Открытый урок окружающего мира «Обобщение по теме "Природа"». 1–4-е классы

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.
  • Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: музыка, коврики, кроссворд.

Ход урока

– Сегодня у нас необычный урок, мы будем говорить о живой и неживой природе, о животных и растениях. Будет отгадывать загадки, слушать музыку, разгадывать кроссворд.

Только я буду спрашивать тех, кто держит правильно руку и не шумит.

– Посмотрите в окно и скажите какое время года? (Зима.)

– Какие месяцы мы считаем зимними? (Декабрь, январь, февраль.)

– А у меня другое мнение

(На доске написано: Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.)

– Права ли я? И почему так решила?

– Мы живем на Сахалине у нас длится дольше, чем в других регионах страны. Считается, что зима наступает с покровным снегом, который выпав, долгое время не тает. В нашей местности такое явления мы можем наблюдать уже в ноябре, и снежный покров не сходит порой и в марте месяце.

– Давайте вспомним по каким признакам мы определили, что наступила зима?
– Что произошло с солнцем? (Невысоко.)
– Как это повлияло на температуру воздуха? (Мороз.)
– Как изменились осадки? (Снегопад.)
– Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель.)
– Как изменилось небо? (Серое, темное, тучи.)
– Что покрыло землю? (сугробы.)
– Что мы наблюдаем на деревьях и проводах в мороз? (Изморозь.)
– А на окнах? (Узор на стекле.)
– Что произошло на реках, озерах, прудах? (Они покрыты льдом.)
– Как называется потепление и таяние снега зимой? (Оттепель.)
– А если потом ударит мороз, что можно наблюдать? (Гололедицу.)
– Что такое снег, из чего он состоит? (Ответы детей.)
– А про снег нам расскажет… (подготовленный ученик).

Итак, мы сейчас перечислили примеры зимних явлений в какой природе? (Неживой.)

Красоту зимней природы композиторы передавали с помощью музыки.

2. Звучит музыка, Антонио Виванди (Италия).

– Какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку?

3. Все времена года по-своему прекрасны. В зимней природе особенная прелесть, белизна, чистота. Давайте рассмотрим картины природы, чтобы ощутить всю прелесть зимней красоты.

Картины на доске!

– Что изображено? Какие цвета цвета использовал художник, резкие мягкие, какого цвета небо?

4. Поэты, тоже посвятили много стихов о зиме. (Читает подготовленный ученик.)

5. С наступлением зимы меняется жизнь животных и птиц. Трудно сказать сколько всего птиц на земном шаре. Приблизительно около 100 миллиардов.

– Какие изменения происходят в жизни птиц? (Улетают.)

– А почему они улетают? (Сначала улетают те, которые питаются насекомыми потом те которые едят семена растений, позднее всех улетают утки и гуси.)

6. А сейчас мы разгадаем кроссворд и вы узнаете, как называются птицы, которые улетают в теплые края.

1. Вестник весны? (Грач.)

2. Угадайте, что за птица, темненькая невеличка, беленькая с живота, хвост раздвинут в два конца? (Ласточка.)

3. Певец полей? (Жаворонок.)

4. На шесте дворец, во дворце певец.

Какое получилось слово? (Перелетные.)

– А каких зимующих птиц вы знаете, которые прилетают к нам зимовать ? (Свиристель, снегирь.)

Картина.

– Ччто значит выражение “ оседлые птицы?” постоянно живут у нас (осели).

Картина.

– Как можно им помочь?

Физкультминутка.

– Утром встал гусак на лапки, приготовился к зарядки, вправо влево повернулся и немного подскользнулся.

Игра.

“Птицы прилетели, а сейчас отдохнем и поиграем в игру” я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.

Начинаем:

прилетели птицы
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи. (Дети хлопают.)

– Что не правильно? (Мухи.)
– А мухи это кто? (Насекомые.)

Прилетели птицы,
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Прилетели птицы,
Голуби, синицы,
Страусы, чижи,

7. На доске написаны слова: корова, тигр, собака, куры, лисица, медведь.

– На какие два вида мы делим всех животных? (Дикие и домашние.)

– А на какие группы? (Звери, птицы, рыбы, насекомые. земноводные, пресмыкающиеся.)

Отгадайте загадку и назовите группу к которой относится это животное.

Живет спокойно не спешит,
На всякий случай носит щит 
Под ним не зная страха 
Гуляет …..(черепаха)

Лежит веревка,
Шипит плутовка
Брать ее опасно – укусит, ясно? (Змея.)

У маленькой животинки
Сто серебристых
Монеток на спинке. (Рыба.)

Скачет зверушка: не рот, а ловушка.
попадут в ловушку, и комар и мушка.
кто это? (Лягушка.)

8. некоторые животные легли в спячку, а другие животные продолжают бодроствовать. По описанию вы должны отгадать кто это.

1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаем мхом. К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушила осенью. (Белка.)

КАРТИНКА

2. Сильный, умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери– кабан, лось. Обычны охотятся небольшими стаями. Морда очень выразительная. Размером с крупную собаку. (Волк.)

КАРТИНКА

3. Это крупное животное, его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов рога с большой плоской частью, которая называется “ Лопатой” . В начале зимы животное их сбрасывает. (Лось.)

КАРТИНКА

– А какие животные легли в спячку? (Медведь, еж, змеи и т.д.)

Физкультминутка (коврики).

Птичка в гнездышке сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонько все летят.

– Выбери животных который можно встретить в лесу? (Один к доске.)

Муравей, лягушка, медведь, еж, белка, леса, уж, бабочка, кабан, кукушка, лось.

А теперь вспомним группы растений (самостоятельная работа) , взаимопроверка.

Растения

Деревья

1.
2.
3.

 кустарники

1.
2.
3.

травы

1.
2.
3.

 Итог:

– Наш урок подходит к концу.
– Что мы вспоминали на уроке?