Цель: различать на слух и в произношении звуки [Ш] – [Ж[.
Задачи.
Образовательные:
- Учить детей дифференцировать звуки [Ш] – [Ж] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
- Учить детей сравнивать характеристику звуков.
- Учить определять наличие или отсутствие, место звуков [Ш] – [Ж]в словах.
- Учить подбирать описательные прилагательные.
- Учить грамматически правильно составлять предложения и делить предложение на слова.
- Работать над интонационной выразительностью речи, силой голоса.
Коррекционные:
- Развивать зрительную и слуховую память и восприятие.
- Развивать грамматически правильную речь.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать функции анализа и синтеза предложений.
- Развивать умение составлять слова из 3-5 букв.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
- Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.
Материал к занятию:
- варежки на звуки [Ш] – [Ж]: змейки на [Ш], жуки на [Ж];
- музыка «Полёт шмеля», маски шмеля и жука;
- корзиночка и 6 желудей, картинки;
- иллюстрации для игры «4-й лишний»;
- квадраты и круги для игры «Кодировка»;
- пирожки из обёрточной плёнки;
- конверт с фразами для исправления;
- иллюстрации для скороговорок;
- маски шмеля и жука;
- кроссворды для домашнего задания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите, какие звуки часто в нём встречаются (при этом голосом выделяются звуки [Ш] и [Ж]).
Лежит ёжик у ёлки,
У ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат
Шишки прошлогодние на траве лежат.
(Ответы детей.)
2. Сообщение темы занятия.
- Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Ш-Ж.
3. Характеристика звуков.
- Что вы можете сказать об этих звуках?
(Ответы детей.)
[Ш] – звук согласный, глухой, всегда твёрдый.
[Ж] – звук согласный, звонкий, всегда твёрдый.
4. Сюрпризный момент.
(Звучит музыка «Полёт шмеля», влетает шмель.)
- Привет, друзья! Вы меня узнали?
- Я шмель. Я прилетел к вам за помощью. Уже весна, тепло, а мой друг жук всё спит. Помогите мне его разбудить.
(Ответы детей.)
- Тогда нам пора в путь-дорогу. Главное не ошибаться! Не путать звуки [Ш]-[Ж]. Нужно правильно выполнять задания, в конце собрать букву [Ж] из желудей – и мой друг жук проснётся. Согласны?
- Пойдёмте по тропиночке, а стрелочки помогут нам дойти до домика жука.
- За каждое задание мы получим по 1 жёлудю.
5. Дифференциация изолированных звуков, слогов.
Игры с варежками – змея и жук (рисунок 1).
Рисунок 1
- Ребята, я буду произносить попеременно звуки [Ш]-[Ж], а вы должны выполнять движения руками: [Ш] – змея ползёт, [Ж] – Божья коровка летит.
Игра «Наоборот».
- Я буду говорить ША, а вы произносить ЖА и показывать движение жуком. И наоборот.
- Какие молодцы! У вас всё отлично получилось. Возьмите 1-й жёлудь.
6. Выделение звуков в предложении. Игра «Кодировка».
- Я предлагаю написать письмо жуку c помощью квадратов и треугольников. Я буду читать письмо, а вы если услышите звук [Ш] – кладёте треугольник, если услышите звук [Ж] – квадрат.
Логопед читает письмо, дети выделяют звуки [Ш] – [Ж] и выкладывают полоску из квадратов и треугольников.
- Уважаемый жук! Мы – дети подготовительной к школе группы. Нас шесть человек. Мы хотим тебе помочь. Мы уже в пути. Жди нас.
Дети выкладывают: квадрат, квадрат, треугольник, треугольник, квадрат, квадрат.
- Давайте проверим, что у вас получилось (рисунок 2). (Ж-Ж-Ш-Ш-Ж-Ж.)
Рисунок 2
- Все правильно написали письмо, вот вам 2-й жёлудь.
7. Работа по развитию фонематического слуха.
