Интегрированная образовательная деятельность "Настоящие художники" (средняя группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Знакомство с жанром живописи – натюрморт и его видами (цветы, плоды, овощи, предметы быта).
  • Закреплять умение отвечать на вопросы, обращения; замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей.
  • Закреплять умение составлять небольшие описательные рассказы о предмете.
  • Закреплять умение выражать в речи расположение предметов в пространстве (пользоваться предлогами и наречиями: около, слева, справа, за, перед и т.д.).
  • Закреплять умение устанавливать закономерности увеличения (уменьшения) количества предметов.
  • Учить создавать композиции с учетом точки зрения, создавать самим разные варианты натюрморта из готовых наборов силуэтов.

Предварительная работа:

  • Игры на обобщение понятий (фрукты, овощи, цветы, посуда);
  • Работа над речью и ориентировкой в пространстве в режиме дня (на прогулке, во время одевания на прогулку, перед сном);
  • Создание дидактического панно “Натюрморт” с дополнительными предметами (цветы, яблоки);
  • Подбор репродукций картин художников с изображением различных натюрмортов;
  • Подбор фруктов, овощей и цветов для игровой деятельности;
  • Подбор посуды для составления натюрмортов.

Материалы и оборудование к занятию:

  • Корзина с фруктами, овощами и цветами;
  • Репродукции картин художников с изображением различных натюрмортов, мольберты;
  • Различная посуда для составления натюрмортов (вазы, чашки, тарелки, кувшины; красивые салфетки);
  • Панно “Натюрморт” – 2 штуки (с прорезями для дополнения натюрморта разными предметами), цветы и яблоки для дополнения;
  • Материалы для детского дизайна (основа с фоном (стол + стена), вырезанные разные предметы для натюрморта, фломастеры и мелки, клей, влажные салфетки).

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я вам принесла корзину, а в корзине что-то есть, а что, вы сейчас будете угадывать. (Достаю по одному фрукту или овощу. Дети по очереди отвечают на вопросы: Что это? Какой (какая) он (она)? Что можно про него (про нее) рассказать? А это что? (достаю букет цветов). Какие цветы вы узнали в этом букете?)

Значит, в корзине у меня лежали фрукты, овощи и цветы. Молодцы!

Посмотрите, ребята! (Обращаю внимание на мольберты.)

Что это? (Ответы детей.)

Это картины, которые нарисовали разные художники. Картины, на которых нарисованы овощи, фрукты, разные вазы с цветами и листьями, тарелки, чашки – называются натюрмортами.

Посмотрите, это натюрморт с яблоками. (Показываю.)

Маша (Саша), покажи натюрморт с фруктами. (Показ ребенка.)

Катя (Лена), а на этом натюрморте, что изображено? (Задаю разные вопросы разным детям.)

Сава (Оля), а покажи, пожалуйста, здесь другую картину, которая не похожа на натюрморт. (Показ ребенка.) А может, ты знаешь, как эта картина называется? (Другая картина относится к другому жанру: пейзаж или портрет.)

Молодцы! Мы сейчас с вами попробуем составить свой натюрморт. (Возвращаемся к столам, где лежат овощи, фрукты и цветы.)

У нас уже есть овощи (показываю), фрукты (показываю), цветы (показываю), но для натюрморта нам может понадобиться и разная посуда. Давайте посмотрим, какую посуду я для вас приготовила. (Я подготовила следующую посуду: вазы разной величины, цвета и конфигурации; блюдца, чашки, кувшин, блюдо.)

Ребята, а какую посуду вы видите и для чего она нужна? (ответы детей) А еще нам могут понадобиться разные красивые салфетки. Вот они. (Показываю.)

Ну, вот, все у нас есть, теперь попробуем составить натюрморт.

(Даю задания детям по очереди на ориентировку в пространстве.)

Маша (Катя), постели какую-нибудь красивую салфетку на стол и поставь на нее какую-нибудь вазу. (Ребенок выполняет действия.)

Миша (Ваня), возьми какой-нибудь фрукт и положи его справа от вазы. (Ребенок выполняет действия.)

Оля (Коля), возьми какой-нибудь овощ и положи его слева от вазы. (Ребенок выполняет действия.) И так далее. Составляем с детьми 2–3 натюрморта.

Молодцы! Вот какие замечательные натюрморты мы с вами вместе составили.

А теперь мы немного отдохнем!

Физкультминутка.

(И.п. сидя.)
Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел. (бег на месте)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Повтор 2–3 раза.)

Замечательно отдохнули! (Подвожу детей к доске.)

Ребята, посмотрите, что это такое? (Ответы детей.) Здесь 2 натюрморта. (На доске изображение 2-х натюрмортов с прорезями – панно.)

Эти натюрморты одинаковые или разные? (Ответы детей.)

Сейчас я в эту вазу поставлю цветы. Давайте посчитаем, сколько цветов я поставлю. (Ставлю в вазу слева цветы (3 штуки), одновременно с моими действиями дети считают.) Сколько всего цветов я поставила? (Ответы детей.)

И в эту вазу поставим цветы. Давайте посчитаем, сколько. (Ставлю в вазу справа 2 цветка. Одновременно с моими действиями дети считают.) Сколько всего цветов я поставила в эту вазу? (Ответы детей.)

На каком натюрморте у нас больше цветов в вазе? (Ответы детей.)

Как вы думаете, ребята, а что надо сделать, чтобы цветов стало поровну (одинаково) и в этой вазе и в этой? (Ответы детей.) (Ставим один цветок в вазу справа или убираем один цветок из вазы слева в соответствии с ответом детей.)

Что можно теперь сказать про цветы и в этой вазе и в этой? (Ответы детей.) (Считаем цветы в каждой вазе, чтобы убедиться, что их стало поровну.)

Теперь украсим наш натюрморт. Для этого мы положим яблоки. Давайте посчитаем, сколько я положу яблок на этот натюрморт. (Кладу на натюрморт слева 3 яблока. Одновременно с моими действиями дети считают.) Сколько всего яблок я положила? (Ответы детей.)

И на этот натюрморт тоже положим яблоки. Давайте посчитаем, сколько. (Кладу на натюрморт справа тоже 3 яблока. Одновременно с моими действиями дети считают.) Сколько всего яблок я положила на этот натюрморт? (Ответы детей.) Что можно сказать про яблоки на этом и этом натюрморте? (Обвожу рукой.) (Ответы детей.)

А сейчас я добавлю еще 1 яблоко на эту картину. (Добавляю одно яблоко на натюрморт справа.) Считаем, сколько яблок стало. Что теперь можно сказать про яблоки справа на картине и слева? (Ответы детей.) Что надо сделать, чтобы яблок стало поровну на наших натюрмортах? (Ответы детей.) (Выполняю действия в зависимости от ответов детей.) Молодцы!

А теперь вы попробуете сами составить свой натюрморт. (Дети садятся за столы.)

У вас на столах стоят подносы, на которых лежат разные предметы, которые могут вам понадобиться.

Саша (Катя), что ты видишь на своем подносе? (Ответ ребенка.)

А у Кати (Оли), что лежит на подносе? (Ответ ребенка.)

Выбирайте себе фон, на котором у вас будет натюрморт, выбирайте предметы, которые вы хотите видеть на своем натюрморте и приклеивайте. А если вы хотите поставить в вашу вазу цветы, то их можно нарисовать. (Дети выполняют работу.)

В конце мы рассматриваем все натюрморты.

Какие вы молодцы! Вы настоящие художники!!!