I Организационный момент. (слайд 1)
У. – Ребята, какое у вас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучу? (слайд 2)
(Дети показывают картинку, соответствующую их настроению)
У. – Я рада, что у вас хорошее настроение (слайд 3)
От того, какое настроение у человека, зависит то, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Я желаю вам успехов. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.
II Речевая разминка.
У. – Давайте, ребята, поговорим.
Д. – О чём?
У. – О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?
Д. – Поговорим. Нам будет интересно.
III Изучение нового материала.
У. – О чём же мы сегодня будем говорить? Послушайте песню и определите тему разговора. (слайды 4-14)
У. – О ком эта песня?
Д. – Эта песня о друзьях. Я думаю, что мы будем говорить о дружбе (слайд 15)
У. – Вы правильно определили тему. В песне есть слова: “Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!” что это значит? Прочитайте такое объяснение (слайд 16)
У. – Согласитесь ли вы с этим мнением?
Д. – Я согласен. Без друзей человеку скучно.
У. – А ты…?
Д. – Я тоже согласна. С друзьями можно не только весело провести свободное время, но и обратиться к ним за помощью, если что-то не получается или спросить (слайд 17)
У. – Молодец! Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над ними должен каждый. Без друзей человек не может быть счастливым. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы (слайд 18)
Я предлагаю вам поработать в группах консультантами. Каждая группа получит задание. Вы прочитаете описание ситуации. Прокомментируете её, выскажете своё мнение. На обратной стороне составите, и запишите правило дружбы.
Образуйте, ребята группы. Вот вам задания. Обсуждайте.
Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.
Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил “3”. Вова засмеялся: “Тоже мне отличник! Так тебе и надо!”
Алёша опрокинул компот на платье Милы. “Дурак”, - крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.
Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: “У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая… Будешь со мной дружить?”
Проверка.
У. – Ребята, выберете отвечающего ученика. Пожалуйста, вернитесь на свои места. Проверим задания по следующему плану. (план на доске)
1) Прочитать историю
2) Прокомментировать историю
3) Сформулировать правило дружбы
1 группа. Мы считаем, что Лена поступила правильно. Маша поделилась с ней своим секретом, и она его никому не рассказала. Мы сформулировали такое правило дружбы: “Умей хранить секреты друга”.
У. – Давайте проверим. Внимание на экран. Прочитаем правило (слайд 19)
У. – Ребята отлично справились с заданием.
2 группа. (слайд 20) Мы считаем, что Вова не прав. Витя получил плохую оценку. Он переживает, а Вова над ним смеётся, вместо того, чтобы поддержать. Правило дружбы: “Поддержи друга, если у него неприятности”.
У. – Проверим. Читаем вместе (слайд21)
Молодцы, ребята!
3 группа. (слайд 22) Алёша не должен обижаться. Ему нужно извиниться перед Милой и предложить помириться. Правило дружбы: “Умей признать свои ошибки и помириться с другом”.
У. – Проверим. Смотрим на экран. (слайд23)
Ребята прекрасно справились с заданием.
4 группа. (слайд 24) Мы думаем, что Лена не будет с Ирой дружить, потому что во всех девочках она видит только плохое. Правило дружбы: “Не сплетничай и не говори про других плохо”
У. – Давайте проверим работу 4 группы. Прочитайте правило (слайд25)
У. на экране правила дружбы которые мы сформулировали (слайд 26)
У. - А теперь вашему вниманию предлагается ещё одна история (слайд 27)
(Инсценировка стих – я Б.Заходера “Мы друзья”)
У. – Ребята, как вы посоветуете этим друзьям решать споры? Кулаками или словами?
Д. – Решай споры словами, а не кулаками.
У. – Конечно, в споре кулаки мешают.
Они проблемы не решают.
Прочитаем ещё один закон дружбы. (слайд 28)
У. –
А вам, друзья, не надо сердиться,
Ругаться и злиться.
Мы вам предлагаем
Быстрей помириться. (мальчики протягивают друг другу руки)
У. – Давайте, ребята ещё раз прочитаем правила дружбы (слайд 29)
У. – Я надеюсь, что вы не только будете знать эти правила, но и выполнять их.
У. – Ребята, а с чего начинается дружба? Вспомним мультсказку
“Крошка Енот” (слайд 30)
Чтение по ролям.
- Сегодня у тебя день рождения, - сказала мама Крошке Еноту. – Теперь ты совсем большой!
- Значит, я могу один пойти в лес и нарвать в пруду сладкой осоки к ужину?
- Конечно, можешь, - ответила мама. (слайд 31)
И Крошка Енот отправился в путь по узенькой лесной тропинке. (слайд 32)
В лесу Крошку Енота увидела Обезьянка и очень удивилась.
