Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Народный фольклор: прибаутки, поговорки, считалки"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (528 кБ)


Цель: Продолжить знакомство учащихся с произведениями устного народного творчества, познакомить с понятием “фольклор”; продолжить работу над формированием навыка переработки информации при работе с текстом; развивать речь, интонационное произношение, артистизм; воспитывать любовь к родному языку и народной мудрости, учить видеть богатство и красоту русского языка, развивать эстетическое чувство прекрасного.

Формировать УУД:

личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе,
  • ориентироваться на понимание причин успехов в учебе,
  • проявлять интерес к новому учебному материалу,
  • развивать способность к самооценке;

регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, в речи, в уме;

познавательные:

  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме,
  • владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты,
  • выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • строить рассуждения об объекте, обобщать;

коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения,
  • учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу,
  • контролировать действия партнёра,
  • использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Оборудование:

1. Тетрадь на печатной основе по чтению “Я читаю!”.

2. “Волшебный цветок” (демонстрационный материал).

3. Карточки с определением понятий жанров УНТ.

4. Карточки с текстами жанров УНТ.

5.Презентация к уроку.

6. Жетоны для рефлексии.

7. Фонограмма русских частушек.

Ход урока

I. Орг.момент (Слайд 1).

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Повторение изученного.

Артикуляционная гимнастика, речевая зарядка ( потешки).

- Как вы думаете, что мы сейчас произносили? Кто сочинил их?

- Что такое потешки? (Потешки – это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы).

- К каким произведениям они относятся? Кто их сочинил? (устному народному творчеству).

– Какова тема урока? (слайд 2)

– Как вы понимаете эти три ключевых слова?

- Что значит устное? ( Произведения передавались из уст в уста).

- Что значит народное? ( Это значит, что сочинял не один какой - то человек, а народ).

- Что такое творчество?( Создавать, делать, сочинять, придумывать).

III. Целеполагание.

Учитель читает стихотворение:

“Волшебный цветок”

- Зимний лес стоит печальный
Он под снегом прячет тайны.
Подо льдом река молчит
Птичья песня не звучит.
На дворе трещит мороз.
Люди в шубы прячут нос.
Ветер, вьюга, холодок.
А у нас расцвёл ... цветок!
Не простой цветок - волшебный.

- А что написано в центре цветка? (У.Н.Т.)

- Кто догадался, что означают эти буквы? (устное народное творчество).

– Какие жанры У.Н.Т. вы знаете? (Дети перечисляют.)

Слайд 3.

*колыбельные песни,
*пестушки, потешки, небылицы;
*загадки,
*пословицы, поговорки
*считалки
*скороговорки,
*частушки, страшилки
*заклички, прибаутки

- Кто догадался, с какими жанрами УНТ мы будем работать сегодня на уроке? (поговорки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки).

- А вы знаете почему их так называют?(Мнения учащихся)

- А вы знаете, что означают эти жанры? Хотите узнать?

- Каким другим словом называют У.Н.Т?

- Что же вы должны узнать сегодня на уроке? (Узнать, каким словом называют устное народное творчество; что означают и какими бывают прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, частушки. )

- А работать мы будем сегодня в группах. Давайте знакомиться. Командиры выберите названия своих команд (жеребьёвка): - “Поговоркино”, “Прибауткино”, “Скороговоркино”, “Частушкино”, “Считалкино”.

- Повторим правила работы в группе (слайд 4).

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.

Правила нашего урока.

Каждая группа имеет сигнал. Если вам нужна помощь учителя, капитан группы поднимает красный сигнал.

Готовность группы вы показываете “домиком”.

Если я поднимаю зелёный сигнал, обсуждения в группах прекращается и все группы слушают ответы.

- Выполняя каждое задание, волшебный цветок будет открывать лепесток с буквой. Так мы разгадаем с вами слово, которым называют УНТ.

IV. Работа над темой урока.

Задание 1. Найдите на столах карточки, где даётся определение жанрам, которые мы будем сегодня изучать?

- Вам нужно к каждому жанру найти его определение .

(Что означает каждый жанр? Проверка по слайдам)

Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Они предлагают детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове - ...прибаутки (слайд 6, 7).

Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре - это ...считалки (слайд 8, 9).

Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить.

Нужна для развития артикуляции речи – это ... скороговорка (слайд 10, 11).

Является образным выражением, в котором есть отношение к чему-либо или особенности характера человека, но нет вывода - это ...поговорка (слайд 12, 13).

Один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Её можно услышать повсюду – это ... частушка (слайд 14, 15).

Физминутка для глаз.

Задание 2. Пользуясь определением “прибаутка” найдите её среди других карточек. Прочтите её и подготовьтесь к её инсценировке.

Инсценировка прибауток (синий цвет)

Прибаутка 1. Стук в дверь.

1. - Кого ещё нелёгкая принесла?

2. - Можно хозяин?

1. -Гость не кость, за дверь не выкинешь. Заходи!

2. - Да я не один!

1. - Вдвоём заходите! - Эй, Федул, чего не идёшь?

2. - Да медведя поймал!

1.- Да веди его сюда!

2.- Да он не идёт!

1.- Так сам иди!

2.- Да он меня не пускает!

1.- Бегу! Бегу! Помогу!

- Опять ты, Федул, меня разыграл.

- Опять твои прибаутки.

Прибаутка 2.

1. - Заходи, гостем будешь!

