Экологический турнир "Чудо всюду". 8-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8


Экологический турнир проводится в рамках декады естественных наук.

Цель: Развивать интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла: химии, географии, биологии; сформировать навыки работы в команде, воспитывать у ребят культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.

Турнир состоит их трех этапов: “Литосфера”, “Атмосфера”, “Гидросфера”. Каждый этап – из трех туров: химия, география, биология. В каждом туре по 5 вопросов.

I этап. “Литосфера”.

Вступительное слово учителя.

Мне вчера хотелось чуда. Я искал его повсюду.
Шарил в темном коридоре, через щель смотрел в заборе,
Раз пятнадцать обежал вдоль и поперек квартал,
Запыхался и устал. Чуда не нашел нигде.
Просто так присел к воде. Чуда я уже не ждал.
Было тихо – пруд дремал. Вниз спускался Солнца круг…
Рыбина взлетела вдруг над волной из глубины,
Выгнувшись как серп Луны… Вот так Чудо!

1. Химия минералов. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1. Этот минерал твердый, тугоплавкий. В земной коре его массовая доля 90%. Первым оружием и орудием труда древнего человека был материал, состоящий из него. Из него изготавливают цемент, стекло, керамику, хрусталь. Агат, оникс, опал – это все его разновидности.

Вопрос № 2.

Героя нашего встречаете везде вы.
Он разный даже в состоянии чистом.
Он – бриллиант на пальце королевы
Он – сажа на щеках у трубочиста.
Алмаз – король, металлы резать может;
Графит – писать и смазывать как масло
И нашу жизнь, когда мороз тревожит,
Горящий уголь сделает прекрасной.
Какой элемент образует эти минералы?

Вопрос № 3. Эта горная порода состоит из трех минералов. Ее используют как отделочный материал при строительстве зданий. Одна из станций метро нашего города отделана этим камнем.

Вопрос № 4. Эта жидкость идет на производство бензина. Она залегает глубоко в недрах Земли и на дне океана. Ее называют “Черное золото”.

Вопрос № 5. Этот минерал по праву можно назвать “школьный”. Широко используется в строительстве другая его разновидность. Коралл, жемчуг – тоже разновидность этого минерала.

2. География. Твердь земная…(Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1. На Камчатке расположен высочайший вулкан Евразии. (Его высота 4822 м.). Камчадалы считают его жилищем умерших и рассказывают, что он извергается, "когда мертвые топят свои юрты". Китов умершие ловят в море, находящемся под землей; жир используют для освещения, а кости вместо дров. По древним поверьям, эта гора – также жилище духов-гомулов. Духи варят в горе китов, которых промышляют ночью. Некоторые приносят домой по пять и десять китов, надев по одному на каждый палец. В доказательство приводятся китовые кости, которые якобы можно найти во множестве на огнедышащих горах. Назовите этот вулкан.

Вопрос № 2. Какие формы рельефа представлены на фотографии? В результате каких процессов образуются данные формы рельефа?

Вопрос № 3. В России есть уникальный объект природы. Образовался он в результате расхождения двух литосферных плит – Сибирской и Китайской. С каждым годом плиты “уплывают” друг от друга на 0,2 см. Возраст этого объекта – порядка 35 миллионов лет.

Вопрос № 4. Эти молодые, высочайшие горы России воспел в своих стихах М. Ю. Лермонтов:

“Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я…”.

Вопрос № 5.

Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром в копях камень изумрудный
Зеленым глазом смотрит в темноту.
Хребет запутает тропою лосей,
Черникой спелой потчевать начнет,
Блеснет меж сосен речкой Сосьвой,
До светлой тучки ледником достанет,
В озера глянет, в стих войдет таким.
Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским.
С.Щипачев.

Назовите этот географический объект.

3. Биология. Арена жизни. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1. Как называется самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.

Вопрос № 2. Почему белые грибы часто можно найти в дубовом лесу?

Вопрос № 3. Если на одном и том же поле сажать высевать только одну культуру несколько лет подряд, как это может повлиять на урожай?

Вопрос № 4. В тропиках встречаются деревья, корни которых растут вверх и выходят на поверхность Земли, как забитые колья. С чем это связано?

Вопрос № 5. В жаркую сухую погоду почву в огороде или в поле рыхлят. Для чего?

