Цель:
- познакомить учащихся с творчеством норвежского композитора Э.Грига и с музыкой к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”;
- развивать у учащихся чувства прекрасного.
Методы:
- использование ИКТ (презентация)
- слушание музыки
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Предварительная работа: разучивание сценок с детьми.
Ход занятия
Учитель: Сегодня я приглашаю вас в прошлый век, в Норвегию. Там жил замечательный, добрый человек и звали его Эдвард Григ. (Слайд №1)
Родился Эдвард Григ 1843 году в семье шотландского купца.
Отец – Александр Григ занимал пост британского консула, мать – Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин. (Слайд №2).
Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. (Слайд №3)
В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. (Слайд №4)
Инсценировка детьми отрывка из книги А. Мара “Кобольты живут в Норвегии” или отрывок читает учитель с показом слайдов.
Автор: Дождь. Опять этот надоедливый дождь...(появляется мальчик Эдвард)
С ранцем за спиной, держа над головой большой зонт, Эдвард медленно идёт в школу.
Эдвард: Нет, мне совершенно не хочется сидеть сегодня на скучных уроках, где учитель, как всегда, будет заставлять зубрить арифметику и историю.
Автор: Эдвард вздохнул. Что же придумать, чтобы учитель отпустил его домой? Эдвард смотрит по сторонам и вдруг замечает забытый кем-то бумажный кораблик.
Дождик хлещет по нему. Через минуту бумага расползается.
Эдвард: Трам, тарарам, тарарам! Я придумал!
Автор: Эдвард складывает зонтик и подходит к водосточной трубе. Сегодня учитель обязательно отпустит его из школы, и вместо таблицы умножения он сможет весь день заниматься любимой музыкой...
Школьный учитель (удивлённо): ...Григ, что с тобой?
Автор: Сдвинув очки на лоб, он рассматривает Эдварда.
Эдвард, опустив голову, глядит, как с его насквозь промокшей одежды на пол стекают струи, нет, даже не струи, а потоки воды, и молчит.
Школьный учитель (гневно): Потрудитесь пойти домой переодеться!
Автор: И радостный Эдвард спешит домой...
Учитель: Как было принято в состоятельных семьях, детей музыке обучали с самого детства.
В двенадцать лет Эдвард Григ сочинил собственную музыку. Одноклассники дали ему прозвище “Мозак” за то, что он был единственным кто, верно, ответил на вопрос учителя об авторе “Реквиема”. Остальные ученики не знали о Моцарте. На уроках музыки Эдвард был одним из посредственных учеников, несмотря на гениальные способности к музыке.
Инсценировка детьми отрывка из книги А. Мара “Кобольты живут в Норвегии” или отрывок читает учитель с показом слайдов. (Слайд №5)
Автор: Сегодня Эдвард торопится в школу. В его ранце лежит нотная тетрадь, на обложке которой он аккуратно вывел крупными буквами: “Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига. Сочинение номер один”.
Эту весёлую мелодию Эдвард услышал несколько дней назад. Её распевали матросы с неуклюжего немецкого торгового корабля. Эдварду понравилась мелодия, и он, добавив аккомпанемент, записал её.
На первом же уроке, дождавшись, пока учитель, отвернётся, Эдвард толкнул соседа по парте и придвинул к нему нотную тетрадь.
Эдвард: - Йенс, посмотри.
Йенс: - Неужели ты сам сочинил? Неужели сам?
Эдвард: - Конечно сам!
(Незаметно подошёл учитель.)
Школьный учитель: Григ, потрудитесь объяснить, что в этой тетради!
Эдвард: - Ничего, господин учитель. Это...Это...
Школьный учитель: Йенс, что это?
Йенс: - Григ сочинил что-то.
Школьный учитель: Покажи! (Берёт тетрадь). Та-ак! Полюбуйтесь-ка! Ученик Григ сочинил музыку!
Автор: И вдруг школьный учитель схватил Эдварда за волосы так, что у того потемнело в глазах.
Школьный учитель: - В другой раз приноси в школу, как полагается, словарь, а эту ерунду оставляй дома!
Автор: Больше Эдвард никогда не приносил в школу свои сочинения...(Слайд №6)
Учитель: Однажды в семье Григов гостил лучший скрипач Норвегии Оле Булл.
