Классный час "Помнит спасенный мир…"

Разделы: Классное руководство


Учитель. Скоро большой праздник, который чтит и помнит каждый человек нашей страны. Праздник, отражающий не только радость, но и воспоминания слез, горя и страдания. Воспоминания о самой страшной и кровопролитной войне в истории нашей страны. Слайды 1–2 (Приложение 1)

Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки.

Сегодня мы вспомним о тех, кто не жалея себя, боролся с врагом.

Война – это годы холода и голода, погибшие друзья, редкие письма из дома, госпиталя, болезни, встречи и прощания.

Война – это страх за себя, за своих близких, товарищей, которые рядом с тобой в землянке.

Опять война.
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо.
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда.
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
(Ю.Воронов)

На экране проигрывается видеоролик “Офицеры”. (Приложение 2)

Слайды 3–4

Ведущий 1. 22июня 1941года в ранний предрассветный час ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление. Там, впереди, за пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, далеко, на западном крае чуть светлеющего предутреннего неба, вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Донесся рокот. Этот рокот быстро нарастал. Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.

Ленинградская 7 симфония Д. Шостаковича. Звуковой файл можно получить у автора статьи.

Слайды 5–6

Ведущий 2. Три мощных группы германских армий двинулись в наступление на Восток. На севере фельдмаршал Лееб направлял удар своих войск через Прибалтику на Ленинград.

На юге фельдмаршал Рунштедт нацеливал свои войска на Киев.

Но самая сильная группировка войск противника развертывала свои операции у пограничного города Бреста, через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины – Москве.

Одна из первых приняла на себя удар вражеских войск Брестская крепость. Оборона Брестской крепости – это подвиг советских воинов, ценой своей жизни задержавших наступление врага.

Слайд 7

Выходят на сцену два мальчика. Садятся у “костра”, начинают говорить.

Фонограмма 3. Звуковой файл можно получить у автора статьи.

Мальчик 1. Сегодня снова наши отступали… (разочарованно).

Мальчик 2. Значит, так нужно. Да и не все отступили. Вот к нам вчера один солдат заходил воды попить и рассказывал, что за сотни километров от фронта, в глубоком тылу врага, около города Бреста, в стенах русской крепости, стоящей на самой границе СССР, уже в течении многих дней и недель героически сражаются с врагом наши войска. Фашисты окружили крепость плотным кольцом, яростно штурмуют ее, но ни бомбы, ни снаряды не могут сломить упорства крепостного гарнизона, и что советские воины, обороняющиеся там, дали клятву умереть, но не покориться врагу, и отвечают огнем на все предложения гитлеровцев сдаться.

Мальчик 1. А как же наши узнали об этом?

Мальчик 2. Говорят, летчики, отправляясь по ночам бомбить военные объекты фашистов, пролетали около Бреста и видели снизу вспышки снарядных разрывов, огонь стреляющих пулеметов.

Мальчик 1. Так то крепость! В крепости обороняться сподручнее. Стены, укрепления, пушек, наверное, много. Вот и дерутся так долго. (Вместе уходят со сцены.)

Слайды 8–9

Ведущий 1. Солдат не наврал. Это не легенда о Брестской крепости – это быль.

Ведущий 2. 28 июля 1944г. Советские воины впервые после трех лет фашистской оккупации вошли в Брестскую крепость.

Ведущий 1. Почти вся крепость лежала в развалинах. Эти груды развалин были полны сурового величия, словно в них до сих пор жил несломленный дух павших борцов 1941года. И чудо произошло! Камни вдруг заговорили!

Ведущий 2. На уцелевших стенах крепостных строений, в проемах окон и дверей стали находить надписи. Они были нацарапаны штыком или пулей. В крепостных руинах зазвучали живые голоса безвестных героев 1941 года, державших оборону крепости 29 дней до 20 июля 1941 года.

Слайды 10–14

Фонограмма “Камни говорят” (Приложение 6) (читают разные голоса кадром).

