Цели:
1. Знать: что такое “ломаная линия”.
2. Уметь: находить “ломаную” линию, чертить.
3. Развивать внимание, воображение.
I. Организационный момент.
Урок математики. Тема урока: “Отрезок и ломаная линия”.
Нам урок пора начать,
Пришло время вычислять.
И на трудные вопросы
Вы ответ сумейте дать.
А чтобы вы смогли ответить на трудные вопросы, проведем гимнастику для ума.
1. Приготовьте веера.
– Покажите число предыдущее числу 4, числу 6, числу 8.
– Покажите число, следующее за числом 2,5,6.
– Какое число стоит между числами 4и6, 7 и 9.
– Увеличьте 6 на 1, 8 на 1, 5 на 1.
– Уменьшите 8 на 1, 4 на 1, 9 на 1.
2. Презентация. Слайд 2.
– Посмотрите и назовите самое меньшее число.
– Назовите самое большее число.
– Какое число здесь “лишнее”. Почему?
3. Назовите числа:
– больше 4,
– меньше 5,
– больше 3, но меньше 6.
4. У бабушки Даши был внучок Паша, котик Пушок и собака Дружок.
Сколько внучат у бабушки Даши? Как звали внука?
5. Слайд 3.
– Из каких фигур состоят рисунки? Назовите фигуру, где больше всего кругов? Сколько кругов?
II. Работа в тетради.
- На минутке чистописания пропишем цифру 7.
- Сколько кругов во второй фигуре? Сколько кругов в третьей фигуре? Сравните эти два числа. Почему? Запишем в тетрадь, на доске.
- Сколько треугольников в первой фигуре? В третьей фигуре? Сравните и запишите.
Физкультминутка:
Поднимает руки класс
Это раз.
Повернулась голова
Это два.
Руки вниз, вперед смотри
Это три.
Руки в стороны пошире
Развернулись на четыре
С силой их к плечам прижать
Это пять.
Всем ребятам надо сесть– это шесть.
Сегодня на уроке продолжаем работать над отрезками и познакомимся с новой линией, которая должны уметь находить и чертить. Будем развивать свое внимание и воображение.
III. Внимательно рассмотрите рисунок.
Слайд 4.
1. Выберите название для каждой линии.
– Почему отрезок? (На концах отрезка есть точки.)
– Чем является отрезок по отношению к прямой? (Частью.)
– Начертите отрезок в тетради. Обозначим его.
– Поставьте точку на отрезке. Сколько получилось отрезков? (Три.) Покажите
дугами.
2. Перед вами на парте лежит белый лист и отрезок из проволоки. Можем ли мы поместить наш отрезок на листе? (Нет.)
– Что нужно сделать, чтобы отрезок поместился? (Согнуть.)
– Как назовем такую линию: если не прямая, то скажут кривая или ломаная.
– Такая линия называется “ломаной”.
Слайд 5.
– Посмотрите внимательно на рисунок: из каких геометрических фигур она состоит? (Из отрезков.)
Ломаная устроена так, что начало следующего отрезка совпадает с концом предыдущего. (Показ.) Отрезок – это звенья ломаной линии.
– Из каких частей состоит ломаная? (Звеньев – это отрезки.)
– Сколько звеньев в первой фигуре? (4) во второй фигуре? (3) в третьей фигуре?
(2).
Физкультминутка.
Вчера выпал первый снег, а сегодня физминутку нам поможет провести снежинка.
Сели свободно, глазками следим за снежинкой.
IV. Работа с учебником. С.50 №4. Вопрос: У какой ломаной больше звеньев? (Пароход.)
V. Посмотрите на рисунок.
Слайд 6.
– Как называются эти фигуры? (Ломаные линии.)
– Найдите “лишнюю” фигуру. (1,3,4 – незамкнутые, 2 – замкнутая.)
У ломаной линии кроме звеньев есть вершины (показ)
– Сколько вершин у замкнутой ломаной? (4) рис. 2.
– Что можно сказать про количество вершин и звеньев? (Одинаковые.)
– Сколько вершин у незамкнутой ломаной? (5) рис. 3. Сравните количество вершин и
звеньев? (Вершин больше.)
Итог.
– С какой линией познакомились на уроке?
– Из каких геометрических фигур состоит ломаная? (Отрезки.)
– Как они называются? (Звенья.)
– Какие бывают ломаные линии? (Замкнутые и незамкнутые.)