♫ “Девчонки и мальчишки”. (Построение по командам.)
Учитель.
Уважаемые гости, дорогие ребята!
Сегодня у нас соревнование в остроумии и знании.
Чтобы этот праздник Вам по душе пришелся всем, нужно иметь знания прочные
И быть веселым и находчивым!Перекличка.
Девочки. А вы знаете, что К?
Мальчики. А вы знаете, что В?
Девочки. А вы знаете, что М?
Мальчики. Что у нас сегодня в классе
Все. Заседание КВМ!
Учитель. КВМ?
Все. Да, КВМ – Клуб Веселых Математиков!
Капитан девочек. Заседание для чего?
Капитан мальчиков. Заседание для кого?
Все. Чтоб не осталось в стороне никого, никого!
Капитан девочек. Пусть не решить нам всех задач,
Капитан мальчиков. Не открыть теорем.
Все. Но всем нам хочется удач и успехов без проблем!
Капитаны. Заседание КВМ устроим,
Все. Лень, тоску и скуку мы прогоним!
Представление команд.
Учитель. Вас приветствует команда…
Команда “БАМ”. Б А М !
Капитан к. “БАМ”. Наш девиз:
Команда “БАМ”. Будем активно мыслить!
Учитель. Капитан команды – …
Учитель. Вас приветствует команда …
Команда “ПУПС”. П У П С !
Капитан к. “ПУПС”. Наш девиз:
Команда “ПУПС”. Пусть ум победит силу!
Учитель. Капитан команды – …
Представление жюри.
Учитель. Нашу игру оценивает жюри в следующем составе: … Председатель жюри – …
Учитель. Наша игра посвящается науке, которую издавна люди называют царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Знаменитый восточный поэт Омар Хайям говорил: “Чтобы быть поэтом, нужно знать математику и философию”.
Математика имеет такие важные разделы, как:
Арифметика (наука о числах, свойствах чисел и действиях над ними),
Геометрия (изучает геометрические фигуры и их свойства),
Алгебра (изучает различные виды уравнений и способы их решения).
Овладеть искусством решения задач, примеров, уравнений, заданий повышенной трудности не просто. О том, каким увлекательным является поединок с математическими тайнами, и как почетна победа в нем, замечательно написал английский поэт Уордсфорд:
Ученик. Не нужно нам владеть мечом, не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком с искусством мыслить тонким.
Учитель. Научиться этому искусству может каждый – надо только захотеть!
Жюри. Пусть будет радостной игра. В таком соревновании дружбы суть.
Мы начинаем КВМ наш и говорим вам: “В добрый путь!”
♫ Сигнал трубы.
Учитель. Команды приветствуют друг друга. Слово предоставляется команде “ПУПС”!
Команда “ПУПС”. Мы – веселые девчата и не любим мы скучать.
(девочки) С удовольствием, ребята, будем с вами в КВМ играть!
Капитан к. “ПУПС”. Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет:
Команда “ПУПС”. Сегодня будет дружба владычицей побед!
♫ (на мотив песни “Октябрята”).
Мы – веселые девчата, называемся “ПУПСята”.
Мы не любим лишних слов. К КВМ всегда готов! 2 р.
Капитан к. “ПУПС”. Давайте, ребята, точно считать.
Команда “ПУПС”. Делить, умножать, прибавлять, вычитать. (По строчке участники команды.)
Вся команда “ПУПС”. Запомните, “БАМ”, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!
Учитель. Слово для приветствия предоставляется команде …
Команда “БАМ”. “БАМ!”
Мы понимаем, друзья, что без математики прожить нельзя!
Нам не сложить, не сосчитать, и не умножить, не отнять!
Капитан к. “БАМ”. И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование!
Команда “БАМ”. Успех решает не судьба, а только наши знания!
♫ (на мотив песни “Орленок”).
Смелей, математик, взлети над трибуной, жюри с высоты
огляди.
Мы нашей команде победу добудем, оставим других позади. 2 р.
Команда “БАМ”. Команда “ПУПС”, соревнуясь с вами, мы останемся друзьями!
Капитан к. “БАМ”. Так пусть борьба кипит сильней
Команда “БАМ”. И наша дружба вместе с ней!
Учитель. Внимание! Внимание! Начинаем состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых!
Вы можете показать нам ваши знания, способности, эрудицию, активность.
За каждый правильный ответ команда получает карточку со знаком ☺. Эти карточки со знаками жюри будет класть в копилку каждой команды.
Первые баллы команды заработали за эмблемы и приветствия.
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА.
1-й конкурс. “Дважды два”.
