Самое главное для родителей – это жизнь их детей. В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
Актуальность. Согласно Федеральному закону “О безопасности дорожного движения”, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства . Обучение детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Детям в школе необходимо давать информацию о данных правилах и рассказывать о большой опасности их несоблюдения, ведь от этого может зависеть их жизнь.
Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы по правилам дорожного движения осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия.
В программу начальной школы входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Цель изучения правил дорожного движения:
1. Воспитание у детей культуры поведения на дорогах.
2. Формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Развитие дорожной грамотности детей.
2. Подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного
движения.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
4. Воспитание ответственности у детей за свое поведение.
Планируемый результат:
Должны знать и уметь.
1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и
правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
2. Научится понимать сигналы светофоров и регулировщиков; усваивают, где можно
устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
3. Научится пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем (соблюдать Правила
ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
4. Познакомится со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки
проезжей части улицы (дороги).
5. Оценивать свое поведение на дорогах.
6. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
Обучение безопасному поведению школьников на дорогах является неотъемлемой частью воспитательной работы образовательных учреждений. Своеобразным итогом постоянной работы школ в этом направлении является ежегодный конкурс по правилам Дорожного движения, который проводится в нашем городе. Но поскольку ребята большие непоседы и не отличаются высокой концентрацией внимания, то лучше всего преподносить им информацию в игровой форме.
Самое главное – сделать этот конкурс интересным для учеников, но и не забывать, что его целью является усвоение ими правил поведения на дороге и возле нее. В качестве декораций можно использовать нарисованные на бумаге дорожные знаки и плакаты соответствующей тематики.
Начать конкурс по ПДД необходимо с выступления ведущего, в котором он расскажет о важности соблюдения правил. Можно обыграть некоторые ситуации на дороге, в которых одни персонажи не хотят следовать правилам, а другие указывают на их ошибку.
Для разностороннего развития и воспитания ребят необходимо помнить о необходимости проведения праздников в школе, которые также хорошо дисциплинируют детей.
Конкурс проводится в спортивном зале.
Содержит познавательный материал по безопасности дорожного движения.
Возрастная категория: 10–11 лет.
Организация и проведение районного конкурса:
– Команды от школ состоят из 4 человек. (2 девочки и 2 мальчика);
– Участники должны иметь единую форму, название команды, девиз и эмблему.
– Время на выполнение заданий на каждой станции – 5 минут.
Жюри конкурса: методист управления образования, учителя, родители.
Оформление зала: плакаты по Правилам дорожного движения, светофор, рисунки детей, связанные с дорожным движением.
Гости: представитель ОГИБДД УВД.
Цели и задачи конкурса:
- предупреждение правонарушений юными участниками движения;
- пропаганда правил дорожного движения среди учащихся и воспитание у них практических навыков грамотного поведения на дороге;
- вовлечение учащихся в отряды ЮИД;
- развивать память, наблюдательность, внимание, воображение, восприятие.
Оборудование: маршрутные листы, карточки с заданиями для команд, дорожные знаки, кроссворд, ребусы, музыкальное сопровождение.
Станции:
- “Знатоки”,
- “Художник”,
- “Эрудит”,
- “Собери знак”,
- “Знайка”,
- “Азбука улиц и дорог”,
- “Автозадачка”.
- ППМП (пункт первой медицинской помощи) “Ай, болит!”
Сценарий мероприятия.
1. Организационный момент.
Вступительное слово.
– Вы ходите в школу, ездите в гости к родственникам, посещаете кинотеатры, стадионы. И каждый раз, когда вы выходите из дома на улицу, вы можете столкнуться с различными неприятностями и даже опасностями. Как их избежать? Надо уметь предвидеть опасности. Надо обладать знаниями, которые помогут вам избежать неприятностей на улице. А для этого вы должны твердо знать, что необходимо соблюдать Правила дорожного движения Российской Федерации.
Вы уже знаете, что дорога может быть доброй и безопасной только для тех, кто не нарушает ее законов!
– Ребята! Сегодня пройдет конкурс, посвященный правилам дорожного движения.
Перед учащимися выступает представитель ГИБДД.
2. Представление команд.
(Каждая команда называет свое название, девиз и получают маршрутные листы таб. № 1.)
Таблица № 1.
Конкурс по ПДД
школа__________________
№ ст | конкурс | баллы | время | подпись |
Жюри конкурса оценивают приветствие команд и регистрируют решение в таблицу.
(Таб. № 2) (максимальный балл – 15б) Таблица № 2.
№ шк. | Приветствие | К О Н К У Р С Ы | ||||||||||
Внеш. вид 5б |
Назв., девиз 5б |
Эмблема. 5б. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итог | |
Первый конкурс “Знатоки”.
(Каждой команде и капитану команды предоставляется возможность ответить на вопросы теста по правилам дорожного движения.)
Максимальный балл – 6б.
1 .Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
а) мостовая.
б) тротуар,
в) велосипедная дорожка.
2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
а) по правой стороне обочины,
б) по правому краю дороги,
в) по левой обочине, навстречу движению транспорта.
3. Как пешеход должен ходить по тротуару?
а) придерживаясь левой стороны,
б) придерживаясь правой стороны.
в) придерживаясь середины
4. Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрестка, зеленый сигнал светофора изменился на желтый, а они не успели перейти дорогу?
а) быстро перейти улицу,
б) вернуться на тротуар,
в) остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала?
5. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как вам правильно перейти дорогу?
а) после отправления автобуса,
б) сзади автобуса,
в) впереди автобуса.
6 .Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?
а) сигналам светофора,
б) сигналам регулировщика.