2.- Что делаешь?

1.- Ничего! - Зачем пришёл?

2.- Тебе помогать.

1. Федул! А ты чего губы надул?

2.Да, кафтан порвал!

1. Да, зашить же можно!

2. Да иглы нет!

1.А велика ли дыра?

2.Да, один только ворот остался.

1.- Хорошо постарался, без кафтана остался. Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.

Прибаутка 3. Стук в дверь.

1. - Кого ещё нелёгкая принесла? Заходи!

2.- Сосед! Дай молотка гвоздь забить.

1.- Не дам!

2.- Жадный ты! Придётся свои забивать.

Прибаутка 4. Стук в дверь.

1.- Кого ёщё нелёгкая принесла? Заходи!

2.- Ты видел моего телёнка?

1.- Рыжего?

2.- Да, рыжего!

1.- С белым пятном нам лбу?

2.- Да!

1.- И с колокольчиком на шее?

2.- Да! Верно!

1- Нет! Не видел!

Прибаутка 5.

1.- Сынок, иди за водой на речку!

2.- Живот болит!

1.- Иди кашу есть!

2.- Раз мать велит, надо идти!

Задание 3. Считалки (красного цвета).

Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами, реками, красивы и необычны её слова, праздники, песни ,игры.

С давних времён  мальчишки и девочки любили  играть ,а чтобы не ссорились, умели считалки говорить да и сами сочиняли их.  

Найдите считалки на своих столах и подготовьтесь дружно ее прочитать . 

(Учащиеся проговаривают считалки всей командой, а капитан считает другие команды, чтобы выбрать следующую ведущую команду)

Считалка 1.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы-
Ты пойди-ка поводи.

Считалка 2.

Шла кукушка мимо леса
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву “с”.

Считалка 3.

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.

Считалка 4.

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!

Считалка 5.

Мы собрались во дворе,
Дело было в сентябре.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы решили поиграть.
Сколько будет два плюс три?
Если знаешь, то води!

Задание 4. – Поиграем в скороговорки (зелёный цвет).

- Найдите на столах скороговорки.

Для этой игры нам нужна будет считалка, для выбора того, кто из группы будет участвовать. С помощью считалки выберите участника для скороговорки. Он будет выполнять роль учителя, а все ребята будут за ним повторять.

А) Летели лебеди с лебедятами.

Б) У ёлки иголки колки.

В) Проворонила ворона воронёнка.

Г) Шапка да шубка – вот весь Мишутка.

Д) Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Физминутка (двигательная).

Задание 5. Работа над поговорками (жёлтый цвет).

- Часто в жизни мы встречаемся с поговорками. Найдите на столе разобранную поговорку.

Игра “Собери поговорку и объясни её смысл”

Даны отдельные слова на карточках, надо собрать поговорку, повесить на доске и объяснить ее значение.

А)  время, час, делу, а, потехе.  (“Делу - время, а потехе- час.”

Б) на, наступил, ухо, медведь (“Медведь на ухо наступил”).

В) в добре, человек, добрый, век, проживёт (Добрый человек в добре проживёт век)

Г) хорошо, а дома, в гостях, лучше (В гостях хорошо, а дома лучше)

Д) пятниц, семь, на неделе (Семь пятниц на неделе)

Задание 6. Частушка (оранжевый цвет)– один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.

- Найдите на вашем столе частушку. Прочитайте её самостоятельно. Заранее подготовленные девочки в платочках поют частушки.

У доски выступает 1 представитель от каждой команды.

(Исполнение частушек.)

1.

Эй, девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.

2.

Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

3. 

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.

4.

По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

5. 

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги
Оглянулася назад;
Сапоги мои лежат.

6.

Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

IV. Проверка знаний.

- Ребята, вы убедились насколько многообразно и неповторимо устное народное творчество. Вы многое узнали и многому научились. Попробуйте справиться с последним заданием. Вам помогут ваши знания. Если вы ответите на все вопросы, то для вас откроет последние лепестки волшебный цветок.

Работа по тетради на печатной основе “Я читаю!” (с.24-25)

Вам нужно прочесть каждое стихотворение и определить жанр устного народного творчества. (Проверка работы групп по цепочке). Взаимооценка групп.

V. Итог урока.

- Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки и мы можем узнать каким словом называют устно народное творчество. Это слово – фольклор - в переводе с английского обозначает folk - народ, Lore - мудрость. Фольклор – народная мудрость (слайд 16)

- Мир фольклора - это мир, каким он должен быть по народным представлениям - справедливым и прекрасным, как этот цветок.

Ум, доброту, трудолюбие, вежливость люди во все времена уважали. А глупость, лень, хвастливость, зло всегда высмеивали.

Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания.

И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми красивыми узорами.

VI. Рефлексия.

- Что вы хотели узнать на уроке?

– Что нам удалось узнать?

- Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке?

- Волшебный цветок вам дарит маленькие волшебные цветочки. В серединке цветка нарисуйте личико (слайд 17):

  • личико с улыбкой – я отлично поработал на уроке, могу помочь другому;
  • серьезное личико – работал хорошо, но не совсем активно;
  • грустное личико – мало работал на уроке, нужно ещё стараться.

Д\з: подберите дома все жанры У.Н.Т., о которых узнали на уроке или сочините свои.

Литература.

1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2011 г.

2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю!   Тетрадь 3ч. к Азбуке. - Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2011 г.