Подгрупповое занятие по теме "Дифференциация звуков [ш]–[ж] в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: различать на слух и в произношении звуки [Ш] – [Ж[.

Задачи.

Образовательные:

  1. Учить детей дифференцировать звуки [Ш] – [Ж] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  2. Учить детей сравнивать характеристику звуков.
  3. Учить определять наличие или отсутствие, место звуков [Ш] – [Ж]в словах.
  4. Учить подбирать описательные прилагательные.
  5. Учить грамматически правильно составлять предложения и делить предложение на слова.
  6. Работать над интонационной выразительностью речи, силой голоса.

Коррекционные:

  1. Развивать зрительную и слуховую память и восприятие.
  2. Развивать грамматически правильную речь.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать функции анализа и синтеза предложений.
  5. Развивать умение составлять слова из 3-5 букв.
  6. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
  2. Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Материал к занятию:

  • варежки на звуки [Ш] – [Ж]: змейки на [Ш], жуки на [Ж];
  • музыка «Полёт шмеля», маски шмеля и жука;
  • корзиночка и 6 желудей, картинки;
  • иллюстрации для игры «4-й лишний»;
  • квадраты и круги для игры «Кодировка»;
  • пирожки из обёрточной плёнки;
  • конверт с фразами для исправления;
  • иллюстрации для скороговорок;
  • маски шмеля и жука;
  • кроссворды для домашнего задания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите, какие звуки часто в нём встречаются (при этом голосом выделяются звуки [Ш] и [Ж]).

Лежит ёжик у ёлки,
У ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат
Шишки прошлогодние на траве лежат.

(Ответы детей.)

2. Сообщение темы занятия.

- Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Ш-Ж.

3. Характеристика звуков.

- Что вы можете сказать об этих звуках?

(Ответы детей.)

[Ш] – звук согласный, глухой, всегда твёрдый.

[Ж] – звук согласный, звонкий, всегда твёрдый.

4. Сюрпризный момент.

(Звучит музыка «Полёт шмеля», влетает шмель.)

- Привет, друзья! Вы меня узнали?

- Я шмель. Я прилетел к вам за помощью. Уже весна, тепло, а мой друг жук всё спит. Помогите мне его разбудить.

(Ответы детей.)

- Тогда нам пора в путь-дорогу. Главное не ошибаться! Не путать звуки [Ш]-[Ж]. Нужно правильно выполнять задания, в конце собрать букву [Ж] из желудей – и мой друг жук проснётся. Согласны?

- Пойдёмте по тропиночке, а стрелочки помогут нам дойти до домика жука.

- За каждое задание мы получим по 1 жёлудю.

5. Дифференциация изолированных звуков, слогов.

Игры с варежками – змея и жук (рисунок 1).

Рисунок 1

- Ребята, я буду произносить попеременно звуки [Ш]-[Ж], а вы должны выполнять движения руками: [Ш] – змея ползёт, [Ж] – Божья коровка летит.

Игра «Наоборот».

- Я буду говорить ША, а вы произносить ЖА и показывать движение жуком. И наоборот.

- Какие молодцы! У вас всё отлично получилось. Возьмите 1-й жёлудь.

6. Выделение звуков в предложении. Игра «Кодировка».

- Я предлагаю написать письмо жуку c помощью квадратов и треугольников. Я буду читать письмо, а вы если услышите звук [Ш] – кладёте треугольник, если услышите звук [Ж] – квадрат.

Логопед читает письмо, дети выделяют звуки [Ш] – [Ж] и выкладывают полоску из квадратов и треугольников.

- Уважаемый жук! Мы – дети подготовительной к школе группы. Нас шесть человек. Мы хотим тебе помочь. Мы уже в пути. Жди нас.

Дети выкладывают: квадрат, квадрат, треугольник, треугольник, квадрат, квадрат.

- Давайте проверим, что у вас получилось (рисунок 2). (Ж-Ж-Ш-Ш-Ж-Ж.)

