Задачи:
- Коррекционно-образовательные: Закрепить знания детей о диких животных. Продолжить развивать умение поддерживать воображаемую ситуацию, совершать волевые действия, обогащая словарь лексико-грамматическими формами языка. Расширять словарь детей по теме животные, активизировать фразовую речь.
- Коррекционно-развивающие: развивать у детей потребность в речевом общении, умение точно выражать свою мысль, отвечать на постоянные вопросы, учить преодолевать страх речи при посторонних людях.
- Коррекционно-воспитательные: Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним и умение взаимодействовать друг с другом.
Материал: Куклы Маша и Миша. Иллюстрации с изображением животных жарких стран и севера. Резиновые игрушки – животные Жарких стран и Севера. Корзины для клеток.
Предварительная работа: Беседа и рассматривание с детьми картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера и Саванны; Чтение художественной литературы С.Я. Маршак “Детки в клетки”; К.О. Дмитриев “Зоопарк на столе”; Слушание музыки: Песня “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой; Рассказ воспитателя: “Природные зоны Африки”, “Самый холодный континент”; Разучивание логоритмики.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости юные путешественники Маша и Миша! Посмотрите и поздоровайтесь с ними.
Дети: здороваются
Воспитатель: А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали “Здравствуйте” значит, здоровья желаю.
Воспитатель: Ребята, девочка Маша хочет посмотреть животных жарких стран! А Миша очень хочет посмотреть животных Севера! Куда бы вы посоветовали им сходить?
Дети: В кино, в театр, в зоопарк
Воспитатель: Верно. А кого они там увидят, вы сейчас узнаете, разгадав загадки”
Он пятнист, высок и строен,
Добродушен и спокоен.
Шею длинную имеет.
Лазать, прыгать не умеет.
Он относиться к копытным.
Любит, чтоб обед был сытным.
У гиганта мирный нрав.
Как зовут его? (Жираф)
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает.
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда....(Пингвин)
У него большая грива:
И - пушиста и - красива!
Какая миленькая киска...
Подходят дети близко,
К ней тянут руки осмелев,
Но, осторожно – это...(Лев)Там где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый (Белый медведь)
Воспитатель: Молодцы. Скажите, пожалуйста, о ком все эти загадки
Дети: О животных
Воспитатель: Молодцы! Ребята, животное от слова жив, значит живое существо. Они, так же как и люди едят, растут, болеют и у них рождаются детеныши. А скажите, на какие две группы делятся животные?
Дети: Дикие и домашние
Воспитатель: Хорошо. А сейчас я вам предлагаю рассмотреть две картинки.
(две сюжетные картины: одна с изображением севера, другая - пустыни)
Скажите, что нарисовано на первой, на второй?
Дети: ответы
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру, которая называется “Кто, где живет”
Вам ребята необходимо будет расселить животных по месту их обитания (проводиться игра “Кто, где живет”, на столах лежат картинки с животными Севера и Жарких стран, каждый ребенок берет по картинке, рассматривает, называет животное, где оно живет и ложит картинку с животным к одной из сюжетных картин, т. е к месту его обитания)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. А скажите кто эти животные?
Дети: дикие
Воспитатель: Все эти дикие животные живут далеко отсюда в других странах
Воспитатель: Перед тем, как мы отправимся в зоопарк, послушайте, пожалуйста. Сегодня мы посетим два вольера и увидим разных животных.
Экскурсия по зоопарку (здесь воспитатель вместе с детьми проходит по вольерам, и внимательно рассматривают животных)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а каких животных вы увидели в первом вольере?
Дети: пингвина, медведя....
Воспитатель: А скажите, где обитают эти животные?
Дети: На Севере
Воспитатель: Значит, как они называются?
Дети: Животные Севера
Воспитатель: Хорошо. А каких животных вы выдели во втором вольере?
Дети: жираф, лев...
Воспитатель: А где обитают эти животные?
Дети: В пустыни, сахаре
Воспитатель: Ребята, а в пустыни, какой климат?
Дети: Там жарко, жаркий климат
Воспитатель: Значит, как их можно назвать?
Дети: Животные Жарких стран
Воспитатель: Умницы! А кто из вас был самым внимательным и что-то интересное заметил?
Дети: таблички
Воспитатель: Здорово! На клетках висят таблички, а чтобы вам не запутаться, мы рассмотрим их по порядку. Как вы думаете, что означает первая табличка?
Дети: Не подходить близко к клеткам...
Воспитатель: Конечно, ребята. А как вы думаете почему?