II этап. “Атмосфера”. Вступительное слово учителя.

1. Химия атмосферы. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1.

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для нас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает так же водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ
Его назвали бы и дети.
Конечно – это …

Вопрос № 2.

О нем известно во всех странах света.
И помнить нам об этом есть резон.
От злых влияний ультрафиолета
Нас защищает на верху…

Вопрос № 3. Это вещество газ, занимает 5 место во вселенной по распространенности. В жидком виде его применяют как хладагент в холодильниках. Свои названием “безжизненный” он обязан Антуану Лавуазье. В атмосферном воздухе его 77,9%.

Назовите этот газ.

Вопрос № 4. Это газообразное вещество явилось причиной гибели экипажа парусника “Мальборо” в 1890г. Корабль не получил никаких повреждений, но потеряв управление, блуждал в океане. Этот газ, встречается в составе вулканического газа, он является причиной массовых выбросов китов на сушу. Его содержание в атмосферном воздухе – эталон для сравнения атмосферы городов, и степени ядовитости выхлопных газов автомашин. При попадании его в организм наступает кислородное голодание мозга, что приводит к летальному исходу.

Вопрос № 5. Записать уравнения реакций горения из вопроса №1. (За каждое уравнение 2 балла: 1 – составление продуктов реакции, 1 – расставление коэффициентов.)

2. География. Воздушный океан. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1. Это атмосферное явление связано с активностью нашего Солнца. На нем регулярно происходят корональные выбросы. Явление это возникает вследствие бомбардировки верхних слоев атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем. Выброшенные частицы, проносясь мимо Земли, вызывают множество захватывающих атмосферных явлений, наблюдаемых близ полюсов нашей планеты. Как называется это атмосферное явление?

Вопрос № 2. Соотнесите вид облаков с их названием. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 3. Один путешественник писал: “Мы двигались по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, и туча закрыла солнце. Мой спутник радостно закричал: “Наконец-то дождь!” Но проводник покачал головой. Вскоре мы услышали шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на Землю. Все недоумевали. Где это могло произойти и почему?” (2 балла.)

Вопрос № 4.

Какие удобства сюда сведены,
Какие запросы людей учтены!
Им дня не хватает: “Пожалуйста, – на!
2 тыщи часов непрерывного дня!”
Им ночь коротка, сокрушаешься ты.
“Извольте – 2 тыщи часов темноты!”

О каких природных явлениях идет речь. Назовите причины их существования. (2 балла.)

Вопрос № 5. Хорошо известное оптическое и метеорологическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем; происходит обычно после дождя или перед ним.

3. Биология. Атмосфера – арена жизни. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1. Живые организмы – это геологическая сила, преобразующая все оболочки Земли. Назовите представителей живой природы, определивших газовый состав атмосферы.

Вопрос № 2. Мы привыкли, что хозяева воздушной среды – это птицы и насекомые. Однако, не стоит забывать и о млекопитающих. Вспомните летающих млекопитающих и назовите, какие особенности строения тела, связанные с таким необычным для этого класса животных образом жизни, они имеют. (2 балла.)

Вопрос № 3. Эта птичка-невеличка, весит не более пяти – десяти граммов. Тем не менее, она – одна из быстрейших птиц на Земле, мелькающих в небе на скорости 100 км/час. Коротенькие, неуклюжие лапки не годятся ни для ходьбы, ни даже для ползания. Поэтому-то ее никогда нельзя увидеть сидящей на земле. На самом деле, эта птица не садится на землю, потому что ей там нечего делать; ползающих на земле насекомых она не собирает, ловя их широко раскрытым ртом только в воздухе. Ближайшие родичи этой птицы – колибри. Назовите эту птицу.

Вопрос № 4. Перед вами хвойные породы деревьев: сосна и ель. Одна из этих пород образуют темнохвойную тайгу, другая – светлохвойную. Какая порода произрастает в темнохвойной тайге, а какая – в светлохвойной? Какая из этих пород победит в борьбе за свет? (2 балла.)

Вопрос № 5. У земноводных и пресмыкающихся имеется легочный мешок с ячеистыми стенками, а у млекопитающих и человека – множество мельчайших пузырьков. В чем преимущество последних?

III этап. “Гидросфера”.