Рисунок 2

- Все правильно написали письмо, вот вам 2-й жёлудь.

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Логическая игра «4-й лишний».

- Перед вами 4 картинки, в названии которых есть звуки [Ш] или [Ж]. Вы должны определить, какая картинка здесь лишняя по звучанию (рисунки 3, 4, 5).

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Детям предлагаются следующие картинки: джинсы, пиджак, жилет, шорты. (Лишняя шорты – [Ш], в остальных [Ж].)

  • Шуба, шапка, жилет, шарф, жираф, ужи, жук, кошка.

- За правильные ответы получите 3-й жёлудь.

8. Работа по развитию словаря, фонематического слуха и грамматического строя.

Игра с раздаточными картинками «Назови, опиши, составь».

Детям предлагается 12 картинок, в названии которых есть звуки Ш и Ж..

- Ребята, вы должны взять картинку и назвать, что на ней изображено. Если это змея – произнести звук Ш. Если это жук – произнести Ж. В названии остальных определить место положения звуков Ш или Ж.

- А сейчас подберите определения к этим словам и составьте с ними предложения. 1 предложение делим на слова, при этом рвём полоску бумаги на отдельные части-слова.

9. Физкультурная минутка: игра «Пирожок».

- Давайте устроим минутку отдыха. Я предлагаю вам напечь пирожки.

Логоритмическая игра «Пирожок».

Защипывание пирожков из защитной плёнки. Дети, придерживая пирожок из защитной плёнки, защипывают края пирожка правой, потом левой рукой и проговаривают слова:

Мы печём пшеничные пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Пёс лохматый со двора.
Тесто замесили мы, сахар не забыли мы. (Снова защипывают пирожки.)
Вот они отличные пироги пшеничные. (Показывают друг другу и гостям.)

10. Работа по развитию словаря и логического мышления.

Игра «Исправь фразу».

- У меня в конверте лежит письмо, такое впечатление, что его написал Незнайка. Мы должны исправить фразы.

Детям предлагаются следующие фразы:

  • Уборщица шьёт головные уборы.
  • Машинист чинит машины.
  • Пожарный обжаривает продукты.
  • Журналист продаёт журналы.

Дети исправляют, кладут в корзинку следующий жёлудь.

11. Игра «Скажи скороговорку».

Детям предлагается произносить скороговорки тихо-громко, тонким голосом, грубым голосом (рисунок 6, 7).

Рисунок 6

Рисунок 7

Бросил палку кверху мишка,
Падай в лапы с ёлки шишка.
Шишка-хлоп по голове,
Стало шишек сразу две.

Жук и жаба дружно живут,
Дружно живут,
Баклажаны жуют.

- Вы умеете чётко проговаривать скороговорки, вот вам следующий жёлудь.

12. Выкладывание буквы из желудей.

Дети выкладывают букву из желудей и читают стихотворение о букве Ж.

Эта буква широка и похожа на жука,
И при этом словно жук издаёт жужжащий звук: Ж-Ж-Ж.

13. Появление жука.

Жук-ребёнок вылетает, кружится вокруг ребят.

- Я жук, я жук я здесь живу
жужжу, жужжу, жужжу, жужжу.
Гляжу, лежу и не тужу.
Всю жизнь жужжу: «ж-ж-ж».

- Спасибо вам, ребята, что разбудили меня.

Пришла весна, уже тепло, пора летать, радоваться и жужжать: «ж-ж-ж!».

14. Составление слова из предложенных букв. Игра «Отгадай слово».

Жук: Вы должны отгадать, что помогает всем в трудную минуту.

Жук раздаёт детям картинки с буквами и они все вместе собирают слово-дружба.

- Правильно, всем помогает дружба.

15. Итог занятия, поощрение.

- Мне понравилось с вами играть. Молодцы! Вы так много знаете и умеете. Поэтому я хочу предложить вам задание посложнее.

- Вот вам кроссворды на звуки Ш-Ж, будем все вместе, дружно разгадывать их в группе (рисунок 8).

Рисунок 8