Цели:
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Задачи:
Личностные:
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Предполагаемые результаты достижения на уроке:
- надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье;
- уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Проект урока
Этапы урока | Формирование предметных знаний | Формирование УУД |
1. Организационный момент | Читает учитель: “Нам радостно,
нам весело! |
|
2. Эмоциональное вхождение в урок. | Звучит “Колыбельная песня” (А.
Майков) Ответы детей.
|
– Что прозвучало? – Когда впервые вы услышали колыбельную песню? – Кто вам её пел? – Что предлагает мама детям? – Подтвердите словами из Колыбельной песни. – Почему? – Каким она хотела видеть сына? |
Потому что на уроке будем говорить о маме, об отношении к маме. | – Как вы думаете, почему я включила в урок “Колыбельную песню”? | |
3. Проблемные учебные действия. | а) На доске записано: “Я маму мою
обидел” (ответы детей) |
– Прочитайте слова, записанные на
доске. – Что вы подумал, когда прочитали эти слова? |
б) Проблемный вопрос | – Как можно обидеть человека? | |
в) Работа в группе. На столах лежат тексты. |
Прочитайте тексты, обсудите, сделайте вывод. | |
1 гр. Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. |
– Как вы думаете, почему Славе было обидно? | |
2 гр. Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно. |
– Опишите состояние мальчика. | |
г) Представители групп выходят и озвучивают выводы. | – Так что значит обидеть кого-то? | |
д) Учитель. Словом, жестом, взглядом, физически. |
– Как можно обидеть? – Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили? |
|
Ребята, мне хотелось, чтобы вы
помнили один поэтический совет: “Когда ты хочешь молвить слово, |
– Что значит свинцово? | |
Свинец – тяжёлый металл. Значит слова тяжёлые, обидные. Вежливый человек никогда не причинит никому неприятностей и обид. | – Главная мысль произведения? | |
В народе говорится: “Слово лечит, слово ранит”. | – Объясните смысл этой пословицы. | |
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится. | ||
4. Релаксация. | Звучит музыка. Положить головы на
столы. |
– Вы маленькие снежинки, которые
легли на землю и спокойно отдыхают. А теперь снежинки постепенно просыпаются, встают, потягиваются, кружат в воздухе. |
Садятся девочки. | А теперь первыми садятся хрупкие снежинки, маленькие. | |
Садятся мальчики. | А потом снежинки побольше. Мужчины всегда ждут, когда дамы займут свои места. |
|
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | а) Знакомство с произведением Э.
Мошковской “Я маму мою обидел”. Ответы детей (выразительно читать, находить красивые слова, узнать, почему мальчик обидел маму…) |
– Ребята, давайте обратимся к
учебнику. – Прочитайте название стихотворения. – Что бы вы хотели узнать и чему научиться? |
– Нам нужно, чтобы красиво
говорить; – Чтобы приятно было слушать других; – Выразительно читать; |
– Для чего вам это нужно? | |
– Дать советы мальчику. | – Ребята, это и есть задачи нашего урока. | |
6. Реализация построения проекта. | Перед вами лежать листы “Задачи урока”. | – Выделите те задачи, которые вы бы хотели решать на уроке. |
б) Знакомство с биографией Э. Мошковской. | Рассказ учителя. – Какие произведения вы уже читали? |
|
Чтение стихотворения учителем. Жаль мальчика, жаль маму. |
– Понравилось ли вам стихотворение? – Какие чувства у вас оно вызвало? |
|
в) Чтение стихотворения учениками. | – Как мальчик и мама относились
друг к другу до ссоры? – Найдите эти строчки и прочитайте. – Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой? – Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому произведению? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? |
|
Мама – самый близкий человек, самый
родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова. |
– Какой совет вы бы дали мальчику? | |
7. Первичное закрепление. | г) Работа в группах. 1 группа. Нет лучшего дружка, как родимая матушка. 2 группа. Дитя хоть криво, да отцу матери мило. 3 группа. Мать кормит детей, как земля детей. (по 1 представителю от группы выходят и объясняют выполненное задание). д) Отработка навыков беглого чтения с элементами игры. (слайды 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) – чтение “птичий базар”; |
– Прочитайте пословицы. – Выберите одну, которая подходит к нашему уроку, объясните её смысл. – Вспомните правила работы в группе. |
8. Рефлексия. | а) Листы “Мои успехи на уроке”. 1. Э. Мошковская – детский поэт. а) Я слушал и узнал новое. 2. Работа с пословицами. а) Я выбирал пословицы, соответствующие тексту. 3. Отработка навыков чтения. а) я внимательно слушал. – Меня взволновало… |
Перед вами лежит лист самооценки. Подчеркните задания, которые вы выполняли. Сверьте с листком “Задачи урока”. Выполнили вы свои задачи? Молодцы! |
9. Итог урока. | – Почему важно в семье любить друг
друга? – Как выразить свою любовь к маме? – Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней? |
|
10. Домашнее задание. | – Выразительно читай стихотворение. – Написать мини-сочинение “Я говорю ласковые слова маме” |