Просветительная работа по ПДД в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, ведь у них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров в недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему мы с самого раннего возраста учим детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ, заключаются в отказе от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Одной из таких форм работы является просветительная работа среди населения всеми участниками педагогического процесса. Причем дети являются самым главным звеном в этой работе.

Просветительная работа не зависит от места проведения, главное в какой форме мы преподносим необходимый материал. Участвуя в конкурсе “Зелёный огонёк” среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений весь месячник мы поделили на три блока:

Работа с педагогами

  • разработать и провести с детьми мероприятие по ПДД
  • подготовиться к акции "Осторожно дорога!"
  • принять участие в театрализованном шествии "Стоп водитель - пешеход..."

Работа с родителями

  • разработать и провести с встречу в семейном клубе “Веселая семейка” на тему: “Научите ребенка правильно вести себя на дороге”;
  • организовать среди родителей конкурс стенгазет по ПДД;
  • провести среди родителей письменный опрос “А вы знаете?”

Работа с детьми

  • дети активные участники всех проводимых мероприятий.

Включаясь в месячник безопасности ПДД мы преследовали следующие задачи:

– учить воспитателей при выборе формы обучения правильно доносить до детей смысл опасности несоблюдения правил и при этом не искажать их содержание;
– побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей;
– закрепить знания детей о Правилах дорожного движения.

Творческой группой педагогов был разработан план работы по ПДД, который включал в себя следующие мероприятия.

План работы в течение месячника по ПДД

“Зеленый огонек”

п/н Мероприятие Ответственные за проведение
1 Театрализованное шествие “Стоп водитель – пешеход…” Ст. воспитатель
2 Конкурс стенгазет посвященный правилам дорожного движения Воспитатели
3 Заседание родительского клуба “Веселая семейка” Воспитатели
4 Анкетирование родителей Ст воспитатель
5 Акция “Осторожно дорога!” Ст воспитатель

Начался месячник безопасности с того, что родителям была предложена анкета для заполнения. Она включала 5 вопросов

Вопросы для анкеты были поставлены следующие:

– Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения?
– Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в детский сад и обратно?
– Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения?
– Бывает иногда так, что ваш ребенок “преподает” вам урок безопасного поведения на дороге?
– С какого возраста вы стали знакомить его с ними?

Анализ анкет показал, что в основном родители понимают всю важность обучения ПДД, но в большинстве случаев откладывают эту работу с детьми на потом. “Вот подрастет немного и будем учить”. Многие не осознают того, что потом может быть поздно! Большой процент родителей не считает нужным показать детям безопасный путь к детскому саду, так как подвозят ребенка на машине.

Анализ анкетных данных

С какого возраста вы стали знакомить детей с правилами дорожного движения.

Поэтому мы ставили перед собой цель убедить родителей в необходимости такой работы именно с детьми дошкольного возраста. Для этого было разработано и проведено родительское собрание “Чтобы не было поздно”

На заседании родительского клуба воспитатели пытались донести до родителей ту огромную ответственность, которую они несут перед своими детьми и обществом. Ведь именно они, каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

На заседании родители познакомились с результатом анкет. Ведущий проанализировал их содержание, связав с общей городской статистикой. После беседы с воспитателем и обмена вопросами и ответами нам удалось убедить родителей в необходимости более ранней работы с детьми. Все сошлись во мнении, что лучше начинать учить ребенка с того момента как он начинает понимать речь взрослого. Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Ежегодно на дорогах гибнет большое количество детей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких.

Выполняя предложенные задания, родителям приходилось думать, анализировать, правильно формулировать свои мысли. Все сошлись во мнении, что такие собрания интересны и просто необходимы для постоянного напоминания взрослым об их долге по отношению к детям.

Помимо общесадовских педагоги разработали и провели занимательные мероприятия на группах.

В группе раннего возраста №2 на занятии по аппликации учились переводить через дорогу лесных зверушек. Дети узнали, что такое зебра, а родители получили задание познакомить детей с пешеходным переходом на улице. Многие родители считают, что с их детьми еще рано заниматься правилами ПДД. Такие акции помогают поднять грамотность родителей в вопросах дорожной безопасности.

Средняя группа №11 представила на конкурс комплекс утренней гимнастики по правилам дорожного движения. С помощью физических упражнений ребята пропагандировали в доступной для них форме правила ПДД.

Светофор мигал разноцветными глазами помогая детям переключиться с одного упражнения на другое, а цветные автомобили ждали нужный сигнал, чтобы переехать к месту нового упражнения.

Ребята старшей группы показали ситуации на дорогах с участием пешеходов и водителей. Зрителям были показаны различные ситуации, которые могут привести к печальным последствиям и все вместе разбирали запутанные истории.

Вот мальчик катается по дороге на самокате, а навстречу ему выезжает машина. Ребята с удовольствием включаются в игру и объясняют причины аварии. А вот мамочки с колясками переходят дорогу на зеленый свет, который показывает светофор для пешеходов. Все остаются довольны, что правила не нарушены.

Знания у детей оказались достаточно прочными. Ни одна ситуация не осталась без внимания. Все дружно ребята подсказывали героям правильный вариант поведения на улице.

Воспитанники подготовительных групп вместе с воспитателем совершили экскурсию к светофору. Здесь они повторили правила поведения на дороге и наблюдали как пешеходы переходят дорогу.

Прямо на улице ребята разбирали реальные ситуации на дороге. Было отмечено, что почти все пешеходы и водители соблюдают правила, но еще встречаются и нарушения. Не все пешеходы дожидаются зеленого сигнала, а идут на желтый.

За время месячника все группы, начиная от самых маленьких готовились к конкурсу стенгазет. Для стенгазет было предложено пять рубрик:

– А вы знаете?
– Правила на дороге;
– Говорят дети;
– Литературная страничка;
– мы пассажиры.

Сколько интересной информации, ситуаций и событий ребята внесли в свои газеты. Яркие, красочные плакаты привлекали внимание как детей, так и взрослых. Много интересного узнали читатели газет о ПДД.

Очень тщательно готовились ребята с воспитателями к театрализованному шествию. Все вместе готовили красочную атрибутику для демонстрации ее как пешеходам, так и водителям. Ребята совместно с воспитателями разработали маршрут по которому пойдут, разучили речевку подели между собой агитационные планшеты. И вот нарядной, яркой колонной ребята отправились в путь по выбранному маршруту. Проходя по самым людным улицам в центре города они привлекали внимание прохожих и проезжающих мимо машины. Мы надеемся, что видевшие нас люди еще раз задумаются о важности соблюдения правил на дорогах. И прежде чем перебегать дорогу перед идущим транспортом кто-нибудь из них обязательно вспомнит этих детей несущих транспаранты с правилами ПДД. И может быть это предотвратит очередную драму на дороге.

Закончился месячник по правилам дорожного движения мероприятием “Осторожно дорога!”. Все свои стенгазеты ребята вынесли на улицу и разместили на ограждении, вдоль пешеходного тротуара.

Девочки, одетые в курточки цветов светофора изображали светофор и следили за большой пачкой агитлистовок приготовленных каждой группой. А в это время мальчик в фуражке полицейского и с полосатым жезлом в руке останавливал прохожих, напоминал им о необходимости соблюдать правила движения и вручал листовку. Ни один пешеход и ни один водитель приехавший за ребенком в детский сад не остался без памятки по правилам дорожного движения.

Награда, на которую мы надеемся поучаствовав в месячнике “Зеленый огонек” – снижение числа и тяжести аварий с участием детей. И может быть, ребенок, получив полезные знания, освежит память и взрослым, которые всегда основные участники и виновники ДТП.