Жители этой деревни оставили вам записку и эти конверты.

Учитель читает записку:

Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на подъем.
А потом с горы спускались,
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки.
А от речки отъезжали,
Снова к горке подъезжали,
Снова лезли на подъем,
Чтобы съехать вниз потом.

(Те ученики, кто дал неправильный ответ объединяются в группу, остальным даются конверты с индивидуальным заданием)

Конверт № 1

Конверт № 2

Конверт № 3

Конверт № 4

5. Физкультминутка. Речка “Отдыхай-ка”.

Учитель: Хорошо поработали. Даже не заметили, как попали на речку “Отдыхай-ку”.

  • Для глаз: следим за маятником, следим за колесом, следим за восьмеркой
  • Мышечная релаксация: Упражнение “Кораблик”
  • На внимание: Упражнение “Четыре стихии”
  • Земля – руки вниз
  • Воздух – руки вверх
  • Вода – руки вперед
  • Огонь – круговые движения руками

6. Этап решения частных задач. Город “Правил”.

Учитель: Приближаемся к городу “Правил”. (Входят два мальчика – Ь и Ъ знаки). Ребята, посмотрите, а не наши ли это беглецы? Зачем же вы убежали?

Ь – Мы забыли кто из нас, где в слове стоит.

Ъ – Тогда мы отправились в город “Правил”.

Учитель: Чтобы больше не забывали, возьмите свои карточки.

(“знаки” берут карточки неправильно)

Учитель: Ребята, давайте поможем знакам разобраться и запомнить правила правописания Ь и Ъ знаков. (Ученики делают выводы и повторяют правила)

“Знаки” читают рифмованные правила:

Ь – Перед е, е, и, ю, я.
Я в корнях стою, друзья,
Воробьи, семья, жилье –
Вспомнил место я свое.

Ъ – Помни о том, что всегда обязательно
Будем писать Ъ, после приставок,
Но лишь на согласную
И перед буквами е, е, ю, я.

Входит “Азбука”. Спасибо, ребята, что помогли знаки найти. Нам нужно возвращаться в город “Алфавит”, но на пути у нас “ошибкоопасная зона”. Помогите ее преодолеть.

7. Рефлексия. “Ошибкоопасная зона”.

Игра “Домино” (Класс делится на 2 команды).

ЖИЛ*Е Ъ   С*ЕМКА Ь   БРАТ*Я Ъ   ЗВЕН*Я Ъ   ПОД*ЕМ Ь
                           
СУД*Я Ъ   ПОД*ЕЗД Ь   КОП*Е Ъ   ОБ*ЕЛ Ь   С*ЕЛ Ь
                           
РАЗ*ЕЗД Ь   С*ЕЗД Ь   КРЫЛ*Я Ъ   В*ЮГА Ъ   СЕМ*Я Ъ
                           
Ь Ъ                        

Учитель: Наше забавное путешествие подошло к концу. Подведем итоги урока. Оцените свою работу. Какие моменты вам особенно удались, а какие нужно еще закрепить? Всем спасибо. Урок окончен.