Урок русского языка на тему "Азбука". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока. Познакомить с историей возникновения алфавита; научить правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом; обратить внимание на звучность русского языка.

Наглядность: использование презентации “Азбука”.

Ход урока

1. Устная орфографическая пятиминутка.

Прочитайте 1 четверостишие стихотворения Б.Заходера.

Какие орфограммы встречаются в данном тексте?

Презентация. Слайд 2.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

Какие части речи встретились в этих строчках?

2. Слайд 2, 3. Прочитайте стихотворение Б.Заходера. О чем в нем говорится?

С каким настроением его надо прочитать?

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам сейчас они спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.

Какие буквы автор не упомянул в стихах?

Попробуйте определить задачу на сегодняшний урок, опираясь на смысл стихотворения.

3. Постановка учебной задачи.

Наша задача познакомиться с историей алфавита (азбуки); научиться правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом.

Можно ли слова “алфавит” и “азбука” назвать синонимами?

Как возникло слово “алфавит”?

4. Работа по теме урока.

Слайд 4. “ И наша и западная азбуки одинаково берут начало в алфавите древних греков. Но у греков буквы располагались так: А (альфа), Б (бета), Г (гамма), Д (дельта). Однако греческая буква бета в разные времена произносилась то как наше Б, то как В и называлась то бета, то вита.

Составители славянской азбуки разделили этот двойной звук между двумя буквами и поставили их рядом: Б для звука, который у греков был бетой, В для того, который они именовали витой”

Л. Успенский.

Так возникло слово “АЛФАВИТ”.

Составьте предложение со словом “ алфавит”, запишите его в тетрадь.

Кто создал славянскую азбуку?

Слайд 5. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий и назвали ее “кириллицей”.

Что вам известно о Кирилле и Мефодии?

Слово учителя.

Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата Константина на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, так как население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

Братья вместе с учениками отправляются в Рим. Сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их. Константину не суждено было вернуться на родину. Он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в памяти потомков.

Запись в тетрадь. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий и назвали ее “кириллицей”.

Подчеркнуть основу предложения.

Физкультминутка.

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх поняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.

Слайд 6.

Названия славянским буквам придумал создатель азбуки Кирилл. Ему хотелось, чтобы само название буквы было не бессмысленным комплексом звуков, а обладало значением. Первую букву он назвал “аз” – по-древнеболгарски “я”, вторую “буки” – просто “буква”, третью “веди” (от древнеславянского глагола “ведети” – “ знать”). Если перевести на современный русский язык название первых букв нашей азбуки, получится “я букву узнал”.

Так образовалось слово “ азбука”.

Некоторые старые названия русских букв сохранились в составе пословиц и устойчивых выражений: сперва аз да буки, а там и науки; начинать с азов – с самого начала, с самого простого.

Как вы понимаете пословицу: сперва аз да буки, а там и науки?

Слайд 7. Русская азбука – от предков послание.

Слайд 8. Попробуйте прочитать кириллицу как текст.

Какой смысл можно определить по названиям букв?

Слайд 9.

В переводе это звучит так: “ Я букву (азбуку) узнал, говори: “ Только добро существенно, живите в совершенстве, земляне (земля)”. Но как люди размышляйте: наше прибежище – вечность (местоимение “он” в данном случае употребляется для указания на что-то далекое), скажи об этом твердо (“царствие небесное”). В ученье человек или херувим (талантливый, избранный) или червь (ничтожный).

Текст звучит как завещание потомкам. Спишите, постарайтесь запомнить это завещание потомкам.

Слайд 10.

Сколько букв в русском языке? – во французском? – в английском?

Количество букв зависит от числа и характера звуков нашей речи. Оно установилось долгими столетиями, и изменить мы его не можем или можем, но с большими затруднениями. Число букв определено законом, действующим в нашем языке. В каждом языке столько букв, сколько требуют его звуки.

Какой можно сделать вывод? (Ответом являются слова А.Н.Толстого, которые являются эпиграфом к разделу: “ Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью”.)

Физкультминутка.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Работа с учебником.

Как правильно произносить названия букв?

На странице 8 дан алфавит. Произнесите правильно названия букв.

Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем общей культуры человека.

Тренировочная работа.

Слайд 11.

Где используется алфавит?

Помогите учителю правильно записать фамилии учеников в журнал.

Запишите фамилии учеников в алфавитном порядке: Корочкина, Кузьмин, Князев, Касаткина, Каверин, Крупицын, Ксенофонтов, Кириенко, Кленов, Кесарева, Кульчицкий, Кубышкин.

Слайд 12.

Догадайтесь, в чем секрет шутливой фразы?

Астроном бешено визжал, грозя драной естественной елкой жабе, зеленой и красноглазой…

Слайд 13.

Догадайтесь, в чем секрет данного текста?

Стоял сентябрь. Светило солнце. Серый слон с супругою своей, с семью слонятами созерцал стадо счастливых, сытых, сладко спавших свиней. Самая старая свинья сторожила сон сородичей. Слонята смеялись: “ Смотрите, свинья – сторож!” Слон строго сказал сыновьям: “Стыдно смеяться, слонята! Свинья стережет спокойствие своих сородичей!”

Работа по учебнику.

Упражнение 11.

Упражнение 12. Как вы понимаете основную мысль текста?

Вывод по уроку.

О чем говорили на уроке? Что нового узнали о словах “алфавит”, “азбука”?

Когда и где используется алфавит?

Домашнее задание.

1. Упр. 10. Повторить алфавит. Научиться правильно произносить названия всех букв.
2. Выберите букву и попробуйте сочинить фразу или коротенький рассказ из слов только на эту букву.

Литература.

  1. Русский язык. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией М.М.Разумовской. Дрофа, М. 2007 г.
  2. Л.В.Успенский. “ По дорогам и тропам языка”. М., Дет. Лит., 1980 г.
  3. С.В.Волков “Я познаю мир”. Русский язык, “Издательство Астрель”, 1999 г.
  4. Этимологический словарь русского языка для школьников, сост. М.Э.Рут, Екатеринобург, У – Фактория, 2005 год.
  5. О.Г.Ручко “Сокровенный смысл славянской азбуки” в сборнике “Православная педагогика. Традиции и современность”. Владимир, 2000 г.