- Я иду на пруд за сладкой осокой к ужину! - радостно сообщил ей Крошка Енот.
- А разве ты не боишься того, кто сидит в пруду? – ужаснулась Обезьянка.
- Нет. А что, он очень страшный? (слайд 33)
- У – у – у! Какой страшный! – проговорила Обезьянка и, ловко подпрыгнув, повисла на лиане. – Вот возьми с собой эту палку да погрози ему как следует! – она протянула ему палку (слайд 34)
Крошка Енот подошёл к пруду и громко крикнул:
- Эй! Кто там сидит в пруду?! А ну вылезай! Боишься? То-то же!
Но вокруг было тихо. Крошка Енот прошёл по бревну до середины пруда и заглянул в воду. Из воды на него кто-то смотрел. Крошка Енот скорчил рожу и замахнулся палкой. (слайд 35)
Тот кто сидел в пруду тоже скорчил рожу и замахнулся палкой. Испугался Крошка Енот и со всех ног бросился домой. (слайд 36)
- Я больше никогда не пойду за осокой! – горестно сказал он маме. – Я боюсь того, кто сидит в пруду. Он погрозил мне палкой…
- Сынок! – сказала мама, - А ты вернись назад и попробуй ему улыбнуться. (слайд 37)
Крошка Енот так и сделал. Он вернулся назад. Дошёл до середины пруда по бревну и, заглянув в воду, улыбнулся тому, кто сидел в пруду. И оказалось, что тот, кто сидел в пруду, тоже улыбнулся ему в ответ. (слайд 38)
Крошке Еноту стало очень весело, и он быстро нарвал целую корзину сладкой осоки.
- Как?! Ты не побоялся того, кто сидит в пруду? – удивилась Обезьянка.
- Не побоялся! Он совсем не злой и не страшный! Хочешь с ним подружиться – улыбнись ему, - объяснил он Обезьянке. – И он тоже улыбнётся тебе. Вот увидишь! (слайд 39)
Так всё и случилось. И поняли тогда зверюшки, что друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой. (слайд 40)
У. – С чего же начинается дружба?
Д. – Дружба начинается с улыбки.
У. – Посмотрите, ребята друг на друга и улыбнитесь. Давайте попробуем чаще улыбаться друг другу. А теперь вместе с Крошкой Енотом исполним песню “Улыбка”. (слайды 41-42)
У. – А теперь, ребята, попробуем выяснить, какими качествами должен обладать настоящий друг. (слайд 43)
Лепестки этого красивого цветка мы заполним словами, которые называют качества, без которых на ваш взгляд, дружба состояться не может. Эти качества вы выберете из слов, записанных на листочках, и подчеркнёте. Поработайте в парах.
1 ряд: злость, хитрость, доброта, глупость, верность, щедрость, слабость.
2 ряд: трусость, сочувствие, надёжность, грубость, старость, отзывчивость, упрямство.
3 ряд: глупость, бескорыстие, правдивость, равнодушие, вежливость, хитрость.
Проверка.
У. – Какие, ребята, качества вы выбрали?
1ряд: доброта, верность, щедрость .
2ряд: сочувствие, надёжность, отзывчивость .
3ряд: бескорыстие, правдивость, вежливость .
У. – Молодцы! Отлично справились с заданием.
У. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам тест “Умеешь ли ты дружить?” (слайд 44)
На листочке нарисуйте лесенку такую, как на экране (слайд 45)
На ней изобразите себя и друга. Возможны три варианта:
- друга вы нарисуете выше, чем себя;
- или себя выше друга;
- или себя и друга нарисуете на одной ступеньке.
Проверка.
У. – Кто нарисовал друга выше, чем себя? (слайд 46)
Это значит друг является затейником игр и дел. Чаще всего вы с ним соглашаетесь и делаете так, как он говорит. Хотя не всегда вам это нравится.
- Кто нарисовал себя выше друга? (слайд 47)
Вы являетесь инициатором всех затей. И в том и в другом случае между вами бывают ссоры и обиды. Старайтесь, ребята, больше интересоваться мнением друг друга.
- Кто нарисовал себя и друга на одной ступеньке? (слайд 48)
Вас можно назвать настоящими друзьями. Вы всё делаете вместе, сообща.
(Стихотворение)
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете.
И звери, и птицы, и дети!
А дружить нужно учиться. Нужно держаться вместе, любить и помогать друг другу, искренне прощать обидчика.
За руки возьмёмся, встанем в круг
Я твой друг и ты мой друг:
Пусть будет шире дружбы круг.
Давайте все вместе произнесём слова, которые станут девизом нашего класса.
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных не нужно!
Злобу, обиду прочь ты гони!
У. Ребята,. дома, кто пожелает, напишите письмо своему другу. (слайд 49)