В последнее время число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. В связи с этим проблема коррекции речи приобретает особую актуальность. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организационного логопедического воздействия позволяет исправить первичный дефект.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
В настоящее время существует огромное количество специализированных игр и упражнений. Но подчас всего арсенала знаний не хватает логопеду для достижения полноценного результата. Приходится искать новые пути решения проблемы автоматизации звуков.
Игра для автоматизации звуков “Аквариум”
Задачи, решаемые логопедом в ходе проведения игры:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Оборудование: предметные картинки на заданный звук с приклеенными магнитиками, игровая удочка с магнитом, муляж аквариума.
Игра может использоваться как в индивидуальной работе с ребенком так и в подгрупповых занятиях.
Ход игры (вариант I – автоматизация в словах)
Перед ребенком выставляется аквариум с уложенными на дне картинками и предлагается “поймать” картинку. Ребенок “вылавливает” и называет слово. “Выловленное” слово ребенок откладывает в сторону.
Ход игры (вариант II – автоматизация звука в словах)
После того как ребенок выловит все слова из аквариума ему предлагается назвать все слова еще раз, а потом проводится упражнение “Что изменилось?” или “Чего не стало?”
Ход игры (вариант III – автоматизация звука во фразе)
Ребенок вылавливает слово и придумывает с ним предложение.