В наше время вопросы воспитания всесторонне развитой личности, истинного патриота своей страны по-прежнему остаются наиболее актуальными вопросами. Как помочь ребенку развить в себе нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей страны? Мы решили содействовать развитию этих качеств у ребенка с помощью такой темы, как “Государственная символика”.
Особенность мыслительной деятельности ребенка старшего возраста такова, что он может уже усваивать такие сложные понятия, как “город”, “страна”, “Родина”. Мы выяснили так же, что им доступны понятия: “символика”, “геральдика”, “флаг”, “герб”, “гимн”, “государственные символы”. Одной из ведущих деятельностей детей 6 лет становится деятельность познавательная, поэтому в общении друг с другом наблюдается тенденция узнать от собеседника что-нибудь новое, а также чему-то его научить.
Свою работу мы решили начать с диагностики, которая включала в себя следующие вопросы:
- В какой стране ты живёшь?
- Назови главный город нашей страны?
- Покажи герб нашей страны (предлагался выбор одного из трех вариантов).
- Покажи флаг нашей страны (предлагался выбор одного из трех вариантов).
- Назови главный город Пермского края.
- Покажи герб Пермского края.
- Как называется твое село?
- Знаешь ли ты, почему оно так называется?
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
- низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;
- средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
- высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
В итоге мы получили следующие результаты:
- высокий уровень: 0% детей;
- средний уровень: 49% детей;
- низкий уровень: 51% детей.
Дети неплохо справляются с 1, 2, 7 вопросами диагностики, остальные же задания вызвали у большинства детей значительные затруднения.
Таким образом, мы сделали вывод, что необходимо вести планомерную, целенаправленную работу по этой теме.
Цели нашей работы мы определили так:
1. Сформировать представление о географическом расположении нашей страны, края.
2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
3. Развивать личностные качества ребенка в деятельности (создание разнообразных условий для развития творческих способностей детей).
4. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Ожидаемый результат:
1. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данных целей.
2. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.
3. Развитие личностных качеств ребенка: позитивное, уважительное отношение к родному селу, детскому саду, к людям, активность, любознательность, толерантность.
В результате проведенной работы данные итоговой диагностики показали:
- высокий уровень: 58% детей;
- средний уровень: 40% детей;
- низкий уровень: 2% детей;
Таким образом, результат проведенной работы можно считать удовлетворительным.
Формы и методы работы мы решили представить в виде приведенного ниже перспективного плана.
№ п/п | Обучающе-познавательная деятельность (занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ИЗО, музыкальные) | Количество часов |
1 | Беседа о странах (путешествие по карте мира). | 1 |
2 | Родины просторы (знакомство с местоположением нашей страны, её богатствами, картой, глобусом). | 1 |
3 | “Говорящие гербы” (знакомство с происхождением гербов,их разнообразием). | 1 |
4 | О чем рассказывает герб (описание гербов и их классификация). | 3 |
5 | Флаг (представление о флаге как символе России). | 1 |
6 | Главная песня России (знакомство с государственным гимном). | 1 |
7 | Знакомство с Пермским краем (местоположение, история, достопримечательности). | 2 |
8 | Малая Родина – моя Усть-Качка (знакомство с местоположением, историей, достопримечательностями родного села). | 1 |
9 | Разучивание гимна группы “Светлячок”. | 2 |
№ п/п |
Совместная деятельность педагогов и детей |
|
1 | Экскурсии по территории курорта Усть-Качка. | |
2 | Экскурсии по территории с. Усть-Качка, рассматривание камня, возложенного на месте возникновения села, памятника А.Невскому, церкви. | |
3 | Посещение музея курорта. | |
4 | Д.и. “Крестьянин и богатырь” | |
5 | Д.и. “Собери герб”. | |
6 | Д.и. “Найди герб, похожий на наш”. | |
7 | Д.и. “Найди герб, непохожий на наш”. | |
8 | Д.у. “Найди гербы, символизирующие силу, храбрость, профессии разных людей, события, красоту природы. | |
9 | Экскурсия в сельскую библиотеку. | |
10 | Рассматривание книг и иллюстраций о рыцарях и замках. | |
11 | Раскрашивание силуэтов рыцарей, щитов и гербов. | |
12 | Строительство древних замков, режиссерские игры с мелкими игрушками – “рыцарские турниры”. | |
№ п/п | Работа с родителями | ответственные |
1 | Создание мини-музея государственной символики. | родители |
2 | Изготовление древних построек, макетов. | родители |
3 | Выставка “Герб нашей семьи”. | родители |
4 | Спортивное развлечение “Рыцарский турнир” | Инструктор по физкультуре |
5 | Консультации: “Какие цвета используются при составлении гербов”, “Говорящие гербы”. | воспитатели |
6 | Подбор серии книг-сказок с символикой. | Воспитатели, родители |
В дополнение к этому плану были проведены:
- Открытое занятие на районном методическом объединении о государственной символике России.
