Цель: Формирование системы знаний о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте.
Задачи:
- Совершенствовать знания детей о правилах поведения на улице города; закреплять знания о светофоре. Расширять представления детей о дорожных знаках. Воспитывать безопасный стиль поведения на улице и культуру поведения на транспорте.
- Обогащать и активизировать словарный запас по теме.
- Учить различать и называть части предметов. Классифицировать виды транспорта:
- наземный, водный, воздушный.
- Стимулировать речевую активность детей, учить отвечать на вопросы, использовать объяснительную и доказательную речь.
- Развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность; (произносить звуки тише-громче).
- Развивать конструктивные способности.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения.
Оборудование: письмо в конверте; предметные иллюстрации транспорта; изображения дорожных знаков (правильные и неправильные); палочки Кюизенера; массажные шарики Су Джок; разрезные картинки с разными видами транспорта; мяч; звоночек; угощение.
Предварительная работа: экскурсии по улице города с воспитателем, изучение правил дорожного движения и правил поведения в транспорте, разучивание стихотворения о светофоре, изготовление “Азбуки дорожного движения”. Разучивание песни “Наш автобус голубой” А. Филиппенко, “Пешеходный переход” Л. Белых.
Ход занятия
Логопед:
Сказка начинается.
Вы слыхали, дети,
Светофория – страна
Есть на белом свете?
Разный там народ живет:
И автомобили, и шофер, и пешеход.Да, чуть не забыли!
Управляет царь страной,
Светофор Великий,
Чтобы не было какой
Там неразберихи.
Появляется Светофор (родитель):
Светофор:
С виду я немножко грозный
Очень важный светофор.
На дороге с перекрестка
Я на всех гляжу в упор.
Все сигналам светофора
Подчиняются без спора!
Различать должны вы ясно –
Свет зеленый, желтый, красный?
Стук в дверь…
Почтальон (один из родителей) приносит письмо от жителей страны Светофории. Логопед зачитывает его:
“ Дорогие дети детского сада № 299, у нас случилась беда: жители нашей страны забыли все правила дорожного движения, сигналы светофора, дорожные знаки. Движение пешеходов и транспорта остановилось. Во всех городах нашей страны люди не могут безопасно ездить и ходить по улицам. Помогите нам, пожалуйста!”
– Ребята! Поможем жителям страны Светофории?
– Но давайте сначала сами вспомним некоторые правила дорожного движения.
Пальчиковая гимнастика.
Дорожных правил очень много:
Раз – внимание, дорога! (Загибаем пальчики, начиная с мизинца.)
Два – сигналы светофора
Три – смотри, дорожный знак,
А четыре – переход. Вот!
Правила всем надо знать (Указательным пальцем делаем круг около загнутых пальчиков и грозим этим пальцем.)
И всегда их выполнять.
– А теперь отправимся в путь, в Страну Светофорию. Полетим на вертолете.
Игра “Вертолет”.
Быстро лопасти крути, (Дети вертят руками над головой, бегут.)
Вертолет, лети, лети!
– Наша первая остановка в городе Почемучек. Жители этого города очень любят задавать вопросы.
Игра “Что? Где? Когда?”
Вопросы:
– Какой сигнал светофора разрешает переходить дорогу?
– В каком месте можно переходить дорогу?
– Как называется часть улицы, по которой должен двигаться транспорт?
– Для чего необходим дорожный знак “Пешеходный переход”?
– Что должны делать пешеходы, когда на светофоре горит красный сигнал?
– Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы жителей города Почемучек. Теперь в
этом городе будет порядок. Дальше поедем на машине.
Игра “Шофер”.
(Дети крутят руками, как за рулем шофер.)Кручу – лечу во весь опор.
Я сам – мотор,
Я сам – шофер!
Я нажимаю на педаль,
И машина мчится вдаль! (Бегут по кругу, произнося: ж-ж-ж!)
А следующая остановка в городе Сломанных машин.
Игра “Построй автомобиль” с использованием палочек Кюизенера.
– Этот автомобиль попал в аварию, давайте починим его.
Дети из палочек строят автомобиль, отвечая на вопрос: Какие части есть у автомобиля? (У автомобиля есть колеса, кузов, кабина и т.д.)
– Автомобиль мы починили. Давайте проверим, как он работает? (Педагог нажимает на кнопку сигнала и говорит: “Би-Би”. Дети по очереди проверяют сигнал, но по просьбе логопеда издают сигнал громче – тише, в зависимости от местонахождения автомобиля далеко – близко.)
– Давайте посмотрим, как эти машины будут участвовать в гонках.
Пальчиковая гимнастика “Гонки” с помощью массажных шариков Су Джок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Катать колючие шарики по каждому пальчику вперед-назад, начиная с большого пальца.)
Можно гонки начинать. (То же самое, начиная с мизинчика.)
По кругу, по кругу. Вперед и назад, (По кругу в одну и другую сторону.)
Но пальцы машинку мою тормозят. (Катать по слегка согнутым пальцам вперед и назад.)
Закрылись. Машинка стоит в гараже.
И фары погасли, не светят уже. (Заглядывать в маленькую щелочку в кулаке).
– Положите колючие шарики в коробочки.
– А теперь давайте вспомним, какие еще виды транспорта вы знаете.