Дети: ответы
Воспитатель: Клетка – это дом дикого животного и он этот дом охраняет. Поэтому в целях безопасности нельзя близко подходить к клеткам и тянуть туда руки. Это очень важное правило, давайте его запомним. Хорошо?
Дети: хорошо
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами рассмотрим следующую табличку. Кто догадался, что она означает?
Дети: Шуметь в зоопарке запрещено
Воспитатель: Молодцы, шуметь в зоопарке нельзя. А почему, как вы думаете?
Дети: ответы
Воспитатель: Верно, ребята. В зоопарке всегда много народу, а животные на воле очень осторожные и привыкли к тишине. Поэтому если мы будем кричать в зоопарке, мы очень сильно растревожим, напугаем животных. И от этого они могут заболеть. Вы со мной согласны?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, у нас есть еще одна последняя табличка, кто был внимателен и догадался, что она означает?
Дети: Животных кормить запрещено!
Воспитатель: Молодцы! А как считаете, почему посетителям в зоопарке нельзя кормить животных?
Дети: ответы
Воспитатель: Совершенно верно. Представьте, что вам целый день будут давать конфеты, печенье, хлеб, бананы, и многое другое. Что будет с вами к концу дня?
Дети: заболят животы, зубы...
Воспитатель: Верно, заболят животы и зубы. Вот и животные на воле не едят целый день, кроме того, многие люди не знают, что можно или нельзя есть тому или иному животному и бросают в клетки разные продукты. Животные от этого очень болеют и могут даже погибнуть. Вы со мной согласны?
Дети: да
Воспитатель: Хорошо. А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Кто, чем питается”
Игра “Кто, чем питается”
Воспитатель: Вы все молодцы, справились с заданием. Ребята, а вы знаете, что животному в пищу добавляют витамины. А как вы думаете зачем?
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы! Чтобы животное было здоровым, сильным и не поддавался болезням, ему необходимо получать витамины. Они охраняют его организм от злых микробов. Ребята, а что еще необходимо делать, чтобы укрепить здоровье животного?
(Если ответы не последуют необходимо задать наводящий вопрос о том, как человек укрепляет свое здоровье?)
Дети: делать прививки, гулять, правильно питаться, закаляться...
Воспитатель: Верно, ребята, все это необходимо чтобы укрепить здоровье животного. А сейчас я хочу вам рассказать, как заботятся о здоровье слона.
Рассказ “Слон и его здоровье”
Слон – это крупное наземное животное. Однако, не смотря на это, слон очень подвижен. Он прекрасно бегает и не боится плавать даже на глубине. Слон обливает себя водой и обсыпает себя пылью, так он ухаживают за своей кожей, покрывая ее защитным слоем. Служащие зоопарка, чтобы укрепить здоровье слона закаляют его, устраивают ему грязевые ванны, поливают слона из шланга, делают ему прививки, соблюдают режим питания, устраивают регулярные прогулки и тренировки. Слон отличный спортсмен, он любит играть в мяч и даже когда не сильно холодно в снежки. В благодарность за заботу о его здоровье, дрессированный слон может сделать слоновий массаж.
Воспитатель: Вот такое замечательное животное слон, которого надо беречь. А про то, как заботятся о здоровье других животных, это будет ваше домашнее задание. Я думаю, что от вас я тоже узнаю много интересного. Договорились?
Дети: да
Воспитатель: На этом наша экскурсия закончена. Ребята, скажите, где мы сегодня с вами были? Кого видели в зоопарке? Назовите их? Где эти животные обитают?
Дети: ответы
Воспитатель: Замечательно. А сейчас я вам предлагаю сделать гимнастику “Звееробика”.
Сидела кошка на окошке и стала лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко, ее движения можем повторить
1-2-3 ну - ка повтори
1-2-3 ну - ка повтори
3-4-5 повтори опять
3-4-5 повтори опять
Змея ползет лесной тропою, как лента по земле скользит
А мы движения такое, рукою можем повторить
1-2-3 ну – ка повтори
1-2-3 ну - ка повтори
3-4-5 повтори опять
3-4-5 повтори опять
Весь день стоит в болоте цапля и ловит клювом лягушат
Не трудно так стоять ни капли для нас для тренированных ребят
1-2-3 ну - ка повтори
1-2-3 ну - ка повтори
3-4-5 повтори опять
3-4-5 повтори опять
Мартышка к нам спустилась с ветки.
Мартышкам надо подражать,
Ведь обезьяны наши предки, а предков надо уважать
1-2-3 ну - ка повтори
1-2-3 ну - ка повтори
3-4-5 повтори опять
3-4-5 повтори опять