Цель урока. Познакомить с историей возникновения алфавита; научить правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом; обратить внимание на звучность русского языка.
Наглядность: использование презентации “Азбука”.
Ход урока
1. Устная орфографическая пятиминутка.
Прочитайте 1 четверостишие стихотворения Б.Заходера.
Какие орфограммы встречаются в данном тексте?
Презентация. Слайд 2.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Какие части речи встретились в этих строчках?
2. Слайд 2, 3. Прочитайте стихотворение Б.Заходера. О чем в нем говорится?
С каким настроением его надо прочитать?
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам сейчас они спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.
Какие буквы автор не упомянул в стихах?
Попробуйте определить задачу на сегодняшний урок, опираясь на смысл стихотворения.
3. Постановка учебной задачи.
Наша задача познакомиться с историей алфавита (азбуки); научиться правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом.
Можно ли слова “алфавит” и “азбука” назвать синонимами?
Как возникло слово “алфавит”?
4. Работа по теме урока.
Слайд 4. “ И наша и западная азбуки одинаково берут начало в алфавите древних греков. Но у греков буквы располагались так: А (альфа), Б (бета), Г (гамма), Д (дельта). Однако греческая буква бета в разные времена произносилась то как наше Б, то как В и называлась то бета, то вита.
Составители славянской азбуки разделили этот двойной звук между двумя буквами и поставили их рядом: Б для звука, который у греков был бетой, В для того, который они именовали витой”
Л. Успенский.
Так возникло слово “АЛФАВИТ”.
Составьте предложение со словом “ алфавит”, запишите его в тетрадь.
Кто создал славянскую азбуку?
Слайд 5. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий и назвали ее “кириллицей”.
Что вам известно о Кирилле и Мефодии?
Слово учителя.
Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата Константина на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, так как население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
Братья вместе с учениками отправляются в Рим. Сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их. Константину не суждено было вернуться на родину. Он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в памяти потомков.
Запись в тетрадь. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий и назвали ее “кириллицей”.
Подчеркнуть основу предложения.
Физкультминутка.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх поняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
Слайд 6.
Названия славянским буквам придумал создатель азбуки Кирилл. Ему хотелось, чтобы само название буквы было не бессмысленным комплексом звуков, а обладало значением. Первую букву он назвал “аз” – по-древнеболгарски “я”, вторую “буки” – просто “буква”, третью “веди” (от древнеславянского глагола “ведети” – “ знать”). Если перевести на современный русский язык название первых букв нашей азбуки, получится “я букву узнал”.
Так образовалось слово “ азбука”.
Некоторые старые названия русских букв сохранились в составе пословиц и устойчивых выражений: сперва аз да буки, а там и науки; начинать с азов – с самого начала, с самого простого.
Как вы понимаете пословицу: сперва аз да буки, а там и науки?
Слайд 7. Русская азбука – от предков послание.
Слайд 8. Попробуйте прочитать кириллицу как текст.
Какой смысл можно определить по названиям букв?
Слайд 9.
В переводе это звучит так: “ Я букву (азбуку) узнал, говори: “ Только добро существенно, живите в совершенстве, земляне (земля)”. Но как люди размышляйте: наше прибежище – вечность (местоимение “он” в данном случае употребляется для указания на что-то далекое), скажи об этом твердо (“царствие небесное”). В ученье человек или херувим (талантливый, избранный) или червь (ничтожный).
Текст звучит как завещание потомкам. Спишите, постарайтесь запомнить это завещание потомкам.
Слайд 10.
Сколько букв в русском языке? – во французском? – в английском?
Количество букв зависит от числа и характера звуков нашей речи. Оно установилось долгими столетиями, и изменить мы его не можем или можем, но с большими затруднениями. Число букв определено законом, действующим в нашем языке. В каждом языке столько букв, сколько требуют его звуки.
Какой можно сделать вывод? (Ответом являются слова А.Н.Толстого, которые являются эпиграфом к разделу: “ Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью”.)
Физкультминутка.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Работа с учебником.
Как правильно произносить названия букв?
На странице 8 дан алфавит. Произнесите правильно названия букв.
Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем общей культуры человека.
Тренировочная работа.
Слайд 11.
Где используется алфавит?
Помогите учителю правильно записать фамилии учеников в журнал.
Запишите фамилии учеников в алфавитном порядке: Корочкина, Кузьмин, Князев, Касаткина, Каверин, Крупицын, Ксенофонтов, Кириенко, Кленов, Кесарева, Кульчицкий, Кубышкин.
Слайд 12.
Догадайтесь, в чем секрет шутливой фразы?
Астроном бешено визжал, грозя драной естественной елкой жабе, зеленой и красноглазой…
Слайд 13.
Догадайтесь, в чем секрет данного текста?
Стоял сентябрь. Светило солнце. Серый слон с супругою своей, с семью слонятами созерцал стадо счастливых, сытых, сладко спавших свиней. Самая старая свинья сторожила сон сородичей. Слонята смеялись: “ Смотрите, свинья – сторож!” Слон строго сказал сыновьям: “Стыдно смеяться, слонята! Свинья стережет спокойствие своих сородичей!”
Работа по учебнику.
Упражнение 11.
Упражнение 12. Как вы понимаете основную мысль текста?
Вывод по уроку.
О чем говорили на уроке? Что нового узнали о словах “алфавит”, “азбука”?
Когда и где используется алфавит?
Домашнее задание.
1. Упр. 10. Повторить алфавит. Научиться правильно произносить названия всех
букв.
2. Выберите букву и попробуйте сочинить фразу или коротенький рассказ из слов
только на эту букву.
Литература.
- Русский язык. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией М.М.Разумовской. Дрофа, М. 2007 г.
- Л.В.Успенский. “ По дорогам и тропам языка”. М., Дет. Лит., 1980 г.
- С.В.Волков “Я познаю мир”. Русский язык, “Издательство Астрель”, 1999 г.
- Этимологический словарь русского языка для школьников, сост. М.Э.Рут, Екатеринобург, У – Фактория, 2005 год.
- О.Г.Ручко “Сокровенный смысл славянской азбуки” в сборнике “Православная педагогика. Традиции и современность”. Владимир, 2000 г.