1-й ученик. Таблица умножения достойна уважения.
Она всегда во всем права, чтоб ни случилось в мире, –
А все же будет дважды два, по – прежнему, – четыре!
2-й ученик. Дважды два – нехитрая наука, а ведь всем наукам голова!
Все – то в жизни, вот какая штука, начиналось с этих “дважды два”.
♫ “Дважды два”.
Учитель. Как называется результат действия умножения?
Учащиеся. Произведение.
Учитель. Расположите карточки так, чтобы произведения в команде “БАМ” возрастали
Учитель. В команде “ПУПС” произведения чтобы убывали.
Проверка. Выполнив задание, участники команд выстраиваются с карточками у доски.
Учитель. Прочитайте получившиеся слова.
Команда “БАМ”. Успех.
Команда“ПУПС”. Удача.
Учитель. Желаем командам успехов и удачи в дальнейших конкурсах.
2-й конкурс “Разминка”.
Учитель. Решая задачи на уроках математики, вы убедились, что существует много видов задач.
Нужно верно выбрать арифметические действия, а также овладеть мастерством выполнения всех
4-х действий: сложения, вычитания, умножения и деления.
Команде “ПУПС”. Задача 1.
Туловище японского гигантского краба достигает 60 см, а есть крабы – горошины с размером тела 2 см. Во сколько раз туловище краба – гиганта больше краба – горошины?
Команде “БАМ”. Задача 2.
Длина кита 33м, а длина акулы 14м. На сколько метров акула короче кита?
3-й конкурс “Острый глаз”.
Учитель. Чтобы правильно решать задачи, примеры, получать оценки “4” и “5”, нужно быть очень внимательным на уроке. Проверим, какие вы внимательные.
В течение 30 секунд вы смотрите на плакат, потом я убираю его и задаю вам вопросы.
- В какой геометрической фигуре заключено число 3?
- Какой цвет использовали, чтобы начертить квадрат?
- Какое число заключено в прямоугольнике?
- Какой цвет использовали, чтобы начертить треугольник?
- В каком порядке записаны числа?
- В каком порядке были представлены геометрические фигуры?
Учитель. Хорошая память – залог многих достижений и результатов в учебе, в общении. Тренируйте память, внимание. Вам будет легче учиться.
Музыкальная пауза. ♫ “ Математические частушки”.
1. У меня четыре шали, пятая пуховая. Не одна я боевая –
Все. Все мы здесь бедовые!
2. Математику мы учим, дружно все считаем.
Только где вопрос в задаче – до сих пор не знаем.
3. “Блендамед” и даже жвачки укрепляют зубы нам.
Почему ж тогда задачки кой – кому “не по зубам”?
4. Мы решаем уравненья, кто быстрей и кто вперед.
Уравненья – то какие – сам профессор не поймет!
5. Мы таблицы умноженья взяли да попрятали. Дайте нам для ускоренья микрокалькуляторы!
6. Геометрия – предмет для детей опасный! Треугольники и циркуль колются ужасно!
7. И в работе, и в науке голова нужны и руки. Чтоб рукам трудиться дружно, головой работать нужно!
8. Все. Мы всегда везде такие – утром, вечером и днем, потому что мы частушки развеселые поем!
4-й конкурс “Задачи – шутки”.
Учитель. Чтобы правильно ответить на вопрос следующих задач, надо проявить находчивость, смекалку, сообразительность.
Задачи команде “БАМ”.
1. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у
крышки?
2. Тройка лошадей пробежала 15 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
Задачи команде “ПУПС”.
1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг.
Сколько будет весить курица, если она встанет на 2 ноги?
2. На столе было 4 яблока. Одно разрезали пополам. Сколько стало яблок?
5-й конкурс “Математические цепочки”.
Учитель. Каждая команда слушает вопрос, ответ на который можно найти на математической цепочке.
К цепочке даны 3 ответа, один из них – верный. Как узнать – какой?
Для этого надо выполнить математические вычисления.
В окошках – числа, сверху – знаки математических действий. Свой выбор надо доказать.
Команде “БАМ”. Какой зверь самый чистоплотный?
<Приложение 4.>
Команде “ПУПС”. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идет речь?
6-й конкурс. “Логические задачи”.
Учитель. Логические задачи требуют внимательной работы с текстом задачи.
Команде “ПУПС”.
В стакан, кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В чашке не кефир и не простокваша. Что куда налили?
Команде “БАМ”.
В соревновании по бегу Антон, Володя и Сережа заняли 3 места. Какое место занял каждый из них, если Володя занял не II и не III, а Сережа – не III?
