Урок чтения по теме «Богатырская сказка про Илью Муромца". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний.

Образовательная система “Школа 2100”.

Учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. “Маленькая дверь в большой мир” 2 класс.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в группе.
Этапы урока Содержание урока Примечания
1. Организационный момент Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Урок литературного чтения
Словно приключение
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь
И много узнаешь.
Книга с нами всегда
А вы урок чтения любите?
Да!
Тогда внимательно слушай, дружок,
Чтоб все задания выполнить смог.
Создание благоприятной атмосферы в классе.

Мотивация на работу.

Мотивация

2. Актуализация

знаний

Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам богатырских сказок. Путь наш не близок. Лежит он через холмы, горы и долины.

Вот и первая преграда на нашем пути.

Чтобы её миновать, надо ребус разгадать.

Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов-предметов, изображенных на картинках.

Произнесем хором БЫ-ЛИ-НЫ

– Кто знает, что обозначает это слово?

Былина – это русские народные торжественные песни.

Это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях.

– Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав второе слово.

– Читаем хором БО-ГА-ТЫ-РИ

– Кто такие богатыри?

– Кто из вас знает русских богатырей?

– Мы с вами миновали преграду. Чтобы прославить богатырей, люди сочиняли для них музыку.

Послушайте фрагмент симфонии А. П. Бородина “Богатырская”

– Перед нами богатырская застава.

– Кто изображён на картине?

– Кто знает их имена?

– Что вы видите на заднем плане картины?

– Зачем вышли в дозор богатыри?

– Послушайте былинный сказ и попробуйте определить тему нашего урока.

– Кто догадался, кому будет посвящён урок?

(Илье Муромцу-русскому богатырю)

Возьму гусли звонкие, яровчатые.
Да настрою гусли на старинный лад.
Заведу старину стародавнюю
Бывальщину о деяниях
Славнорусского богатыря
Ильи Муромца.
Синему морю на тишину,
А всем добрым людям
На послушание.

Показ картинки, на которой нарисованы гусли.

Картина М.В. Васнецова “Богатыри”

3. Тема и цель урока – Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Цель нашего урока – вспомнить “Сказку про Илью Муромца”, составить словесный портрет Ильи Муромца.

– Итак, проверим, как вы поработали с текстом сказки дома.

Предположения на основе иллюстрации
4. Проверка домашнего задания.

Работа с учебником.

Откройте книгу по чтению и найдите “Сказку об Илье Муромце”

– Прочитайте отрывки, которые можно озаглавить так:

  1. Горе стариков
  2. Волшебная вода странников
  3. Наказ странников
  4. Шутка Ильи
Предложения записаны на доске
5. Пересказ сказки – У вас получился план сказки.

– Кто кратко перескажет сказку по плану? (3 ученика)

 
6. Физкультминутка Для продолжения пути надо немного отдохнуть.

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё
Через левое плечо
Буквой “л” расставим ноги
Точно в танце – руки в боки
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Самооценка
7. Беседа о жанре произведения – Вот и добрались мы до долины вопросов.

– Какое по жанру произведение мы прочитали?

– Назовите сказочные приметы.

– Приведите примеры слов архаизмов (не пуще, не прекословил, латы, колчан со стрелами, выпивает единым духом).

– Кто герой сказки?

– Всё мы узнали об Илье Муромце? (Нет)

– О чём же рассказывает отрывок, помещённый в учебнике?

– Как можно его озаглавить

– В каких словах выражена главная мысль сказки?

(“Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую”)

– Почему эта сказка относится к богатырским сказкам?

 
8. Составление устного рассказа о богатыре Илье Муромце – Мы побывали в долине вопросов, и путь наш лежит к богатырскому холму.

– Вы должны составить устный рассказ о богатыре Илье Муромце.

  1. Отметьте в рассказе отрывки, в которых описан Илья Муромец, его поступки.
  2. Выберите в тетрадях слова, описывающие внешний вид Ильи Муромца.
  3. Определите последовательность своего рассказа.
  4. Выберите рассказчика от своей группы.
 
9. Устный рассказ – Кто расскажет о русском богатыре Илье Муромце? Работа в группах
10. Просмотр отрывка мультфильма – А теперь посмотрите отрывок из мультфильма об Илье Муромце и сравните его образ с образом, о котором рассказали вы.

– Сравните богатыря, нарисованного вами и богатыря из мультфильма.

1–2 человека
11. Итог урока – Давайте подведём итоги.

– Что в сказке правдиво?

– Что вымышлено?

– Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла?

– Кому захотелось прочитать всю сказку об Илье Муромце?

– Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: “ Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую”?

– И вы можете стать защитниками своей земли, родины.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле
Не топтать их коням землю русскую.
Не затмить их солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

 
12. Домашнее задание – Приготовиться выразительно читать понравившейся отрывок.

– Придумать два вопроса к сказке.

Оценки.