Вступительное слово учителя. Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвете, ни запаха. Тебя не возможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете! Антуан Сент-Экзюпери.

1. Химия воды. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1.

Она повсюду рядом с нами,
И так нас радует порой
Хрустящим снегом под ногами
И речки быстрою струей…
Та, что и камень каплей точит,
Такою сильной может быть,
Что сможет все, что ни захочет
Не растворить – так раздолбить.

Вопрос № 2. Весной можно наблюдать такое явление: по реке плывут льдины. Скажите, почему они не тонут? Какое значение в природе имеет свойство льда не тонуть?

Вопрос № 3. В четырех колбах была дистиллированная вода. В три колбы добавили вещества: 1 – HCl; 2 – NaCl; 3 – NaOH; 4 – осталась без изменения. В каких колбах электрический ток будет проходить? Почему? Какие частицы образуются при попадании веществ в воду?

Вопрос № 4. В сельском хозяйстве для борьбы с болезнями растений используют 1% раствор медного купороса. Скажите, сколько надо взять воды и медного купороса для приготовления 1000 г. такого раствора?

Вопрос № 5. Напишите уравнения реакций оксидов с водой.

CO2 + H2O =
SO2 + H2O =
CaO + H2O =
BaO + H2O =

2. География. Мировой океан. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1. Соотнесите названия океанов с очертаниями и размерами их площадей.

1. Тихий А. 178,620млн км2.

2. СЛО Б. 91,6млн км2.

3. Атлантический В. 76,17млн км2.

4. Индийский Г. 14,75млн км2.

Вопрос № 2.

Спросил на днях малыш – сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты? Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилася поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь: и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле:
В звонкой льдинке и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке.
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

Верно ли это? Вследствие какого процесса вода из океана могла попасть в кран, на поле, стать туманной каплей?

Вопрос № 3. О какой реке идет речь в этом стихотворении?

В старину монгольский хан
Назвал его Угур-Муран,
Что значит – грозный и большой,
Холодный, мощный, но не злой!
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян, –
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в грозный океан,
И режешь горы и долины
одой алмазною своей...
Ни Обь, ни Волга несравнимы
 тобой, могучий …
………………………….И. Кокорев

Вопрос № 4. По логическому ряду угадать географический термин.

1. Океан, корабль , лед, гора, опасность.

2. Горы, высота, уступ, грохот.

3. Ветер,вода,бутылка, письмо.

4. Землетрясение, волна,опасность.

5. Вода, соленость, доля вещества.

Вопрос № 5. Назовите “цветные” моря земного шара.

3. Биология. Биология моря. (Каждый правильный ответ – 1 балл.)

Вопрос № 1. Планктон – это:

  1. Древнегреческий ученый;
  2. Рыба, ведущая придонный образ жизни;
  3. Совокупность мелких живых организмов, обитающих в толще воды

Вопрос № 2. Кому принадлежат эти хвосты? Оба эти животные обитают в водной среде, но относятся к разным классам.

Вопрос № 3. Эти животные необычайно красивы, в особенности, если их наблюдать на свободе, в море. Тело в виде зонтика всегда прозрачное и очень нежное. Студенистое. Если его положить на сито, оно просочится сквозь него и останется целым и невредимым. Ротовое отверстие окружено щупальцами. Передвижение реактивное.

Вопрос № 4. Для этого животного, живущего в море, жилищем стала раковина моллюсков. Вытащить из раковины это животное невозможно, так как он рвется на части и никогда не покидает своего убежища, разве только тогда, когда оно станет для него тесным. Часто на раковине поселяется маленькая актиния Адамасия. Связь между этим незнакомцем и актинией очень прочная. Если актиния упадет, то наш герой заботливо подбирает ее и снова сажает на раковину. Назовите это животное.

Вопрос № 5. Если потрогать руками только что выловленную рыбу, мы почувствуем, что она скользкая. Зачем рыбе нужна эта слизистая оболочка?

Подведение итогов. После завершения всего турнира подводится общий итог и награждения команд победителей.

Результаты турнира

I тур. Литосфера.

Команда Баллы Место
     
     
     

II тур. Атмосфера.

Команда Баллы Место
     
     
     

III тур. Гидросфера.

Команда Баллы Место
     
     
     

Общий результат

Команда Баллы Место
     
     
     

Источник информации – поисковaя система Google.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.