Логическая игра «4-й лишний».
- Перед вами 4 картинки, в названии которых есть звуки [Ш] или [Ж]. Вы должны определить, какая картинка здесь лишняя по звучанию (рисунки 3, 4, 5).
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Детям предлагаются следующие картинки: джинсы, пиджак, жилет, шорты. (Лишняя шорты – [Ш], в остальных [Ж].)
- Шуба, шапка, жилет, шарф, жираф, ужи, жук, кошка.
- За правильные ответы получите 3-й жёлудь.
8. Работа по развитию словаря, фонематического слуха и грамматического строя.
Игра с раздаточными картинками «Назови, опиши, составь».
Детям предлагается 12 картинок, в названии которых есть звуки Ш и Ж..
- Ребята, вы должны взять картинку и назвать, что на ней изображено. Если это змея – произнести звук Ш. Если это жук – произнести Ж. В названии остальных определить место положения звуков Ш или Ж.
- А сейчас подберите определения к этим словам и составьте с ними предложения. 1 предложение делим на слова, при этом рвём полоску бумаги на отдельные части-слова.
9. Физкультурная минутка: игра «Пирожок».
- Давайте устроим минутку отдыха. Я предлагаю вам напечь пирожки.
Логоритмическая игра «Пирожок».
Защипывание пирожков из защитной плёнки. Дети, придерживая пирожок из защитной плёнки, защипывают края пирожка правой, потом левой рукой и проговаривают слова:
Мы печём пшеничные пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Пёс лохматый со двора.
Тесто замесили мы, сахар не забыли мы. (Снова защипывают пирожки.)
Вот они отличные пироги пшеничные. (Показывают друг другу и гостям.)
10. Работа по развитию словаря и логического мышления.
Игра «Исправь фразу».
- У меня в конверте лежит письмо, такое впечатление, что его написал Незнайка. Мы должны исправить фразы.
Детям предлагаются следующие фразы:
- Уборщица шьёт головные уборы.
- Машинист чинит машины.
- Пожарный обжаривает продукты.
- Журналист продаёт журналы.
Дети исправляют, кладут в корзинку следующий жёлудь.
11. Игра «Скажи скороговорку».
Детям предлагается произносить скороговорки тихо-громко, тонким голосом, грубым голосом (рисунок 6, 7).
Рисунок 6
Рисунок 7
Бросил палку кверху мишка,
Падай в лапы с ёлки шишка.
Шишка-хлоп по голове,
Стало шишек сразу две.Жук и жаба дружно живут,
Дружно живут,
Баклажаны жуют.
- Вы умеете чётко проговаривать скороговорки, вот вам следующий жёлудь.
12. Выкладывание буквы из желудей.
Дети выкладывают букву из желудей и читают стихотворение о букве Ж.
Эта буква широка и похожа на жука,
И при этом словно жук издаёт жужжащий звук: Ж-Ж-Ж.
13. Появление жука.
Жук-ребёнок вылетает, кружится вокруг ребят.
- Я жук, я жук я здесь живу
жужжу, жужжу, жужжу, жужжу.
Гляжу, лежу и не тужу.
Всю жизнь жужжу: «ж-ж-ж».
- Спасибо вам, ребята, что разбудили меня.
Пришла весна, уже тепло, пора летать, радоваться и жужжать: «ж-ж-ж!».
14. Составление слова из предложенных букв. Игра «Отгадай слово».
Жук: Вы должны отгадать, что помогает всем в трудную минуту.
Жук раздаёт детям картинки с буквами и они все вместе собирают слово-дружба.
- Правильно, всем помогает дружба.
15. Итог занятия, поощрение.
- Мне понравилось с вами играть. Молодцы! Вы так много знаете и умеете. Поэтому я хочу предложить вам задание посложнее.
- Вот вам кроссворды на звуки Ш-Ж, будем все вместе, дружно разгадывать их в группе (рисунок 8).
Рисунок 8