Игра “Едет, плавает, летает”.
Логопед называет по картинкам вид транспорта (автобус, самолет, трактор, и т. д), дети классифицируют его, называют (наземный, водный, воздушный) и выполняют соответствующее движение (приседают, дотрагиваются до земли, руки в стороны – плывут, руки вверх – летят).
– Нам снова пора в путь. Поедем на велосипеде:
Упражнение “Велосипед”:
На педали мы нажали,
Крутим, крутим мы педали.
Не догонит ветер вслед.
Нас везет …велосипед. Дети сидя выполняют в воздухе круговые движения ногами – “велосипед”.
– Стоп! Остановка. Двери открываются – ш-ш-ш.
Мы в городе Автомобилей.
Я предлагаю детям собрать разрезные картинки с разными видами транспорта:
троллейбус, автобус, трамвай, самолет, кораблик и т. д.
Светофор: – Мой знакомый художник Калякин-Малякин нарисовал три пешеходных светофора, но только один из них он нарисовал правильно. (Дети находят правильный светофор и объясняют ошибки художника.)
Физкультминутка “Светофор”.
На зеленый сигнал дети ходят по группе, на желтый – стоят на месте, на красный – грозят друг другу пальцем.
Светофор: – Художник нарисовал дорожные знаки, но и их он нарисовал неправильно. Какие дорожные знаки хотел нарисовать художник и в чем его ошибки. (Дети исправляют хорошо понятные им ошибки).
– Теперь художник знает, как правильно рисовать светофоры и дорожные знаки, и мы можем двигаться дальше. Мы пойдем пешком. Значит, как нас можно назвать? (Пешеходы.)
Логопед: – Это город Загадочников, мы в городе загадок.
Послушайте стихи и загадки о дорожном порядке.
1. Рядом школа или садик
Осторожнее шофер.
Здесь гуляют Тани, Пети
И дорожный знак здесь…(дети)2. Заболел живот у Ромы
Не дойти ему до дома,
В ситуации такой,
Нужно знак найти, какой?3. Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые
Через дорогу нас ведет… (Пешеходный переход)
Под землею вырыт ход
Вот… (Подземный переход.)
– Молодцы! А теперь все вместе будем играть с мячом.
Игра с мячом “Один – много”.
Образование множественного числа существительного и выделение последнего звука в слове. Выходите, вставайте в круг. Я буду называть один предмет и бросать вам мяч. Вы должны назвать много предметов, выделить в нем последний звук и вернуть мне мяч.
Самолет – самолеты,
машина – машины,
вагон – вагоны,
велосипед – велосипеды
водитель – водители,
летчик – летчики,
шофер – шоферы,
капитан – капитаны,
машинист – машинисты.
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
На чем же мы с вами, ребята, поедем? (Трамвай.)
– Я вам открою секрет: как сделать так, чтобы этот трамвайчик поехал. Главное
в трамвае – звоночек, чтобы все знали, что мы едем и уступали нам дорогу. А
звенит он вот так … (показывает).
Еще трамваю нужны двери, чтобы входить и выходить на остановках. “Двери
закрываются” – руки сомкнуть впереди себя. “Двери открываются” – руки разводим в
стороны и помогаем голосом: ш – ш – ш.
А про колеса забыли! Без них даже сказочные трамваи не двигаются. А стучать
колеса будут вот так (топают с усилением звука).
Перед тем, как отправиться, давайте вспомним правила поведения в трамвае.
Ответы детей:
1. Нельзя громко разговаривать, шуметь, кричать и отвлекать водителя.
2. Уступать место больным и пожилым людям, женщинам с маленькими детьми.
3. Запрещается, есть мороженое и другие продукты, которые могут испачкать людей.
4. Запрещается высовываться в окно или выставлять руку.
А вы кому-нибудь уступали место в трамвае?
Хорошо, правила вспомнили, теперь можно отправляться.
Стоп! (Остановка. Двери открываются – ш –ш –ш.)Светофор.
Перед вами город Дорожных Знаков. Отгадайте, что это за знаки.
Очень важен он и все ж
На кирпичик он похож!
Знаем я и ты, и он
Это знак… (“Въезд запрещен”).
О-е-е-е-е-ей!
Это что там под землей?
От машины вас спасет
Наш… (“Подземный переход”).
Этот знак предупреждает.
Жизнь детишек охраняет.
Знают все на свете – … (“Осторожно, дети!”).
Здесь машина как гроза,
Здесь не держат тормоза.
Этот знак для всех тревога –
Это … (“Скользкая дорога”).
Этот мостик над дорогой
Служит нам большой подмогой.
Через улицу ведет
Нас … (“Надземный переход”). (Показ всех этих знаков, по мере отгадывания загадок.)
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать!
Надо знаки уважать!
– Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться.
Мы помогли жителям страны Светофории, навели порядок в ее городах напомнили правила дорожного движения.
– Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
О чем мы сегодня говорили? Какое задание тебе понравилось? Какое задание было самым трудным? А какое задание легким? А мне понравились вы, мои дорогие. Денис – за точные ответы, Маша – за внимательность, Артем – за активность, Кира – за усидчивость…
Светофор: – Спасибо, дети, вам большое, вы помогли жителям Светофории, я приготовил вам угощение.
Все дети получают угощение от Светофора.