Значение имен прилагательных в речи. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Работа в коррекционных классах всегда сложная. Сегодня коррекционные классы VIII вида является важным звеном в системе общеобразовательной школы, обеспечивая учащихся с ограниченными возможностями здоровья равными правами на получение образования с учетом возможности выбора профессии индивидуально для каждого ребенка. Учитель всегда испытывает трудности в построении урока. Ведь на каждом уроке он должен помнить, что главная его задача – коррекция отклонения развития и повышение уровня социально – психологической адаптации детей к условиям школы. Данный урок построен в игровой форме и вызвал у детей живой интерес. Развивающая работа была построена на основе индивидуального подхода, учитывающего “зону ближайшего развития” ребенка. Успех переживался ребятами как радость; этому способствовала положительная эмоциональная оценка со стороны учителя любого достижения ребенка. Весь урок разбит на этапы:

I этап. Возникновение мотивации.

II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Здесь использовались чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции – удовлетворенность и неудовлетворенность; активизировался поиск самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

III этап. Мотивация завершения. Каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Была усилена оценочная деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Таким образом, каждый этап урока наполнен психологическим содержанием, ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация. В процессе урока учитывались индивидуальные особенности познавательных процессов и осуществлялся дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей было замедление темпа учебного процесса, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации.

Цели урока:

1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.
2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль, устанавливать грамматическую связь имен прилагательных с именами существительными.
3. Обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов к прилагательным.
4. Обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы.
5. Способствовать развитию орфографической зоркости.
6. Расширять знания об окружающей действительности.
7. Развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).
8. Закрепить умение “видеть” в тексте изобразительно-выразительные средства языка.

Оборудование: видеопроектор, экран, магнитная доска, учебник русского языка для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.МШанского, М.Т.Баранова.

Ход урока

I. Анализ предложения (обращение к 1 слайду презентации).

Слайд 1.

Герою волшебной сказки нужно всегда помнить о своих врагах: о Змее Горыныче, о Кощее, о мачехе.

Задание.

а) Прочитайте предложение. Какой в нем есть недостаток?

Ответ: (оно лишь перечисляет “врагов”, не дает им образных характеристик).

Учитель:

А они, такие слова-волшебники есть?

Слайд 2.

II. Отгадайте загадку, о каких словах-волшебниках пойдет речь.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Н. Бетенькова.)

(Речь пойдет об имени прилагательном.)

Слайд 3.

Название темы урока.

Слайд 4.

Определение целей урока.

III. Изучение нового материала.

Слайд 5.

1. Охарактеризовать предмет.

Помидор:

– форме,
– по цвету,
– вкусу.
– величине.

Слайд 6.

Мяч:

– величина,
– форма,
– материал 3.

Вывод: имена прилагательные передают сведения о предмете: какой предмет по величине, по форме, по цвету, по запаху, по вкусу, по материалу, по назначению.

Слайд 7.

2. Подумай, что говорят о зиме снегирь, синичка, собака и медведь?

Какая бывает зима. Спросили однажды животных, какая бывает зима.

– Зима бывает _____________, ___________, __________, ответил снегирь.

Синичка добавила: “Очень уже _________ зима”.

– ___________, ________, – пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: “Зима _______, тянется всего одну ночь”.

* Вставь прилагательные: длинная, короткая, трудная, голодная, снежная, морозная.

Вывод: имена прилагательные описывают неживой предмет.

Слайд 8.

3. Опиши внешность собаки по рисунку.

Слайд 9.

Используй слова в рамке:

Огромный, черный,
усатый, бородатый,
лохматый, клыкастый.

Вывод: имена прилагательные описывают живой предмет.

Слайд 10.

4. Прочитай. Выпиши прилагательные, с помощью которых создается грустная картина.

Пришло лето. Стаи ворон закружились над пустым полем. Потом пошли осенние скучные дожди. Опустели деревенские дороги. Холодный ветер срывал мокрую листву и свистел в голых сучьях.

Слайд 11.

Проверь себя.
Над пустым полем
осенние дожди
скучные дожди
деревенские дороги
холодный ветер
мокрую листву
голых сучьях.

Вывод: Какова роль прилагательных в речи?

Имена прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, точно, ярко и образно определить его признаки.

IV. Закрепление нового материала

Учитель:

Прилагательные, сливаясь с существительными, образуют целые понятия или рисуют картины.

Прилагательные назвали словесной живописью, красками существительных.

Слайд 12, 13.

1. Работа в группах.

Охарактеризовать сказочных героев по их качествам.

Враги:
Мачеха (коварная, злая),
Змей (шестиглавый, огненный),
Кощей (бессмертный, лютый, беспощадный).
Ведьма (хитрая, нечистая).

Помощники:
Собачка (умная, дружелюбная),
Конь-огонь (добрый, сильный),
Куколка (верная, заботливая),
Олень(быстроногий, ловкий).

2. Творческая работа. Отгадай загадки:

1) На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.

2) В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.

3) Зверька узнаем мы с тобой?
По двум таким предметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом

Вывод: Зачем нам надо обращаться к прилагательным?
(Чтобы мы учились говорить и писать выразительно.)

Слайд 14.

Вернемся к первому предложению. Добавьте в него имена прилагательные, чтобы оно стало образным и выразительным.

Проверьте себя:

Герою волшебной сказки надо помнить о жестоких врагах: об огнедышащем Змее Горыныче, о беспощадном Кощее и злой Мачехе

Зачем в своей речи мы должны употреблять прилагательные?
(Чтобы говорить и писать выразительно.)

Вывод.

1) В научной литературе прилагательные используются в прямом значении, т.к. описание предмета должно быть точным, конкретным. Это необходимо для получения самых полных представлений о предмете.

2) В художественном тексте (литературной речи) описание имеет обычно образный характер, поэтому прилагательные имеют переносное значение. Хотя и в прямом значении в художественных текстах их также используют. В литературе это называется эпитетами.

Слайд 15.

Рефлексия;

V. Итог урока. (Оценивание учащихся на уроке.)

VI. Домашнее задание.

Описать снежинку.

Слайд 16.