Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний.
Образовательная система “Школа 2100”.
Учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. “Маленькая дверь в большой мир” 2 класс.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в группе.
Этапы урока | Содержание урока | Примечания |
1. Организационный момент | Прозвенел звонок и смолк Начинается урок Урок литературного чтения Словно приключение С книгою в космосе ты побываешь И в сказку поверишь И много узнаешь. Книга с нами всегда А вы урок чтения любите? Да! Тогда внимательно слушай, дружок, Чтоб все задания выполнить смог. |
Создание благоприятной атмосферы в классе. Мотивация на работу. |
Мотивация 2. Актуализация знаний |
Сегодня мы продолжаем путешествовать по
страницам богатырских сказок. Путь наш не близок. Лежит он через холмы,
горы и долины.
Вот и первая преграда на нашем пути. Чтобы её миновать, надо ребус разгадать.
Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов-предметов, изображенных на картинках. Произнесем хором БЫ-ЛИ-НЫ – Кто знает, что обозначает это слово? Былина – это русские народные торжественные песни. Это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. – Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав второе слово. – Читаем хором БО-ГА-ТЫ-РИ – Кто такие богатыри? – Кто из вас знает русских богатырей? – Мы с вами миновали преграду. Чтобы прославить богатырей, люди сочиняли для них музыку. Послушайте фрагмент симфонии А. П. Бородина “Богатырская” – Перед нами богатырская застава. – Кто изображён на картине? – Кто знает их имена? – Что вы видите на заднем плане картины? – Зачем вышли в дозор богатыри? – Послушайте былинный сказ и попробуйте определить тему нашего урока. – Кто догадался, кому будет посвящён урок? (Илье Муромцу-русскому богатырю)
|
Показ картинки, на которой нарисованы
гусли. Картина М.В. Васнецова “Богатыри” |
3. Тема и цель урока | – Как вы думаете, какая тема нашего урока? – Цель нашего урока – вспомнить “Сказку про Илью Муромца”, составить словесный портрет Ильи Муромца. – Итак, проверим, как вы поработали с текстом сказки дома. |
Предположения на основе иллюстрации |
4. Проверка домашнего задания. Работа с учебником. |
Откройте книгу по чтению и найдите “Сказку
об Илье Муромце” – Прочитайте отрывки, которые можно озаглавить так:
|
Предложения записаны на доске |
5. Пересказ сказки | – У вас получился план сказки. – Кто кратко перескажет сказку по плану? (3 ученика) |
|
6. Физкультминутка | Для продолжения пути надо немного
отдохнуть.
|
Самооценка |
7. Беседа о жанре произведения | – Вот и добрались мы до долины вопросов. – Какое по жанру произведение мы прочитали? – Назовите сказочные приметы. – Приведите примеры слов архаизмов (не пуще, не прекословил, латы, колчан со стрелами, выпивает единым духом). – Кто герой сказки? – Всё мы узнали об Илье Муромце? (Нет) – О чём же рассказывает отрывок, помещённый в учебнике? – Как можно его озаглавить – В каких словах выражена главная мысль сказки? (“Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую”) – Почему эта сказка относится к богатырским сказкам? |
|
8. Составление устного рассказа о богатыре Илье Муромце | – Мы побывали в долине вопросов, и путь наш
лежит к богатырскому холму. – Вы должны составить устный рассказ о богатыре Илье Муромце.
|
|
9. Устный рассказ | – Кто расскажет о русском богатыре Илье Муромце? | Работа в группах |
10. Просмотр отрывка мультфильма | – А теперь посмотрите отрывок из
мультфильма об Илье Муромце и сравните его образ с образом, о котором
рассказали вы. – Сравните богатыря, нарисованного вами и богатыря из мультфильма. |
1–2 человека |
11. Итог урока | – Давайте подведём итоги. – Что в сказке правдиво? – Что вымышлено? – Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла? – Кому захотелось прочитать всю сказку об Илье Муромце? – Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: “ Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую”? – И вы можете стать защитниками своей земли, родины. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! |
|
12. Домашнее задание | – Приготовиться выразительно
читать понравившейся отрывок. – Придумать два вопроса к сказке. Оценки. |