7-й конкурс “Арифметические ребусы”.
Учитель. Используя все известные вам арифметические действия и скобки, составьте равенства.
Команде “БАМ”. 5 5 5 5 = 7
Команде “ПУПС” 5 5 5 5 = 30
8-й конкурс “Нумерация”.
Команде “ПУПС”. Сколько получится, если из наименьшего четырехзначного числа вычесть наибольшее двузначное число и затем вычесть наименьшее однозначное?
Команде “БАМ”. Сколько получится, если сложить числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное и наименьшее четырехзначное число?
Театральная пауза. Сценка “Геометрический съезд”.
Учитель. В переводе с греческого – слово “геометрия” означает “землемерие”. (“Гео” – “земля”, “метрио” – мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, строительстве зданий и других сооружений. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей.
В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, в которой изучаются геометрические фигуры и их свойства.
А. С. Пушкин говорил: “Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии”.
Начинаем конкурсы из рубрики: “Геометрия вокруг нас”.
Учитель. Посмотрим, насколько вы были внимательны во время выступления участников “Геометрического съезда”.
9-й конкурс “Узнай меня”.
Учитель. По описанию вы должны узнать фигуру.
Команде “ПУПС”.
1. У этой фигуры все стороны равны, каждый угол – прямой.
2. Эта фигура часть плоскости заключает в круг, является границей круга.
Команде “БАМ”.
1. У этой фигуры противоположные стороны равны.
2. Эта фигура может быть прямой, тупой, острой.
10-й конкурс “Палочки – выручалочки”.
Команде “БАМ”.
Из 10 палочек сложите 3 квадрата.
Команде “ПУПС”.
Из 7 палочек сложите 3 треугольника.
11-й конкурс “Ответь на “пять”!
Учитель. Часто знает и дошкольник, что такое треугольник. А уж вам – то как не знать!
Но совсем другое дело – быстро, точно и умело треугольники считать.
Например, в фигуре этой сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй и по краю, и внутри!
Команде “ПУПС”. Команде “БАМ”.
<Приложение 6.>
12-й конкурс “Веселый конструктор”.
Учитель. Из квадрата длиной 10 см вырезать 8 одинаковых треугольников. По силуэтному образцу, который будет вам представлен в течение 1 минуты, составить фигуру. (Затем образец закрывается).
Команде “ПУПС” – фигуру кошки.
Команде “БАМ” – фигуру “БАМ”.
13-й конкурс “Магический квадрат”.
Учитель. Вставить в пустые клетки числа 4, 6, 9, 10, 11, 12 так, чтобы квадрат стал “магическим”.
И смекалка здесь нужна, и сноровка здесь важна! Сдать готовые листочки с заданием жюри.
14-й конкурс “Конкурс капитанов”.
Учитель. Приглашаются капитаны команды “ПУПС” и команды “БАМ”.
Поставьте кегли (или положите кубики) в ряд так, чтобы красный был левее синего, но правее желтого. Синий между красным и зеленым.
15-й конкурс “Математическая эстафета”.
Учитель. Скорей собирайте своих знаний багаж! Готовьте скорее ручку или карандаш!
Математическая эстафета ждет нас!
(Командам даются листы с примерами, которые передаются по кругу. Каждый решает по одному примеру. Капитан вправе исправить ответ.)
380 + 50 =
710 – 190 =
7 × 9 =
48 : 8 =
260 × 3 =
560 : 4 =
810 : 9 =
75 : 3 =
81 : 27 =
50 090 – 1 =
4 019 + 1 =
7 503 × 100 =
905 000 : 1 000 =
16-й конкурс “Семь и один”.
Учитель. Древнегреческий философ и математик Пифагор утверждал, что “числа правят миром” и даже создал школу единомышленников, которые верили не только в силу, но и в магию чисел.
Участники команд рассказывают о числах 1 и 7.
Проверка домашнего задания.
Участники команд по очереди называют пословицы, в которых употреблены числа 1
и 7.
Оба числа в одной пословице. Объяснить смысл одной из пословиц.
Учитель. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
Жюри. Вот и кончилась игра. Вы решали и считали, на вопросы отвечали. И
надеемся, не скучали.
Мы хотим вам пожелать всем старательно учиться, не лениться, чтоб отметками
гордиться!
Подведение итогов. Вручение грамот и медалей участникам команд.
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в мир занимательной математики. Этот мир разнообразен и увлекателен. Я надеюсь, что вы поняли, что математика, действительно, царица всех наук, и что с ней надо дружить! Любите и уважайте эту точную науку!