  1. “Нас было пятеро: Седов, Грутов, Боголюб, Михайлов, Селиванов. Мы приняли первый бой 22 июня 1941года. Умрем, но не уйдем!” – надпись на кирпичах наружной стены близ Тереспольских ворот.
  2. В одном и помещений западной части казарм: “Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрем, как герои. Июль 1941г.”.
  3. В клубе, где находилась будка киномеханика: “Нас было трое москвичей – Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву: умрем, но не уйдем отсюда. Июль 1941 г.”.
  4. “Я остался один, Степанчиков и Жунтяев погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас!”.
  5. Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20 июля 1941”

Исполняется песня “Свечи”. Слайды 15–17

Ведущий 1. На сегодняшний день в братской могиле захоронены 850 защитников Брестской крепости. Известны имена только 213 героев. На берегу реки Мухавец расположена скульптурная композиция “Жажда”.

Студент. “Жажда” В. Бойко. Слайд 18

Он упал
В пылающем Бресте,
На краю огромной беды
С жаждой боя,
И правой мести,
И – хотя бы глотка воды.
Обозначились резче скулы,
Сжала намертво каску
Рука…
Изваял таким его
Скульптор
На века.
День настал –
По мемориалу
Разлилась
Людская волна.
Отделилась
Капелькой малой
От нее
Старуха одна.
Не букет несла,
Не венок –
Просто в каску
Плеснула водицы
И шепнула:
– Попей, сынок!
Скульптор,
Словно каменный,
Замер,
Лишь слеза
По щеке поползла;
Глубже всех
Его главный замысел
Эта женщина
Поняла.
Чтоб Жаждущему
Поклониться.

Фонограмма “Беловежская пуща”. Слайды 19–20

Ведущий 2. Да, самой жестокой мукой для раненых и для здоровых была постоянная, сводящая с ума жажда. Противник стерег все подходы к воде. И все же бойцы ночами порой доставали воду. И когда боец, бережно неся в обеих руках котелок с водой, люди старались не смотреть на добытую им воду – они не претендовали ни на каплю ее.

Ведущий 1. Они знали, что прежде всего воду надо залить для охлаждения в кожухи станковых пулеметов “Максим”, которые без этого могут перегреется и выйти из строя. Вся же остальная вода поступала в подвалы – для детей, раненых и женщин.

Ведущий 2. В подвалах штыками и ножами пытались рыть ямы, где за день собиралось меньше котелка воды. Чтобы облегчить мучения, бойцы брали в рот сырой песок, пили кровь из собственных ран, но все это, казалось, только обостряло страдания.

Ведущий 1. Воду, пищу, которую удавалось добыть, прежде всего несли детям и даже тяжелораненые отказывались от своей скудной доли в пользу малышей. Каждый участник обороны знал, что и последний патрон должен достаться врагу, а погибнуть можно и в рукопашной схватке. Защитники Брестской крепости пережили и сотворили невозможное.

Исполняется песня “Журавли”. Слайды 21–24

Звучат позывные Ленинграда – 1-й куплет “Вечерней песни”. (Приложение 7)

Слайды 25–29

Ведущий 2. В сентябре 1941 года немецко-фашистские войска, несмотря на отчаянные сопротивление нашей армии, вышли на ближайшие подступы к Ленинграду. Отдавать Ленинград было нельзя. По мнению командующего ленинградским фронтом маршала Жукова, при сдаче Ленинграда враг незамедлительно пошел бы на Москву.

Ведущий 1. Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба “О будущности Ленинграда” от 22 сентября 1941 года: “Фюрер решил стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежка с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города”.

Ведущий 2. Началась 900 дневная блокада Ленинграда. Большой бедой, была нехватка продуктов питания, люди умирали от голода. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было! Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

Ведущий 1. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

Мы всегда должны помнить подвиг людей, которые спасали умирающих от голода ленинградцев.

Слайд 30

Студент. Отрывок из ленинградской поэмы О. Берггольц.

На сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шлем
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят
И дрогнут, и молчат, и ждут
Прислушиваются тревожно:
– К заре сказали привезут…
– Гражданочки, держаться можно...
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Слайд 31

Ведущий 2. Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: “Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя”.

Ведущий 1. Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу. В документальном сборнике “Стояли со взрослыми рядом...” есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами.

(Рассказ двух школьниц.) Слайд 32

Студент. “Помню, в булочной мне сделалось плохо,– рассказывает Ольга Николаевна,– и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул”.

Студент. “А мне запомнилось как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной на Социалистической маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба – по пять-десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нee”.

Звучит музыка (Седьмая симфония Д.Шостаковича).

Слайды 33–34

Ведущий 2. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Слайд (увеличенная копия странички из записной книжки Тани Савичевой, хранящейся в музее истории Ленинграда).

Чтецы 1–2 (по очереди читают записи):

“Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.”.
“Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.”,
“Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.”.
“Мама умерла 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.”
“Савичевы умерли”. “Умерли все”. “Осталась одна Таня”.

(Стук метронома.) (Приложение 8)

Студент.И летели листовки с неба…” (Елена Рывина) Слайд 35

И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали и говорили:
– Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь!

Слайд 36

Ведущий 1. И снова возвращаемся на центральное направление наступления немецко-фашистских войск. У группы “Центр” была конечная цель – Москва. Фашисты отчаянно шли и подступали к Москве. К концу ноября был взят Клин.

5–6 декабря началось контрнаступление советских войск. Прямо с заводов на фронт шли танки. Удалось превзойти врага по числу самолетов. На 159-200 километрах от столицы были отброшены вражеские войска. Битва за Москву завершилась в апреле 1942года. Был сделан первый шаг к победе, развеян миф о непобедимости врага.

Фонограмма “Москва!” О. Газманов. Звуковой файл можно получить у автора статьи.

Слайды 37-39

Ведущий 2. Война продолжалась, количество погибших все росло и росло. Битва под Сталинградом известна всем жителям страны. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.

Ведущий 1. Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк: “ Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины”. Фашисты гибли сотнями. Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия смерти: “Мы никогда уже не покинем Россию”; “каждый из нас здесь и погибнет”; “если из-за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это будет для меня благом”.

Панорама под песню.

Звучит песня "Поклонимся великим тем года”. Слайд 40. Звуковой файл можно получить у автора статьи.

Ведущий 2. Победа советской армии в Сталинградской битве стало началом коренного перелома в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Слайды 41–43

Ведущий 1. Бесконечно долго можно рассказывать об ужасах этой войны и беспримерном мужестве солдат, героических тружеников тыла, всего советского народа. То, что пережила и выстрадала наша земля, невозможно вспоминать без боли и праведного гнева. Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: “Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки”. Так и поступали фашистские захватчики.

Студент. “Волки” (М. Джалиль). Слайды 44–45

Люди кровь проливают в боях:
Сколько тысяч за сутки умрет!
Чуя запах добычи, вблизи
Рыщут волки всю ночь напролет.

Разгораются волчьи глаза:
Сколько мяса людей и коней!
Вот одной перестрелки цена!
Вот ночной урожай батарей!

Волчьей стаи вожак матерой,
Предвкушением пира хмелен,
Так и замер: его пригвоздил
Чуть не рядом раздавшийся стон.

То, к березе припав головой,
Бредил раненый, болью томим,
И береза качалась над ним,
Словно мать убивалась над ним.

Все, жалеючи, плачет вокруг,
И со всех стебельков и листков
Оседает в траве не роса,
А невинные слезы цветов.

Старый волк постоял над бойцом.
Осмотрел и обнюхал его,
Для чего-то в глаза заглянул,
Но не сделал ему ничего...

На рассвете и люди пришли.
Видят: раненый дышит чуть-чуть.
А надежда-то все-таки есть
Эту искорку жизни раздуть.

Люди в тело загнали сперва
Раскаленные шомпола,
А потом на березе, в петле,
Эта слабая жизнь умерла...