(Слайд № 7) Эдварду было очень жаль, что Оле пришёл к ним без скрипки. Оле попросил Эдварда сыграть. Но мальчик смутившись, отрицательно покачал головой. С трудом Эдвард решился сесть за рояль. Отзвучали последние нотки, Эдвард застыл в ожидании приговора. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле, вдруг стал серьёзным. Он порывисто поднялся, подошёл к Эдварду и ласково сказал, что он немедленно должен поехать в Лейпциг, в консерваторию, и стать настоящим композитором. Таким образом, пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию.(Слайд № 8).
Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Беренга. В 1863 году Григ едет в Копенгаген – центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.
Эдвард приехал к родственникам в Данию. Он играл по просьбе гостей свои пьесы. Когда в комнату вошла Нина. Ему сразу понравились её голубые глаза, пышные волосы, уложенные в скромную прическу. А какой чистый сильный оказался у неё голос. Нина спела несколько песен. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от страсти. (Слайд №9).
Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они поженились в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Христианинию, теперь это город Осло.
Первый год совместной жизни был счастливым, но трудным в материальном отношении. Григу пришлось устроиться дирижёром и преподавать игру на пианино.
В 1968 году у них родилась дочь. Спустя год девочка заболела и умерла. После смерти дочери Нина замкнулась в себе. Однако супруги продолжали совместную концертную деятельность. В Италии талант Грига оценил Ференц Лист. Прослушав незаконченный скрипичный концерт, шестидесятилетний композитор подошёл к Эдварду, сжал его руку и произнёс: “Продолжайте в том же духе, у вас есть все данные. Не дайте себя запугать!”
В 1872 году Григ написал “Сигурда Крестоносца” - первую великую пьесу, после чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но мировая слава утомляла композитора и растерянный, и усталый Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона. (Слайд №10)
В одиночестве Григ написал самое главное сочинение в своей жизни – музыку к драме Генрика Ибсена “Пер Гюнт”. (Слайд № 11)
Инсценировка детьми отрывка из книги А. Мара “Кобольты живут в Норвегии” или отрывок читает учитель с показом слайдов. (Слайд №12)
Автор: Мелодично звякнул колокольчик, и Эдвард открыл дверь. Он увидел почтальона – пожилого человека с густыми рыжими бакенбардами. Почтальон вытащил толстый пакет.
Почтальон: Это вам, господин Григ.
Григ: Что это?
Почтальон: Не знаю, но я всегда чувствую, когда приношу хорошие известия.
Григ: Может быть зайдёте, то погода сегодня такая промёрзлая.
Почтальон: Большое спасибо, но мне ещё нужно поработать.
Автор: Эдвард вскрыл пакет и почувствовал волнение. Пакет был от великого норвежского драматурга Генрика Ибсена. Пьесы его Григ хорошо знал, много раз с наслаждением смотрел в театрах Норвегии и Дании. И вот Ибсен посылает Эдварду новую пьесу, просит сочинить к ней музыку. Называется пьеса “Пер Гюнт”. Григ открывает первую страницу, начинает читать...
Эта история произошла в холодной Норвегии. (Слайд №13)
Там жил молодой парень, единственный сын своих родителей. Красивый и смелый, но не исправимый фантазёр, эгоист и искатель приключений. Он был очень хороший рассказчик. И чтобы он не выдумал, люди ему верили. Он умеет заставить людей перенестись в вымышленный им мир фантазий. Больше всего Перу хотелось властвовать над людьми, быть богатым. Он больше всего заботился только о себе.
Однажды на свадьбе он встретил девушку и полюбил её. Она была так прекрасна, чиста и скромна. Её звали Сольвейг. Девушка полюбила Пера с первого взгляда.
На этой же свадьбе Пера втягивают в драку, и он похищает невесту, в день её свадьбы. Его объявляют вне закона. Пер вынужден бежать из своей деревни. Он прячется от людей в лесной чаше.
Пер встречает Женщину в Зелёном Плаще, дочь Доврского короля – правителя обитающей в лесу нечисти – троллей, кобольдов, леших и ведьм. Она была в зелёном одеянии, и даже волосы и её тело тоже были зелёными. (Слайд №14).