Второй конкурс “Художник” (рис. № 1)
(Каждая команда должна нарисовать дорожный знак, который напечатан на карточке.)
Максимальный балл – 4 б.
Рис. № 1.
Третий конкурс “Эрудит” (рис. № 2).
(Даны ребусы, их надо разгадать.)
Максимальный балл – 6б
. Рис.№ 2.
Ответы: знак, пешеход, шоссе, мостовая, остановка, перекресток.
Четвертый конкурс “Собери знак”.
(Дорожные знаки (3 шт.) разрезаны на отдельные части неправильной формы, их надо сложить, чтобы получился знак. Произнести название знака.)
Максимальный балл – 3б. +3б. (За название знака.) Итого – 6б.
Дорожные знаки выбираются на усмотрение учителя.
Пятый конкурс “Знайка” (рис. № 3).
(Отгадать чайнворд по правилам дорожного движения.)
Максимальный балл – 14б.
Рис. №3.
ОТВЕТЫ:
- Шлем
- Мотоцикл
- Лужа
- Англия
- Ярд
- Дорога
- Аптечка
- Амстердам
- Маршрут
- Тормоз
- Звонок
- Катафот
- Тандем
- Манетки
Шестой конкурс “Азбука улиц и дорог” (рис. № 4).
(Записать слова, связанные с автомобилем и правилами дорожного движения в алфавитном порядке.)
Оценивание: 2 слова – 1б.
АЗБУКА УЛИЦ и ДОРОГ рис. №4
А | К | У |
Б | Л | Ф |
В | М | Х |
Г | Н | Ц |
Д | О | Ч |
Е, Е | П | Ш |
Ж | Р | Щ |
З | С | Э |
И | Т | Ю |
ФИ: | класс: | Я |
Седьмой конкурс “Автозадачка” (рис. № 5).
(Каждая команда решает задачу, связанную со знанием дорожного движения.)
Максимальный балл – 5 б.
“Три маленьких машинки принимают участие в забеге. На пути каждой из них будут встречаться пешеходные переходы и дорожные знаки, регламентирующие движение”
Про маршрут машин известно следующее:
1. Определенный участок дороги машинка проходит за то время, которое указано на табличках.
2. Перед знаками необходимо остановиться, чтобы выполнить их предписание. Время остановки перед знаками разное.
– Знак “Пешеходный переход” – 2 минуты;
– Знак “Уступи дорогу” – 5 минут;
– Знак “Жилая зона” – 6 минут;
– Знак “Движение без остановки запрещено” – 7 минут.
Рис. № 5.
Ответ: до финиша первой дойдет синяя машина.
Восьмой конкурс ППМП “Ай, болит!”
ВОСЬМОЙ КОНКУРС “ППМП” (пункт первой медицинской помощи).
1. Из букв составь слова – названия средств первой медицинской помощи, которые находятся в аптечке автомобилиста.
Примечание: одну букву можно использовать несколько раз.
б | ш | а | г | н | й | в | р |
у | о | и | ы | ж | д | т | ь |
2. Название органа человека, который больше всего страдает от выхлопных газов автомобилей.
– Слово, называющее и часть автомобиля, и приспособление, необходимое при оказании помощи при переломах.
3. – Назови детали одежды и приспособления, используемые велосипедистом для безопасной езды на велосипеде.
4. Какая травма была получена в результате ДТП?
5. Определи вид травмы по описанию: боль, плохая подвижность суставов, нарушение целостности кожных, мышечных и костных тканей, кровотечение.
6. Запиши номера знаков, информирующих о том, где можно получить медицинскую помощь.
7. Сколько минут можно держать повязку из жгута при кровотечении?
Лист ответов к конкурсу “ ППМП”.
- Бинт, жгут, вата, шина, нашатырь, йод.
- Легкие, шина.
- Шлем, наколенники, налокотники, перчатки, светоотражающий жилет, светоотражающие элементы, катафоты.
4.
№/№ | Название травмы |
1 | Обморок |
2 | Ушиб |
3 | Артериальное кровотечение |
4 | Закрытый перелом |
5 | Кровотечение |
6 | Закрытый перелом |
5. Открытый перелом.
6. № 1, 5.
7. 120 минут – летом и 90 мин зимой.
Оценка конкурса:
Каждый ответ оценивается по 1 баллу.
№/№ | Максимальное количество баллов |
1 | 6 |
2 | 2 |
3 | 7 |
4 | 6 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | 2 |
Итого | 25 баллов |
Лист участников конкурса “ ППМП”.
1.____________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2.____________________________________________________________
___________________________________________________________________
3.____________________________________________________________
___________________________________________________________________
4.
№/№ | Название травмы |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
7. ________________________________________________________
Итог конкурса.
(Подводятся общие итоги игры по результатам всех конкурсов.
Подсчитываются баллы, выявляется победитель.)
– Ребята, на этом наш конкурс закончился.
Мы надеемся, что провели его не зря, что вы запомнили необходимые правила дорожного движения и постараетесь их соблюдать. Учащимся школ и их родителям желаем безопасных дорог!
А сейчас хочется поблагодарить вас за участие и вручить грамоты.
Список литературы, используемый при составлении конкурса.
- Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1–4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.– Волгоград: Учитель.
- Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006. 2008.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
- Дети и дорога. Методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений// Ч.II., М., 1994.
- Pro Школу. ru Интернет – портал. Е. Е. Поликарпова.
- Три сигнала светофора. Дидактические игры и викторины. М., Просвещение, 1998 год.
- Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М., Просвещение, 1985 год.
- Конкурсы, КВН, викторины, ребусы. М. Р. Максиняева. М., Сфера,
2004 год.