Люди кровь проливают в боях:
Сколько тысяч за сутки умрет!
Чуя запах добычи вблизи,
Рыщут волки всю ночь напролет.
Что там волки! Ужасней и злей
Стаи хищных двуногих зверей.

Слайд 46

Ведущий 2. Только на территории СССР, подвергшейся оккупации, фашистские изверги замучили и истребили около 10 миллионов советских мирных граждан, в том числе детей, стариков и женщин. Миллионы людей, угнанных в Германию, содержались в неволе, как древние рабы. Фашисты покрыли Европу густой сетью концентрационных лагерей, организовали чудовищные “фабрики смерти”. Кровь стынет в жилах при одном упоминании о таких мрачных застенках, как Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Заксенхаузен, Треблинка, Саласпилс. Все это страшные лики войны.

Видеоролик “Бухенвальд.

(Приложение 4) Слайды 47–48

Ведущий 1. Фашистские застенки убили 11 миллионов жизней. В память о жертвах нацистского террора, в память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных, заживо погребенных объявляется Минута молчания...
Все встают. Идет Минута молчания. После Минуты молчания включается негромкая запись колокольного звона, на фоне которого читаются стихи.
Студент. “Варварство” (М. Джалиль). Слайды 49–52

Они с детьми погнали матерей 
И яму рыть заставили, а сами 
Они стояли, кучка дикарей, 
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд 
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами 
Окинул обреченных... Мутный дождь 
Гудел в листве соседних рощ 
И на полях, одетых мглою, 
И тучи опустились над землею, 
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня, 
Я не забуду никогда, вовеки! 
Я видел: плакали, как дети, реки, 
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами, 
Как солнце скорбное, омытое слезами, 
Сквозь тучу вышло на поля, 
В последний раз детей поцеловало, 
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас 
Он обезумел. Гневно бушевала 
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, 
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук, 
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной, 
Ребенок, мальчуган больной, 
Головку спрятал в складках платья 
Еще не старой женщины. Она 
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка! 
Все понял, понял все малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже, 
Нагнувшись, подняла двумя руками мать, 
Прижала к сердцу, против дула прямо...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! 
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь–
И хочет вырваться из рук ребенок, 
И страшен плач, и голос тонок, 
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь, 
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь, 
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь, 
Две жизни и одна любовь! 
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих! 
Земля моя, скажи мне, что с тобой1 
Ты часто горе видела людское, 
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз 
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят, 
Но выше подними великой правды знамя, 
Омой его земли кровавыми слезами, 
И пусть его лучи пронзят, 
Пусть уничтожат беспощадно 
Тех варваров, тех дикарей, 
Что кровь детей глотают жадно, 
Кровь наших матерей...

Слайды 53–54

Ведущий 2. Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив время на “довоенное” и “военное”. Навеки останутся в памяти народной события, связанные с Блокадой Ленинграда,
Разгромом немецко-фашистских войск под Москвой,
Сталинградской битвой,
Битвой на Курской дуге,
Действиями партизан и подпольщиков на оккупированных территориях,
Героической работой в тылу…

Ведущий 1. Беда пришла в каждый дом, в каждую семью. 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.

Студент. “Мама”. Слайды 55–56

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой
И любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессилив,
Задремала,
И приснилось ей,
Будто бы она –
Сама Россия,
Мать 100 миллионов сыновей.
Будто в поле,
Вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет,
Называя поименно,
Сыновей,
Что не придут домой,
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть
России.
Как морей не вычерпать до дна.

Исполняется песня “Аист на крыше”. Слайды 57–65.

Использованная литература.

  1. Советская историческая энциклопедия. – М.: Издательство “Советская энциклопедия”, 1987.
  2. Журнал “Классный руководитель” – М. 2010, 1.
  3. Журнал “Классный руководитель” – М. 2011, 1.
  4. Газета “Семья” № 45, 2009.
  5. Интернет-ресурсы.