Она предложила ему жениться на ней. Тогда Пер становится владыкой всего подземного мира. Он будет владеть неслыханными богатствами. Перу хочется жениться, но ещё больше хочется побыть настоящим принцем – пусть даже лесным. Пер будет владеть всем богатством только тогда, когда он сам превратиться в этих ужасных, мохнатых, скользких с большими ушами и хвостом, с длиннющими руками и огромными ногтями троллей. Его это не пугала. Тролли могли принимать и облик человека. Такие люди – тролли жестокие, жадные, любящие только себя. Их мог победить только человек с чистым сердцем. И вот всё готово к обряду посвящения Пера в тролли. Они должны будут подрезать ему правый глаз, чтобы он мог видеть как тролли, и в самый последний момент Перу стало страшно, но бросается от троллей, но они его догоняют, на выходе из пещеры тролли набрасываются на Пера. Разрывают его одежду в клочья... (Слайд №15)
“В пещере горного короля” - звучит музыка.
Но в какой-то момент будет удар колокола и всё исчезнет...
Пер спасён. Он очнулся на берегу реки. Наступило утро. Замечательная и суровая природа Норвегии просыпалась. (Слайд №16)
“Утро” - звучит музыка.
В музыки мы слышим, как начинают петь птицы, и будто хлынул поток солнечного света. Наступило утро. Его находят в лесу мать. Озе сообщает сыну, что за похищение Ингрид он теперь объявлен вне закона и может жить только в лесу. Пер строит себе избушку. К нему прибегает Сольвейг, она ушла от строгих, но любимых ею родителей, решив остаться с Пером навсегда.
И нет, чтобы остаться Перу здесь на своей Родине, где его ещё любили. Пер не желая так жить, отправляется в странствия. Но он идёт искать богатства и счастье на чужбине. Путешествуя, Пер накопил много денег, многие не честным путём. Душа его стала мертва, он стал очень похож на жадных троллей. И вот однажды путешествуя по Африке, по пустыне Сахара он встречает дочь африканского короля – Анитру. Красавица Анитра танцует свой танец. Он даже не замечает, как она обирает его до нитки и уезжает на его же коне.
“Танец Анитры” - звучит музыка. (Слайд №17)
Пер остается один: без друзей, которых он последнее время обижал и предавал. Потеряв самое драгоценное - поэтический дар, душа и сердце его очерствели совсем.
Пер всегда думал, что счастье только в деньгах, но он ошибался. Сейчас у него не было и денег. Все отвернулись от него. Лишь одна, преданная ему Сольвейг, невеста, не верила, что его душа очерствела, он по-прежнему ждала его. Седая, ослепшая, так как глаза её вытекли от слёз, всё же надеялась. Любовь и вера помогали ей ждать его 40 лет.
Обезумевшись от своих идей разбогатеть, Пер после долгиё скитаний попадает в сумасшедший дом. Состарившись, Пер отправляется домой. Его не узнают, не принимают. Ведь не было ни одного человека, который мог бы вспомнить, о нем хорошее.
Бредя снова в чаще леса, Пер встречает старика, который забирает души тех людей, жившие только ради себя, для своих благ. Пер умоляет его дать ему последний шанс. Может быть всё таки найдётся хотя бы один человек, который скажет о нем словечко доброе или узнает его. Старик отпускает его.
Пер видит одинокую, покосившую от времени избушку. Он слышит песню, узнает её голос. Это была Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Она узнаёт его, будучи слепой и шепчет слова, которые спасают Пер Гюнта от ада старика – забирателя душ. Он умирает у неё на руках, но умирает как человек.
“Песня Сольвейг” - звучит музыка (Слайд №18)
Песня полна нежности, печали и ожидания.
Немало прекрасных я песен слыхал.
По странам далёким блуждая,
Но в сердце один лишь напев я храню,
То Севере песня родная. (Слайд №19)
Эдварда Грига по-праву считают в Норвегии народным композитором. Он любил свою страну и свой народ и эту любовь отображал в любом своём произведении.
4 сентября 1907 года была трагедия всего норвежского народа – умер Э.Григ. Но музыка его осталась и приносит нам огромную радость. (Слайд №20)