- Открытое занятие на кустовом методическом объединении по экспериментально-познавательной деятельности, посвящённое анализу гербов.
Также были изготовлены следующие пособия:
- Д.и. “Собери герб”.
- Схема анализа гербов.
- Д.и. “Найди исторический (профессиональный, экологический ) герб.
- Д.и. “Какой герб я задумала”.
Проделанная работа получила много благодарных отзывов родителей, детей, а так же воспитателей, участвовавших в методических объединениях.
В качестве примера одной из форм работы предлагаем вашему вниманию конспект интегрированного занятия в старшей группе
“Государственная символика России”.
Цель. Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, к своему родному селу и Пермскому краю, уважения к флагу, гербу, гимну России.
Задачи. Закрепить знания о российском флаге, гербе и гимне России, о гербах Пермского края и села Усть-Качка. Воспитывать уважение к символам страны. Обогащать словарный запас детей. Создать условия для развития творческих способностей детей (создать герб своей группы и раскрасить его). Развивать коммуникативные способности детей: позитивное, доброжелательное отношение к сверстникам и окружающим их взрослым людям.
Материал. Карта России; карта Пермского края; государственный флаг; изображения гербов России, Пермского края, г.Перми, с.Усть-Качка; аудиозапись государственного гимна; лупы, монеты разных государств. На каждого ребёнка – шаблоны гербов, оборудование для рисования.
Ход занятия
Воспитатель. Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. Какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна? (ответы). А кто знает, какая страна в мире самая большая? (предположения детей). Самая большая страна в мире – наша Родина, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. Показывает границы. Предлагает ребенку показать на карте границы России.
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Какие? (Флаг, герб и гимн). Из каких частей состоит флаг? Покажите. (Дети называют и показывают древко, полотнище). Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные березы, снег, облака, ромашки на лугу). Синяя полоса? (Небо, реки, озера, моря). Красная полоса? (Цвет солнца, огня, тепла).
А теперь давайте рассмотрим герб нашей страны – России. Что такое герб?
На щите красного цвета изображен двуглавый орел. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, в правой руке у него копье, которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу добра над злом.
Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Предположения детей). На пограничных столбах, которые устанавливают на границах России с другими странами; на важных документах; на деньгах.
Задание. С помощью лупы найти и отобрать среди монет разных государств российские.
Воспитатель. Третий отличительный символ – гимн – это торжественная песня страны. Ее граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя. (Включает аудиозапись гимна, все встают). Что мы сейчас слушали? Гимн России.
Наша страна Россия – очень большое государство, в ней много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. И сейчас мы перейдем к этой карте. Что это за карта, как она называется? (Карта Пермского края). Пермский край тоже очень большой, в нем расположено много старых и новых городов и сел. Какой главный город Пермского края? (г.Пермь). кто хочет показать город Пермь на карте?
Город Пермь тоже имеет свой герб. На нем изображен медведь с книгой Евангелие на спине. Медведь – символ смелости, силы и непобедимости – идет вперед, навстречу любым опасностям. Его серебряный цвет символизирует чистоту, мудрость и радость. Золотой цвет Евангелия подчеркивает величие, уважение и богатство; красный цвет поля символизирует мужество, любовь и храбрость. Весь герб в целом утверждает просвещение наших диких лесов, величие и мудрость их обитателей, стремление к спокойствию и благосостоянию.
Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где находится наш родной дом. (Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение местного поэта Л.Куприевского об Усть-Качке).
Давайте вместе рассмотрим герб нашего родного села Усть-Качка и расскажем о нем. (вместе, по вопросам описывают герб).
А теперь давайте проверим, как вы запомнили изображения гербов.
Задание. Разделиться на три команды и собрать три герба, разрезанных на части: герб России, герб Перми герб Усть-Качки.
Какой герб получился у первой (второй, третьей) команды? Почему вы так решили? Докажите.
А вы хотите, чтобы и у нашей группы был свой герб? Давайте попробуем создать его сами.
Дети садятся за столы и рисуют гербы гр. “Светлячок”.
Ваши гербы получились очень яркими, веселыми. Они символизируют счастье, радость, доброту. А теперь давайте подарим свои гербы нашим гостям, чтобы и у них тоже было счастье (дети дарят свои гербы любому понравившемуся взрослому).
А теперь приглашаем дорогих гостей спеть вместе с нами гимн нашей группы “Светлячок”.
Используемая литература.
- Глаголева С.А., Логинова Л.В. Говорящие гербы./Ребенок в детском саду, №6, 2004.
- Гажур Е.М. О государственной символике России. /Ребенок в детском саду, №3, 2004.
- Медведев М.Ю. Геральдика./ Специальные исторические дисциплины. – Спб., 2003.
- Медведев М.Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. Изд-во “Гербы и флаги”, - Спб., 2008.
- Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. – М., 1989.